БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ И ОПЫТ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

 

Беденко Н.Н. (Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, г. Тверь, РФ)

 

For self-evaluation of activities by the University uses different basic models. The results are used to develop a plan of improvement activities for the future. Self-assessment questionnaire may be carried out by major groups of consumers.

 

Реформирование системы высшего образования в РФ требует поиска и апробации новых механизмов, посредством применения которых образовательная система нашей страны приобретает новые черты и характеристики, позволяющие успешно интегрироваться в европейское образовательное пространство, повысить качество образования, создать условия для повышения мобильности студентов. Кроме этого, образовательные учреждения высшей школы испытывают на себе влияние рынка, что вызывает необходимость:

- постоянного мониторинга степени удовлетворенности различных заинтересованных сторон (студентов, их родителей, работодателей, бизнес-сообщества и др.) качеством подготовки кадров;

- совершенствования системы управления учебным учреждением, включая и менеджмент качества

- разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности вузов и их выпускников и др.

Основывая свою деятельность на концепции и принципах Всеобщего менеджмента качества, многие образовательные учреждения в своей практической деятельности часто используют такой механизм как самооценка, под которой понимается процесс всесторонней или сегментной оценки деятельности вуза по собственной инициативе, позволяющей получить информационную базу для дальнейших улучшений. Обращаясь к зарубежному и отечественному опыту в области оценки качества образования, можно констатировать, что в настоящее время существует достаточное количество моделей, которые могут быть базовыми как для системного внутривузовского мониторинга, так и для процедуры самооценки деятельности образовательного учреждения. Анализ информации, представленной в таблице 1, свидетельствует, что в качестве базовых моделей самооценки деятельности вуза могут применяться:

1) модель совершенства EFQM (Европейского фонда управления качеством);

2) модель Конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»;

3) типовая модель качества образовательного учреждения («ЛЭТИ»);

4)  модель премии Правительства РФ в области качества и др.


Таблица 1. Анализ моделей оценки качества образования, применяемых учебными учреждениями на добровольной основе (мировая и российская практика) [2-5, 9-16]

Наименование модели

Краткая характеристика                                                                             

Модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU)

В основе предлагаемой модели лежит идея разделения всей деятельности университета на три основных бизнес-процесса:

  • образовательная деятельность;
  • научные исследования;
  • услуги, предлагаемые для общества.

Фактически данная модель образована путем реструктуризации модели EFQM с целью формирования  системы критериев, которые в большей степени соответствуют структуре и основным процессам высшего учебного заведения.

Модель национальной американской премии по качеству "Baldrige National Quality Award" в области образования

В 2000 г. модель национальной премии США по качеству им. М. Болдриджа была адаптирована для к специфике деятельности образовательных учреждений высшей школы, а в 2005 г. модифицирована система оценочных критериев модели.

Модель эталонного тестирования для Австралийских университетов

Цель данного проекта - разработка руководства по эталонному тестированию (Benchmarking) Австралийских университетов с целью проведения самооценки, независимой оценки их деятельности и получаемых результатов. В его разработке принимали участие представители различных заинтересованных сторон.

Международные стандарты ИСО

 

Применительно к образовательной деятельности построение системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО имеет определенные особенности:

1) обеспечение минимального уровня качества;

2) обеспечение стабильности в области качества;

3) регламентация процессов, процедур;

4) возможность получения сертификата соотвествия;

5) регламентированная система документооборота и др.

Модель делового совершенства EFQM (Европейского фонда управления качеством)

 

Главными достоинствами СМК, построенной с применением модели EFQM являются:

1) адекватное и своевременное реагирование вуза на изменения внешней среды;

2) получение возможности проложить путь к новым достижениям в области качества подготовки кадров, научно-исследовательской деятельности и т.п.;

3) творческий подход к принятию управленческих решений;

4) возможность в выявлении проблемного поля образовательного учреждения;

5) «ориентация на результаты», т.е. получение возможности оценки деятельности вуза через систему показателей и др.

Премия конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»

Задача конкурса – стимулировать вузы к проведению самооценки своей деятельности по критериям, отражающим современные подходы к управлению вузами на основе качества и совершенствованию работы вузов на основе проведения самооценки. В основу модели была положена усеченная модель Премии Правительства РФ в области качества. В модели нашли отражения принципиальные отличия вузовской деятельности:

1) с помощью критерия 7 оценивается степень удовлетворенности преподавателей, сотрудников и обучаемых;

2) критерий 9 дает возможность оценить влияние вуза на общество и т.п.

Типовая модель качества образовательного учреждения («ЛЭТИ»)

 

Данная модель разработана Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» и является одним из лучших вариантов построения системы менеджмента качества (СМК) вуза. Авторский коллектив сосредоточил свои усилия на планировании процессной модели, разработке пакета рабочей документации, определил этапы внедрения и развития СМК вуза.

Однако, по нашему мнению в представленной методике отсутствует четкая экономическая составляющая: система сбалансированных показателей применена в основном для развертывания политики и целей в области качества.

 

Самооценка деятельности вуза может осуществляться:

1) в качестве одного из мероприятий при формировании СМК вуза;

2) в качестве проектов «прорыва» (вне контекста наличия/отсутствия СМК вуза), т.е. как индивидуальный проект совершенствования деятельности организации.

Как правило, процесс самооценки осуществляется поэтапно, последовательно реализуя следующие плановые мероприятия:

1) исследование имеющихся научных и практических разработок в области самооценки деятельности образовательных учреждений;

2) выбор базовой модели самооценки или разработка собственного варианта;

3) формирование методики самооценки;

4) проведение самооценки;

5) обработка результатов.

В некоторых вузах, процесс самооценки разделен на три этапа: предварительный, основной и заключительный. На предварительном этапе осуществляется подготовка к проведению самооценки. Непосредственно в ходе самооценки проводится сбор данных по критериям выбранной модели и оценка с применением квалиметрических шкал. В заключении составляется сводный отчет, производится обработка результатов, осуществляется выбор форм их представления. [6]

Автор данного исследования имеет практический опыт проведения самооценки деятельности вуза. В филиале ГОУ ВПО СПбГИЭУ в  г. Твери  с 2007 г. внедряется СМК на основе модели EFQM.  На первом этапе данного процесса: создан Совет по качеству; разработано Положение о проведении самооценки деятельности вуза; составлен план мероприятий по внедрению СМК вуза; проведена самооценка деятельности вуза и степени удовлетворенности отдельных категорий потребителей услуг – студентов, преподавателей, сотрудников вуза.[1] Цель данного мониторинга – определить эффективность деятельности вуза по различным направлениям:  учебно-воспитательная деятельность; научно-методическая деятельность; формирование гражданской позиции студентов и т.д.  Ежегодно проводится анкетирование студентов 2-5 курсов, преподавателей и сотрудников вуза. При обработке результатов анкетирования следует учитывать, что респонденты вправе  иметь по любому вопросу собственное мнение, но если так или иначе думают несколько человек, а тем более если это прослеживается во времени, то это уже определенная тенденция, которая положительно или отрицательно влияет на качество образования. На заседании Совета по качеству было принято решение не менять структур анкеты несколько лет подряд для того, чтобы отследить процесс в динамике.

Сравнительный анализ результатов анкетирования студентов

филиала ГОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Твери 2007г. к 2010 г. (фрагмент)

1. Оценка стремления ВУЗа изучать степень удовлетворенности потребителей

оценка

2007 год

2010 год

изменение

0

1,9

1,9

0

1

5,8

6,7

+ 0,9

2

14,1

12,3

- 2,2

3

36,5

26,5

- 10

4

31,2

31,1

- 0,1

5

9,7

21,5

+ 11,8

Нет ответа

0,8

-

-

 

2. Влияние процесса самооценки на дальнейшее улучшение деятельности ВУЗа

оценка

2007 год

2010 год

изменение

0

1,9

11,3

+ 9,4

1

5,8

8

+ 2,2

2

14,1

14,7

+ 0,6

3

36,5

32,8

- 3,7

4

31,2

18,5

- 18,5

5

9,7

14,7

+ 5

Нет ответа

0,8

-

-

 

3. Необходимость регулярного изучения мнения потенциальных и реальных потребителей

Следует ли проводить анкетирование потребителей регулярно?

Вариант ответа

2007 г.

2010 г.

изменения

Да

87,3

79,3

- 8

Нет

11,7

20,7

+ 9

Не знаю

1

0

- 1

 

4. Оценка атмосферы ВУЗа

«Устраивает ли вас атмосфера в нашем ВУЗе?»

Оценка

2007 г.

2010 г.

изменения

Да

84,4

87,5

+ 3,1

Нет

14,6

12,5

- 2,1

Нет ответа

1

0

- 1

 

Проведение процедуры самооценки деятельности вуза и изучение мнения основных потребителей приобретают особую значимость, ведь в данной сфере качество образования трудно поддается адекватной формализованной оценке. В первую очередь, это связано с тем, что основные общественные группы, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе или оценивают и используют его результаты (студенты, преподаватели, работодатели и др.) имеют различные представления о качестве образования и поэтому предъявляют к нему разные требования. Во-вторых, не создана общероссийская модель оценки качества образования, поэтому образовательные учреждения используют различные базовые модели или разрабатывают свои собственные.

Результаты самооценки вуза являются основанием для формирования плановых мероприятий по улучшению деятельности, корректировки стратегии развития, расстановки приоритетов действий по улучшению.

Таким образом, самооценка деятельности образовательного учреждения высшей школы:

1) проводится по волеизъявлению менеджмента вуза;

2) является внутренней процедурой, позволяющей определить области для улучшения деятельности;

3) может базироваться на различных моделях;

4) может рассматриваться как «репетиция» внешних оценочных процедур (аккредитации, лицензирования) и др.

В качестве усиливающего фактора положительного воздействия  является наличие подсистемы управления, отвечающей за процесс управления качеством образования.

Список литературы

1. Беденко Н.Н. Внедрение внутривузовской системы обеспечения качества / Н.Н. Беденко // Методы менеджмента качества. – 2009. - № 12 – С. 36-32. 

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 26с.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 26с.

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 21с.
5. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 45с.

6. Гуськова Н.Д., Салимова Т.А., Еналеева Ю.Р. Роль самооценки в определении приоритетных направлений развития подразделений вуза / Н.Д. Гуськова, Т.А. Салимова, Ю.Р. Еналеева // Управление качеством: методология и социально-экономические проблемы: сб. 1 международ. Науч.-практ. конф. Тамбов, 11-13 мая, 2005. – Тамбов: Тамб. Гос. Техн. у-т, 2005. – 284с.

7. Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством / Исследование существующих моделей систем качества образовательных учреждений  / Отчет СПбГЭТУ "Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО". - Электронный ресурс. – Свободный доступ из сети Интернет. - http://www.quality.edu.ru/quality/sk/deskr/modeli/379/.

8. Маслов Д.В., Вылгина Ю.В. Современные инструменты управления: модель совершенствования EFQM: учебное пособие  / Д.В. Маслов, Ю.В. Вылгина, - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т. – 2006. – 107с.

9. «Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000:2001 в высших учебных заведениях»/ Д.В. Пузанков, А.В. Олейник, В.С. Соболев, С.А. Степанов. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. – 220 с.

10. Колесников А.А., Козин И.Ф., Кожевников С.А., Соболев В.С., Степанов С.А., Щербаков А.Ю. Всеобщий менеджмент качества. Учебное пособие/ Под общей ред. С.А. Степанова. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. – 200 с.

11. Руководство для участников конкурса 2003 года «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». – М.: Министерство образования РФ, 2003. – 27с.

12. Method for Improving the Quality of Higher Education based on the EFQM Model, the HBO Expert Group, Second English version, Eindhoven, October 1999.– 88 pp.

13. А. Верклей, Д. Вестерхейден, М. Желязкова, Г. Мотова Принципы проведения самообследования. Пилотная версия. – Центр исследований политики в области высшего образования (CHEPS) Университета Твенте (Нидерланды), Научно-информационный центр государственной аккредитации (Российская Федерация). – CHEPS Ун-т Твенте, 2001. – 28с.

14. Vroeijenstijn A.I. Towards A Quality Model for Higher Education// INQAAHE-2001 Conference on Quality, Standards and Recognition, March 2001.Conference on Quality, Standards and Recognition, March 2001. (Документ доступен на web-сайте http://www.inqaahe.org/conferences).

15. 2004 Education Criteria for Performance Excellence. Baldrige National Quality Program. – National Institute of Standards and Technology, 2000. – 82 pp. (Документ доступен на web-сайтах www.baldrige.nist.gov и www.asq.org).

16. K.R. McKinnon, S.H. Walker, D. Davis, Эталонное тестирование. Руководство для Австралийских университетов. – Департамент Образования, Обучения и дел молодежи, Австралийский союз, Февраль 2000. – 141 с. (Документ доступен на web-сайте www/detya.gov.au/highred/).

Сайт управляется системой uCoz