УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Чернова Ю.К., Антипова О.И., Хмелькова В.И. (ТГУ, г. Тольятти, РФ)

 

The problem solves of improving the competitiveness of products through the integration of quality management methods, and logistics management in this article.

 

В XXI веке все говорят о конкурентоспособности - потребители и производители, министры и чиновники, премьер-министр и президент. Говорят о конкурентоспособности России на мировых рынках, о конкурентоспособности промышленности в целом и ее отдельных отраслей, предприятий и их продукций. Очевидно, что конкурентоспособность является одним из важнейших показателей качества жизнедеятельности [1, 2].

Для объективной оценки уровня конкурентоспособности своей продукции, поставщик должен учитывать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

Для повышения конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо соотносить качество продукции и затраты на ее изготовление. Качество предлагается рассматривать в трех аспектах по КАНО: базовое потребительское и желаемое. Каждым аспектом качества необходимо управлять. Затраты можно снижать на основе логистического и риск-менеджмента.

Логистика – это наука об управлении потоковыми процессами. Миссия логистики – снижение общих издержек предприятия.

С помощью риск – менеджмента осуществляется управление потерями в потоковом процессе производства продукции. Эффективное управление рисками так же дает нам возможность снижать издержки.

Перед нами встает проблема определения подходов к управлению производственным процессом изготовления продукции, удовлетворяющих принятым стандартам и позволяющие повышать конкурентоспособность продукции.

По одному из определений ИСО, конкурентоспособность – это отношение суммы качеств к сумме стоимости потребления этих качеств (или отношение признаваемых ценностей к ценовым ожиданиям) [4, с.7].

Мы будем рассматривать конкурентоспособность исходя из этого определения. Сумму качеств будут составлять базовое, потребительское и желаемое качество. Сумма стоимости потребления будет формироваться за счет управления на основе логистического подхода и риск – менеджмента. Для этого нам необходимо рассмотреть производство продукции как потоковый процесс.

Первым этапом будет разработка процессной модели производства продукции [3].

Интегрированный процесс – это процесс, ход выполнения которого находится в границах руководства функционального менеджера.

Входные требования к любому интегрированному процессу, входящему в межфункциональный процесс, должен быть определён из требований финального результата комплексного процесса и требований последующего интегрированного процесса в цепи.

Последовательность разработки процессной модели производства продукции:

1            Идентифицировать деловой процесс для выбранного вида продукции.

2            Определить вход и выход делового процесса.

3            Назначить руководителя процесса.

4            Идентифицировать все звенья делового процесса, их входы и выходы, требования к ним для производства продукции в соответствии с ожиданиями потребителей.

5            Построить динамическую структуру управления как наиболее эффективную, представляющую команду, состоящую из всех менеджеров интегрированных процессов, включённых в межфункциональный процесс.

6            Дать графическую интерпретацию комплексного и всех функциональных подпроцессов.

На следующем этапе необходимо разработать цепь управления качеством процесса производства продукции.

Последовательность разработки цепи управления качеством процесса производства продукции:

1            Взять за основу процессную модель производства продукции, полученную на первом этапе разработки процессной модели производства продукции.

2            Провести планирование качества.

3            Разработать базу процесса управления качеством.

4            Разработать мероприятия по улучшению качества всех подпроцессов, приводящих к улучшению качества выходного продукта.

5            Оценить стоимость брака как основного индикатора улучшения качества процесса, определяющего все мероприятия по его совершенствованию.

6            Дать графическую интерпретацию комплексного и всех функциональных подпроцессов потока управления качеством производства продукции.

На третьем этапе следует разработать карту потока создания ценности для рассматриваемого нами процесса производства продукции.

Последовательность разработки карты потока создания ценности:

1            Взять за основу поток процесса производства продукции и определить для всех звеньев ценность для всех потребителей, как внутренних, так и внешних.

2            Описать текущее состояние потока создания ценности и вычислить эффективность товарной цепочки.

3            Разработать будущее состояние потока путём определения направлений снижения потерь и вычислить эффективность нового состояния. Сделать вывод.

4            Дать геометрическую интерпретацию процесса создания ценностей и заполнить таблицу для анализа операций и подпроцессов в разработанной Вами форме.

5            Подготовить план внедрения для достижения снижения затрат и потерь.

Далее необходимо осуществить разработку логистического обслуживания производства продукции.

Последовательность разработки логистической модели производства продукции:

1            Провести анализ существующего состояния логистического обслуживания производства выбранного продукта.

2            Сформулировать проблемы в области логистического обслуживания и определить направления их разрешения.

3            Разработать основной процесс логистического обслуживания производства продукта.

4            Определить обратные связи и предложить совокупность логистических фильтров.

5            Указать ограничения потребителей на производство продукции.

6            Дать геометрическую интерпретацию потока логистического обслуживания производства продукции.

На пятом этапе создается система управления рисками.

Последовательность определения и управления рисками:

1            Провести системный анализ состояния производства конкретной продукции на предмет его рискозащищённости и определить стратегию в области управления рисками.

2            Разработать профили рисков для всех подпроцессов процесса изготовления продукции с обязательным указанием точек уязвимости, рисковых событий, влияния и вероятности наступления рисковых событий.

3            Оценить возможность и тяжесть рисков и расставить приоритеты работы с ними.

4            Разработать риско – план и набор стратегий управления рисками.

5            Предложить модель «подушки безопасности» на случай реализации рисков и вариант плана «Б».

6            Разработать миссию, политику, стратегию риск – менеджмента для предприятия.

Заключительным этапом является интеграция всех потоковых процессов производства продукции.

Производство продукции сопровождается рядом потоковых процессов, которые чаще всего рассматриваются по отдельности или не рассматриваются вообще. Результаты производства продукции, тем не менее, зависят от всех процессов и от комплексного их применения.

Наибольший интерес представляет разработка интегративной модели производства продукции, которая выражается в виде матрицы. Столбцы матрицы – операции производства продукции, начиная с получения заявки до сбыта готового продукта, а строки – интегрируемые подпроцессы. Элементами матрицы являются отслеживаемые параметры подпроцессов для каждой операции (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Интегративная модель производства продукции

Отслеживаемые параметры по операциям процесса

 

 

Подпроцесс

1 Подпроцесс изготовления продукции

2 Подпроцесс управления качеством

3 Подпроцесс создания ценностей

4 Подпроцесс логистического обслуживания

5 Подпроцесс управления рисками

1 Закупка

 

 

 

 

 

2 …

 

 

 

 

 

3 …

 

 

 

 

 

N Сбыт

 

 

 

 

 

Результирующий показатель

Базово качество / технические характеристики

Потребительское качество

Желаемое качество

Издержки

Потери

 

Последовательность интеграция всех потоковых процессов производства продукции

1            Определение проблемы и цели разработки интегративной модели производства продукции.

2            Сформулировать эмерджентное свойство комплексного управления производством продукции.

3            Построить структурно-функциональную модель производства продукции.

4            Разработать параметрическую модель производства продукции.

5            Рассчитать результативность каждого подпроцесса.

6            Рассчитать конкурентоспособность продукции.

Таким образом, заполненная таблица является действенным руководством владельцу производственного процесса изготовления продукции для повышения ее конкурентоспособности.

Литература

1.    Адольф, В.А., Степанова, И.Ю. Конкурентоспособность – показатель качества ВПО // Высшее образование в России. – 2007. - № 6. с. 77-79

2.    Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. – Казань: Центр Инновационных технологий, 2004. – 468 с.

3.    Глудкина, О.П. Всеобщее Управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.Н. Гуров, Ю.В. Зорин. – М.: Радио и связь, 1999. – 600 с.

4.    Григорьев, Л.Ю., Якубовская, Т.В. Финансовый менеджмент и менеджмент качества: противостояние или синергия?// Методы менеджмента качества. -№ 7.- 2010.

Сайт управляется системой uCoz