ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ КАК УПРАВЛЯЕМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Бойцов М.С., Федоров А.С., Каравайков В.М. (КГТУ, г. Кострома, РФ)
Рассмотрены проблемы управления энергетическими затратами на промышленном предприятии. Изложены основные организационно-экономические мероприятия и направления по повышению энергоэффективности предприятий.
Management problems by power expenses at the industrial enterprise are considered. The basic organizational-economic actions and directions for increase of power efficiency of the enterprises are stated.
Общеизвестно, что основным фактором, за счёт которого предприятие может повысить экономическую результативность функционирования и обеспечить конкурентоспособность своей продукции, является снижение затрат.
Понятие «затраты» более емкое, чем понятие «издержки производства и обращения». При характеристике последних в их состав не включают затраты, связанные с упущениями в хозяйственной деятельности, и расходы будущих периодов [1, с.77]. Управление затратами – это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.
Важнейшей составляющей операционного анализа является разделение затрат на переменные и постоянные. Переменные затраты меняются в целом прямо пропорционально изменениям объема производства товаров (работ, услуг). К ним относятся затраты на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т.п. К постоянным относятся затраты, общая величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции. Это затраты на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления и др.
Доля энергозатрат в себестоимости продукции определяет ее конкурентоспособность. Энерготарифы – один из самых мощных факторов, влияющих на динамику роста экономических показателей большинства предприятий. И то и другое утверждение – прописные экономические истины. Их актуальность повышается в связи с перспективой повышения энерготарифов до европейского уровня по одному из вариантов развития экономики.
Перспектива вступления в ВТО – еще один повод задуматься финансовым менеджерам предприятий текстильной и легкой промышленности над уровнем энергозатрат. Как утверждают экономисты, снижение российских таможенных тарифов остро поставит вопрос о существовании предприятий, которые сегодня пренебрегают снижением доли энергетической составляющей в себестоимости продукции.
Энергоэффективность определяется долей энергозатрат в общих затратах предприятия. Существует три направления ее повышения: модернизация технологического оборудования, использование возобновляемых источников энергии и переработка отходов. Первый вариант признается самым эффективным. Модернизация приводит не только к повышению производительности, выпуску новых видов продукции, повышению качества, снижению отходов и брака, но и к снижению потребления энергоресурсов на единицу продукции. Таким образом, при замене старого технологического оборудования на новое достигается комплексный эффект. Но в этом случае необходимым условием является четкое представление о стратегии развития предприятия, которая предопределит потребности в энергоресурсах на ближайшие 1–2 года. Это позволит избежать распространенной управленческой ошибки: получение избыточных мощностей после комплексной модернизации оборудования и, как следствие, уже другие напрасные затраты. Либо предприятие развивается такими темпами, что всего через 2–3 года нуждается в дополнительных мощностях.
Специалисты утверждают: еще 80 лет российская экономика могла бы сохранить темпы роста только за счет повышения энергоэффективности, не увеличивая при этом производство и потребление первичных энергоресурсов. В настоящее время сберегается только 1–2 % от имеющегося потенциала. В изношенных инженерных сетях по различным оценкам теряется от 30 до 40 % производимых энергоресурсов. В старом энергопотребляющем оборудовании, как правило, нет систем контроля и управления за потреблением энергоресурсов, что и позволяет говорить о наличии гигантского потенциала, который может быть реализован при модернизации системы энергообеспечения предприятия.
Исследование, проведенное в рамках российской программы по стимулированию инвестиций в энергосбережение, показало, что российские компании очень консервативно подходят к тому, сколько они могут экономить на энергоресурсах. Руководители недооценивают этот потенциал примерно в 2–3 раза. При этом, как правило, под энергозатратами компании понимают снижение общих затрат. Общие затраты почти всегда представляются на сегодняшний день важнее, чем доля энергозатрат в себестоимости продукции. Специалисты по энергоаудиту утверждают, что практически на любом предприятии есть возможности для энергосбережения от 15 % и выше. Только незатратные (организационные) меры могут принести компании 5–6 %. Речь идет о ликвидации всех потерь, связанных с обычной бесхозяйственностью. Классическая ситуация, касающаяся 70–80% предприятий: в большинстве из них используется для теплоснабжения огромная котельная, которая раньше, в советские времена, обеспечивала все предприятия и в дополнение к этому заводской поселок. Прошло время, предприятие изменило профиль выпускаемой продукции либо частично, либо полностью. Котельная, которая стоит в стороне от цехов, совершенно не эффективна. Необходимость реконструкции системы теплоснабжения с установкой индивидуальных котельных – одно из возможных решений в этой ситуации. Часть из них может устанавливаться непосредственно в цехах, где технологически потребляющее оборудование.
Предприятия в стратегии развития в принципе не уделяют достаточного внимания вопросам экономии энергоресурсов и более эффективному их использованию. Зачастую предприятие подходит к энергоэффективности безсистемно, хотя энергосберегающие проекты реализуют почти все. Компании занимаются в основном приборами учета, технологическим оборудованием, изоляцией зданий, тепловым хозяйством и так далее. Но вместе с тем только у трети предприятий существует комплексный план по энергосбережению. Это означает, что на предприятии есть сотрудник или подразделение, которое обязано думать об энергосбережении не только в киловатт-часах, но и в денежном выражении. Это небольшая доля компаний, у которых в стратегии и политике предприятия есть раздел повышения энергоэффективности. Доля компаний, где благосостояние или заработок энергоменеджеров зависит напрямую от экономии, минимальна. В лучшем случае практикуются премии или иные выплаты. Могут оштрафовать, или, в случае остановки конвейера, уволить.
Еще один элемент системного подхода, который необходим компаниям, – это учет затрат. Тот метод, с помощью которого предприятие подходит к нему, а именно система учета потребления на уровне отдельных цехов и предприятия в целом, несовершенен. Адекватная оценка своего потенциала для энергосбережения и использование этих ресурсов для качественного скачка являются необходимым условием выживания на современном рынке.
Разработка и внедрение программы энергосбережения на предприятии требует четкого плана осознанных действий. Энергоэффективная и надежная работа энергосистемы – главная цель энергоменедмента предприятия.
В хорошо налаженной энергосистеме предприятия разделить функции энергоэффективности и надежности нельзя. Эти составляющие нормальной работы долго жить друг без друга не могут. Если везде утечки и нерациональные режимы, это, в конце концов, вызовет сбой. Ненадежная система не сможет быть энергоэффективной. А специальный раздел управления – энергоменеджмент необходим для того, чтобы работники предприятия, используя энергию и энергетические ресурсы, могли эффективно и безопасно реализовать технические возможности оборудования и технологических процессов при решении производственных задач.
Практика управления энергетическим хозяйством весьма сложна и проблемна. Но существует ряд конкретных шагов по повышению энергоэффективности предприятий:
1. Постановка задачи по созданию энергоменеджмента на предприятии, что требует документально оформить решение руководства о создании системы энергоменеджмента на предприятии.
2. Определение исходного состояния и подготовка программы энергосбережения. Для этого оценить эффективность использования энергетических ресурсов и надежность работы энергокомплекса предприятия.
3. Определить источники финансирования исполнения программы.
4. Реализация программы.
5. Оценка результатов исполнения Программы. Внесение корректив.
Вместе с тем необходимо заметить, что в России имеются значительные возможности в повышении энергоэффективности за счет проведения незатратных и малозатратных организационных мероприятий по энергосбережению.
Выводы
Ресурсосбережение является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности продукции и выживания бизнеса в наших условиях. Люди тоже относятся к ресурсам. Это единственный ресурс, который обеспечивает прибыль. Нужно обучать и беречь обученных людей, заставлять их заниматься повышением эффективности энергопотребления, материалов и комплектующих в производстве.
Вновь разрабатываемая продукция и технологические процессы должны иметь меньшую энергоемкость и должны быть менее ресурсоемкими.
Инвестиции в эффективность значительно выгоднее инвестиций в простое наращивание производства.
Деятельность по повышению энергоэффективности может стать отправной площадкой для модернизации и обновления основного производства, а так же для повышения эффективности работы персонала при исполнении основных производственных задач.
Энергоэффективность – такой же предмет для бизнес-планирования, как и любой другой инвестиционный проект.
Литература
1. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2000. –350с.