СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Брезинская Л.В. (СибГТУ, г Красноярск, РФ)

 

The state and problems of employment were studied. The study was based on the data from an employment center in one of the cities of Siberia.

 

Безработица – это социально-экономическое состояние и одна из наиболее острых национальных проблем. Нами изучались вопросы занятости на материалах центра занятости населения одного из городов Красноярского края, уровень безработицы в котором за период с 2007 по 2009 год увеличился и достиг своего пика в 2008 году (4,8%). Это было связано с массовым сокращением персонала на предприятиях города. Но к середине 2009 года в результате активных действий центра занятости и реализации программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края», ситуацию удалось стабилизировать, постепенно снижая уровень безработицы до 2,8%. В таблице 1 представлены данные, характеризующие безработицу в данном регионе.

Характеризуя основные тенденции рынка труда можно отметить, что большую часть безработных составляют женщины стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, в основном это женщины, которые осуществляли уход за детьми до трех лет. Далее следуют лица ищущие работу впервые: к этой категории относятся выпускники техникумов, колледжей, институтов.

На рынке труда города требуются квалифицированные рабочие. Вместе с тем, заявленные вакансии не соответствуют ожиданиям безработных по условиям и оплате труда, отсутствию социальных гарантий и перспектив профессионального и карьерного роста. Около 35% вакансий заполняется в течение одного месяца со дня поступления их в банк вакансий службы занятости.

Для уменьшения времени на поиск работы незанятой в трудовой деятельности категории населения, а также в целях активизации ее взаимодействия со службой занятости были организованы ярмарки вакансий рабочих мест. Лучший результат достигается при проведении ярмарок вакансий, которые организуются на самих предприятиях, поскольку такой вид имеет целевую направленность, а, следовательно, ведет к достижению более высокого результата. В 2008 году 30,2%  безработных посетивших ярмарку получили направление на работу и 30,9% в 2009 году. За этот же период были удовлетворены 64% и 84,8% заявленных вакансий соответственно.

Несмотря на посильное участие службы занятости в регулировании роста безработицы на рынке труда, удается лишь частично сдержать потенциальный рост социальной напряженности в городе, реализуя ряд программ и мероприятий.

 

Таблица 1 – Динамика безработных по категориям

Наименование показателя

Численность официально зарегистрированных безработных по годам

2008

2009

Чел.

Доля трудоустроенных %

Чел.

Доля трудоустроенных %

Категория безработного:

ищущие работу впервые

 

2963

 

51,2

 

2658

 

63,4

граждане предпенсионного возраста

751

28,4

734

27,2

уволенные с военной службы

213

53,1

133

29,7

Образование безработного:

высшее профессиональное

 

606

 

84,1

 

654

 

86,9

среднее профессиональное

2263

76,5

1981

72,8

начальное профессиональное

2447

46,7

2026

52,7

среднее (полное) общее

1974

22,4

1881

26,7

основное общее

1798

19,2

1553

24,2

не имеющие основного общего

76

12,3

82

19,3

Служба занятости организовала переобучение безработных, благодаря которому 83,3% безработных из общего числа направленных смогли трудоустроиться в 2008 году и 80,4% в 2009 году.

Одним из основных направлений государственной политики по содействию занятости населения является организация временного трудоустройства граждан, ищущих работу. Служба занятости совместно с органами местного самоуправления, работодателями и другими партнерами по рынку труда на протяжении ряда лет активно занимается реализацией мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных, особо нуждающихся в социальной защите, и подростков.

Основной целью общественных работ является обеспечение временного дохода и сохранение или возобновление трудовых навыков среди граждан, длительное время являющихся безработными. Сегодня банк общественных работ включает в себя 250 видов, классифицированных по территориально-отраслевому принципу и закрепленных в «Каталоге видов общественных работ».

На 2009 год было запланировано занять в общественных работах 1600 безработных граждан, за первое полугодие в них приняли участие 1035 человек, в том числе 583 женщины.

В общественных работах принимает участие довольно много молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, их доля составила 20% от всех участников. В первую очередь к участию в общественных работах привлекаются люди, которые имеют длительный перерыв в трудовом стаже и не получающие пособие по безработице. К этой категории относится 235 человек, или пятая часть участников общественных работ. 70 человек, участвующих в общественных работах – граждане, не имеющие трудового стажа.

Программа общественных работ не может быть успешно реализована без участия органов местного самоуправления и работодателей. В первом полугодии на организацию общественных работ работодателями было направлено 1433 тысячи рублей, из местного бюджета выделено 92,9 тысячи рублей.

В первую очередь работу стараются предоставить подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, кроме того, центры занятости осуществляют различные мероприятия по профилактике правонарушений подростков.

Центры занятости активно сотрудничают с работодателями, заключая соглашения о финансировании мероприятий по трудоустройству молодежи, результатом такого взаимодействия стало временное трудоустройство 156 человек в свободное от учебы время.

Качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от качества жизни остальной части населения. В целях усиления социальной защищенности и повышения конкурентоспособности безработных граждан данной категории службой занятости края предусматривается: трудоустройство инвалидов на рабочие места, установленные квотой, содействие в организации предпринимательской деятельности, оказание психологической помощи и др.

Реализуя вышесказанное нами был рассчитан коэффициент напряженности на рынке труда города, который более чем в 1,5 раза превышает показатель в целом по Российской Федерации, что позволяет отнести изучаемый регион к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.

В целях обеспечения повышения качества государственных услуг в сфере содействия занятости нами предлагается ряд рекомендаций: мотивация работников посредством внедрения новой системы стимулирования, организация и внедрение системы телесовещания (таблица 2).

 

Таблица 2 – Эффективность предлагаемого мероприятия

Значение показателя

Варианты

фактический

прогноз

Среднесписочная численность работников, чел.

41

41

в том числе единовременно принимавших участие в совещаниях, чел.

6

20

Квалификация сотрудников, %

86

97

Время, потраченное безработным на нахождение в очереди в центре занятости, мин.

96

21

 

Предлагаемая система стимулирования в зависимости от личного вклада каждого работника будет способствовать улучшению эффективности деятельности коллектива, а реализация проекта по организации телесовещаний позволит снизить расходы на командировки на 81,6 тыс. руб., повысить производительность труда. Данные мероприятия обеспечивают социальный эффект.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz