СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА[1]

 

Чайников В.Н. (ЧувГУ, г. Чебоксары, РФ)

 

The summary: in work the essence of strategic management by region, обоснованна necessity of strategic management of competitiveness of region is opened. Strategic targets are resulted and strategic priorities of the Tambov region are allocated.

 

Анализ проблемы повышения региональной конкурентоспособности показывает, что одним из главных направлений её решения является переход на стратегическое управление. Стратегическое управление региональной конкурентоспособностью – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного конкурентного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения региона. Сущность стратегического управления регионом состоит в формировании и реализации стратегии его развития на инновационной основе, непрерывного мониторинга и оценки происходящих изменений во внешней среде и его деятельности с целью поддержания способности не только к выживанию в условиях нестабильности в настоящее время финансово-экономического кризиса, но и эффективному функционированию и дальнейшему развитию.

По своему предметному содержанию стратегическое управление обращается лишь к основным процессам в регионе и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания потенциала региона. В рыночной экономике конечный результат производственно-хозяйственной, финансовой, инновационной, инвестиционной, социальной, политической деятельности региона сводится к обеспечению достойного уровня жизни населения региона, который во многом определяется имеющимися в его распоряжении экономическим потенциалом, являющимся интегральной характеристикой, выражающейся в максимальных возможностях достижения поставленных целей.

Под стратегическим потенциалом региона мы понимаем совокупность имеющихся ресурсов и резервов для разработки и реализации разработанной стратегии. Основной особенностью регионального стратегического управления конкурентоспособностью является ориентация на будущее, в связи с этим необходимо чётко определить ориентиры развития стратегической конкурентоспособности региона, т.е. к чему стремиться, какие цели ставить. Особенно ярко методы стратегического управления проявляют себя именно в области конкурентоспособности, где требуются новые подходы, где такие изменения как финансово-экономический кризис, заставляют постоянно искать решения возникающих новых задач.

Необходимость стратегического управления конкурентоспособностью региона обуславливается, прежде всего, быстрыми изменениями внешней среды, возникновение трудно предсказуемых экономических и финансовых ситуаций. Важной предпосылкой перехода на стратегическое управление конкурентоспособностью региона является процесс глобализации экономики страны и устремление международной конкуренции на рынки сбыта, а также требования международной стандартизации.

В этих условиях стратегическое управление региональной конкурентоспособностью определяется как комплекс стратегических решений, определяющих долгосрочное обеспечение её повышения, которая становится в современных условиях основой поступательного развития всей территориальной социально-экономической системы. Кроме того, необходимость повышения уровня стратегической конкурентоспособности региона обусловлена необходимостью повышения на этой основе уровня социально-экономического развития в перспективе. При этом основными составляющими стратегического управления конкурентоспособностью региона являются - формирование видения, выбор долгосрочных целей и задач, а также определение стратегии её реализация.

В условиях развивающегося финансово-экономического кризиса, регион как социально-экономическая система должен не только уметь эффективно использовать свой ресурсный потенциал, но и создавать условия для формирования новых конкурентных преимуществ и их носителями должны стать предприятия и организации, находящиеся на его территории.

В настоящее время экономика остается механизмом развития региона, а достижение максимально высоких темпов экономического развития – основной целевой задачей. При этом конкурентоспособность региональной экономики проявляется, как способность реализовать основную целевую задачу – устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого уровня жизни населения, отвечающих требованиям европейских и мировых стандартов.

Решение задачи повышения жизненного уровня населения региона, и увеличение валового регионального продукта (ВРП) требует качественного изменения управления регионом, которое можно назвать переходом к стратегии управления устойчивого развития.

Устойчивое социально-экономическое развитие и повышение уровня его конкурентоспособности во многом определяются формированием комплексной стратегии. Методика формирования комплексной стратегии развития экономики региона предусматривает выбор базовой и частных стратегий. Под комплексной стратегией понимается единая совокупность базисной и частных стратегий развития региона, позволяющих ему восполнить резервы развития и усилить конкурентную позицию на отечественном и мировом рынках посредством совершенствования работы в обозначенных направлениях. Базисная стратегия – ориентир всей деятельности, выбирается и используется в рамках миссии региона. Частные стратегии выбираются в рамках базисной и представляют проблемные направления развития региона.

Особое место в системе стратегического управления территорией с учетом ее конкурентных ресурсов занимает формирование общей (базовой) стратегии. Она определяет направление развития территории в целом, но в свою очередь должна корректироваться в процессе выработки и реализации конкурентной и функциональной стратегий. В современных условиях общая стратегия региона находит свое выражение в различных стратегических документах территории, включая концепции, комплексные стратегии и программы социально-экономического развития.

Структура стратегии устойчивого социально-экономического развития региона должна отвечать требованиям системного подхода, для чего, например, Р.А. Фатхутдинов рекомендует сначала формировать «дерево целей», а затем на его основе создавать сами стратегии и организационные структуры для их реализации [2]. Целевая составляющая любой стратегии существенно влияет как на основное ее содержание, так и на успешность реализации. Во-первых, именно цели задают общий вектор последующего развития регионов. Во-вторых, конкретные формулировки целей очерчивают рамки поиска средств их достижений, особенно когда эти формулировки имеют предметный характер, что, в свою очередь, повышает эффективность реализации стратегии. Кроме того, стратегия, как отмечает академик РАН Л.И. Абалкин [1], должна носить целостный характер. Целостность стратегии и ответственность власти за ее реализацию предполагает системное решение всей совокупности решаемых проблем.

Таким образом, российские регионы имеют потребность в разработке стратегии социально-экономического развития, направленной на повышение региональной конкурентоспособности. Принимая во внимание необходимость комплексного социально-экономического развития региона, а также необходимость постоянного наращивания конкурентоспособности регионального бизнеса на внутреннем и внешнем рынках, то в настоящее время практически все регионы имеют такие стратегии.

Основные положения стратегического развития Чувашской Республики находят отражение в ежегодном послании Президента «О положении и основных направлениях социально-экономического развития Чувашской Республики». Развивая эти сообщения, стратегия определяет генеральную цель социально-экономического развития Чувашской Республики – превращение ее в динамично развивающийся, инновационно-активный, конкурентоспособный, экономически сбалансированный регион, нацеленный на обеспечение достойного уровня жизни населения.

Приоритетные стратегические цели, способные обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Чувашской Республики, определены на основе SWOT-анализа, основанного на выявлении потенциальных возможностей и анализе ограничений препятствий в регионе, имеющихся угрозах и возможностей внешней среды.

Стратегическое развитие Чувашии в долгосрочной перспективе определено с учетом приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации, глобальных тенденций мирового развития, связанных с переходом к постиндустриальному обществу, применением новейших технологий, формированием «экономики знаний» и усилением интеграционных экономических процессов в обществе и базируется на реализации комплекса взаимоувязанных цели и задач.

В складывающихся условиях Чувашии необходимо осуществить комплекс мер по укреплению конкурентных позиций на российском и мировом рынках, создать высокотехнологичную, инновационно восприимчивую и динамично развивающуюся экономику исходя из собственного потенциала, сравнительных преимуществ республики, целенаправленной инвестиционной политики и активного привлечения инвестиционного капитала во все сферы жизнедеятельности, создающих мультипликативный эффект и формирующих ускоренный социально-экономический рост.

В «Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2020 года» выделены стратегические приоритеты, в частности, - приоритет «Обеспечение высоких темпов экономического роста», который будет осуществляться за счет решения следующих задач [3]: 1) развитие формирующегося машиностроительного кластера; 2) развитие формирующегося электронного и электротехнического кластера; 3) развитие формирующегося кластера химической промышленности; 4) инновационная политика; 5) повышение эффективности агропромышленного комплекса; 6) инвестиционная политика; 7) повышение обеспеченности населения основными видами качественных и безопасных услуг; 8) развитие международного и межрегионального сотрудничества.

По нашему мнению, исходя из вышеизложенного, следует, что основой для успешной реализации стратегии социально-экономического развития региона должно являться стратегическое управление региональной конкурентоспособностью. Поскольку именно оно способно обеспечить динамическое развитие на инновационной основе, такой социально-экономической системы, как регион.

Литература

1.    Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. – 640 с.

2.    Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

3.    Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2020 года.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-02-22205 а/В).

Сайт управляется системой uCoz