Управления инновационной деятельностью промышленных предприятий в период реструктуризации

 

Башева А.В. (ННГАСУ, г. Нижний Новгород, РФ)

 

In article the basic stages of carrying out of re-structuring of the enterprises are considered, the interrelation of formation of directions of re-structuring is presented to conformity with the basic groups of innovations, the concept and features of formation innovative clustera is opened.

 

Под реструктуризацией понимают процесс комплексного преобразования деятельности предприятия, заключающийся в изменении структуры производства, активов, пассивов, а также системы управления с целью повышения устойчивости, доходности, конкурентоспособности, преодоления убыточности и угрозы банкротства. Мероприятия по реструктуризации неоднородны по характеру воздействия на экономические процессы предприятия. Среди них можно выделить действия, направленные, во-первых, на сокращение издержек предприятия: внедрение ресурсосберегающих технологий, замена оборудования на более производительное и другие, во-вторых, на расширение и замену номенклатуры производимой продукции: перепрофилирование производства на выпуск конкурентоспособного товара, модернизация производимого продукта, выпуск новых видов товара и другие, в-третьих, на совершенствование организационно-управленческой системы предприятия: внедрение системы контроля качества производства, сертификация системы управления по международным стандартам и другие.

Реструктуризация проводится как для преодоления кризисного положения предприятия, так и для своевременной и эффективной адаптации предприятия к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры. Таким образом, внедрение инноваций при реструктуризации предприятия обусловлено адаптацией промышленного предприятия к изменениям во внешней экономической среде и обеспечением устойчивости его развития посредством инновационных технологий.

Изучение опыта ряда промышленных предприятий, осуществлявших мероприятия по адаптации своей деятельности к изменяющимся внешним воздействиям, позволило выделить основные группы инноваций, что в дальнейшем способствовало  формированию направлений реструктуризации. Полученная таким образом классификация инноваций представлена на рис. 1, а их характеристики - в таблице 1.

Рисунок 1 –  Классификация инноваций

 

С точки зрения адаптации наибольшее значение имеют показатели выхода, т.к. именно они подразумевают накопление материальных и нематериальных активов предприятия, способствующих повышению ликвидности предприятия. Такая ситуация позволяет предприятию оставаться экономически устойчивым.

При формировании направлений реструктуризации и внедрении инноваций автором использован подход, основанный на кластерном анализе совокупности промышленных предприятий, объединенных по инновационному признаку.

 

Таблица 1 Входные и выходные характеристики различных групп инноваций

 

Вход

Выход

Процессные инновации

Затраты на проектирование, строительство, изготовление и монтаж, запуск и наладку промышленной установки (технологической линии), консультационные услуги

Стоимость проектной документации, недвижимости, оборудования, основные производственные фонды,  производственная мощность, материальные ресурсы

Продуктовые
инновации

Затраты на конструирование и разработку технологической документации, маркетинговые исследования, консультационные услуги

Выручка от продаж продукции, себестоимость, рентабельность продукции, цена, качество товара, ассортимент и структура продукции, спрос

Аллокационные
инновации

Затраты на обучение и повышение квалификации руководства и персонала предприятия, консультационные услуги, реорганизацию

Стоимость предприятия, финансовые потоки, рейтинг предприятия

 

Во многих динамично развивающихся странах, где взвешенная государственная политика поддержки предпринимательства направлена на достижение социально-экономического роста, постепенно происходит процесс активного диверсифицированного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий различных отраслей, сфер и уровней. В странах с рыночной экономикой существует общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии диверсифицированных объединений предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий.

Развитие наиболее успешных фирм и преуспевающих экономических систем показывает, что наиболее эффективной формой экономического роста является теория кластерного механизма. В ее основе находится понятие «кластер» – сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, т.е. совокупность взаимосвязанных групп успешно конкурирующих фирм.

Согласно теории Майкла Портера, кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных предприятий (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные предприятия), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [3]. Под кластером понимается сеть независимых производственных или сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.

В экономической литературе кластер определяется как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации и диверсификации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу [4].

Э.А. Фияксель выделяет такое понятие как «Региональный инновационный кластер» (РИК) и дает следующее определение:

РИК – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в сфере инноваций, безотносительно технологической специализации, взаимодополняющих друг друга и способствующих развитию как каждого элемента кластера, так и инновационного потенциала региона [5].

Для кластера обязательны наличие различных форм собственности, конкуренции, принцип свободного ценообразования, стабильность денежного обращения, экономическая самостоятельность и ответственность хозяйствующих субъектов. Как единый интеграционный и диверсифицированный механизм он позволяет снижать издержки производства и ликвидировать дублирование. Когда хозяйствующие субъекты более конкурентоспособны вместе – это и есть предпосылки к созданию кластера как инновационной формы диверсификации и развития национальной экономики.

По мнению М. Портера [3], конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы.

Выделяют три вида кластеров:

-         региональные (регионально ограниченные объединения вокруг научного или промышленного центра);

-         вертикальные (объединения внутри одного производственного процесса, например, цепочка «поставщик – производитель – сбытовик – клиент»);

-         горизонтальные (объединение различных отраслей промышленности в один мегакластер, например, «химический кластер» или на еще более высоком уровне агрегации «агропромышленный кластер»).

Главная особенность кластера – его инновационная ориентированность. Опыт США (поддержка и стимулирование образования инновационных кластеров в Силиконовой долине) [4] показывает, что инновационные (промышленные) кластеры могут формироваться на уровне региона, где высока концентрация взаимосвязанных отраслей.

Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения устойчивого развития, представляет собой объединение предприятий, которое позволяет использовать преимущества двух способов координации системы – инновационного потенциала и производства, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения. Формирование кластерной системы по инновационному признаку основывается на создании производственной цепочки и сохранении производственных связей при внедрении инноваций и повышении инновационного потенциала, что является предпосылкой устойчивого развития предприятия.

Характеристикой предприятий инновационного кластера являются следующие аспекты:

-         предприятия, входящие в инновационный кластер, имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу.

-         предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций;

-         особенностью предприятий кластера является наличие в их структуре инновационных подразделений, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики предприятия;

-         предприятий кластера имеют взаимосвязанную стратегию устойчивого развития, определяемую инновационными аспектами, которую используют для адаптации к изменениям во внешней среде.

В инновационном кластере предприятия  сгруппированы по типам устойчивого развития, в соответствии с которым  определяется инновационное направление  реструктуризации.  Инновационная направленность реструктуризации охватывает различные стороны функционирования предприятия: структуру предприятия и персонала; технологию производства; номенклатуру производимой продукции.

Если руководство предприятия приобрело новую технологическую линию, позволяющую выпускать более качественную и экономичную продукцию, и организовало учебные курсы для работников, обслуживающих данную линию, то предприятие можно отнести к группе предприятий, осуществляющих реструктуризацию на основе технологический инноваций, т.к. в этом случае именно сокращение переменных издержек дает наибольший экономический эффект, хотя имеют место признаки реструктуризации на основе аллокационных инноваций (организация курсов повышения квалификации) и признаки реструктуризации на основе продуктовых инноваций (совершенствование качества выпускаемой продукции).

Возможные направления реструктуризации во взаимосвязи с внедряемыми инновациями представлены в табл. 2.

 

Таблица 2 – Направления реструктуризации при внедрении инноваций

Направления реструктуризации

Характеристика

Реструктуризация посредством технологических (процессных) инноваций

Нововведения, вносимые в процессы взаимодействия предприятия с внешней средой, управления движением материальных запасов и денежных средств на предприятии, общего менеджмента, в технологические процессы выпуска продукции

Реструктуризация посредством продуктовых инноваций

Выбор и освоение новых видов деятельности и продуктов предприятия

Реструктуризация посредством аллокационных (организационно-управленческих) инноваций

Различные схемы реорганизации предприятия, реструктуризация материальных и нематериальных активов предприятия, перераспределение ответственности работников предприятия

 

Таким образом, можно говорить о достижимости цели устойчивого развития предприятия, в условиях постоянно меняющейся внешней экономической среды, на основе реструктуризации при внедрении инноваций.

Определенное таким образом направление реструктуризации носит рекомендательный характер, т.к. окончательное решение принимает инвестор, чьи средства и ресурсы вкладываются в развитие каждого конкретного предприятия. В этой связи рассматриваются и специфические ресурсы, которыми располагает внешний инвестор: имеющаяся новая или усовершенствованная технология производства продукции, выпускаемой данным предприятием; маркетинговая информация об ожиданиях и предпочтениях потенциальных потребителей нового продукта, что может привести к пуску на данном предприятии линии по его производству и т.д.

Литература

1. Аньшин, В.М., Колоколов, В.А., Дагаев, А.А., Кудинов, Л.Г. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития [Текст] / В.М. Аньшин, В.А. Колоколов, А.А. Дагаев, Л.Г. Кудинов. – Москва: Издательство «Дело», 2007 г. – 584 с.

2.        Основы антикризисного управления предприятиями [Текст]. – Москва: Изд-во «Академия», 2010. – 496 с.

3. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / Майкл Е. Портер; пер. с англ. - 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 454 с.

4. Управление современной компанией [Текст]: учебник / под ред. проф. Б. Мильнера (Россия), проф. Ф. Лиса (США). – М.: ИНФРА-М, 2001. – 586 с.

5. Фияксель, Э.А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса [Текст] / Э.А. Фияксель. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2006. – 315 с.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz