ЭНДАУМЕНТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

                                           

Барашков О.А., Скворцова Ю.В. (МГУ им.Н.П.Огарева, г.Саранск, РФ)

 

The article deals with the creation and organization endowment funds to finance the educational sector (including universities), as well as state and prospects of development in the Russian practice.

 

В настоящее время образовательная сфера является одной из приоритетных сфер экономики, которая способна  обеспечить долгосрочный экономический рост и конкурентоспособность на мировой арене.

В Российской сфере образования за последние годы произошли существенные преобразования, как в законодательной базе, так и в практике деятельности образовательных учреждений. Основными векторами развития системы образования стали повышение качества российского профессионального образования, совершенствование механизмов финансирования и управления образовательными учреждениями, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, развитие эффективного рынка образовательных услуг.

В условиях формирования рыночных отношений при снижении объемов государственного финансирования учебных заведений и обострения конкуренции на рынке образовательных услуг возникает необходимость развития альтернативных источников финансовых поступлений. Дефицит финансирования сферы профессионального образования, острая потребность субъектов частного сектора в высококвалифицированных кадрах обуславливают объективную необходимость объединения финансовых и организационных ресурсов государства и субъектов частного сектора для развития системы профессионального образования. Особое место среди них занимает привлечение благотворительной помощи (фандрайзинг) от нескольких категорий жертвователей, в т.ч. выпускников и их родителей, друзей и единомышленников, благотворительных фондов и компаний.

Мотивы жертвователей различны. Так, для выпускников вуза – это желание помочь Alma Mater, отблагодарить за то образование, которое они получили.  Благотворительные фонды заинтересованы в первую очередь в исследовательской деятельности вузов, в более широком смысле они поддерживают научно-образовательный процесс, направленный на достижение определенных целей, совпадающих с их собственными (например, формирование управленцев нового поколения). Компаниям высшие учебное заведение интересено как кузница молодых квалифицированных специалистов, и поддержка ими образовательных программ являет собой механизм создания положительного имиджа в целевой среде студентов и выпускников для их дальнейшего рекрутинга. Компании заинтересованы также в проведении на базе вуза прикладных научных исследований. Наконец, поддержка крупной корпорацией учебного заведения представляет пример частно-государственного партнерства и свидетельствует о социальной ответственности бизнеса.

Поскольку образовательные учреждения в рамках Российского законодательства являются некоммерческими организациями, то, следовательно, они могут использовать в практике своего финансирования один из механизмов фандрайзинга - эндаумент, который уже десятилетия работает на Западе и является успешным инструментами софинансирования социальной и образовательной сфер.

Эндаумент (от англ. endowment – дар, пожертвование) – это целевой капитал некоммерческой организации, сформированный за счет денежных пожертвований и переданный ею в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент наполняется преимущественно за счет  благотворительных пожертвований. При этом на реализацию целей организации направляются не пожертвования доноров, а доход от сформированного донорами капитала. При этом доноры имеют право четко указывать, на что может быть потрачен полученный фондом доход. (п.1 ст.2 закона № 275-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"»).

Эндаумент-фонд может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. При этом получателем дохода может выступать как одна, так и несколько учреждений, т. е. возможны несколько вариантов формирования целевого капитала.

В одном случае при организации эндаумента собственником и бенецифиаром доходов от эндаумента является одно образовательное учреждение. При данном варианте организации работы эндаумента в соответствии с действующим  законодательством  расходы,  финансируемые  за счет доходов эндаумента, подлежат обособленному бухгалтерскому учету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Схема организации работы эндаумента в случае, когда собственником денежных средств выступает образовательное учреждение

 

Во втором случае, при организации эндаументов, собственником денежных средств, полученных от благотворительности, выступает специализированный фонд, а получателем доходов от благотворительных пожертвований является образовательное учреждение. Функции специализированного фонда сводятся к формированию и централизации поступающих денежных средств от благотворителей и распределению доходов, полученных от вложения благотворительных средств в активы других предприятий и организаций в отдельном муниципалитете (регионе). Эта схема организации работы эндаумента имеет ряд преимуществ перед  первой  схемой. 

При использовании второй схемы эндаумента образовательные учреждения попадают под ограничения по видам деятельности, но при этом освобождаются от большей части указанных выше ограничений по схеме работы. Следовательно, вторая схема проще в работе и организации на местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Схема организации работы эндаумента в случае, когда собственником денежных средств выступает специализированный фонд

 

Пожертвования от благотворителей на основании договора пожертвования образовательному учреждению поступают в оперативное управление управляющей компании, на основании предварительно заключенного договора доверительного управления между компанией и общеобразовательным учреждением. В качестве управляющей компании могут выступать юридические лица, которые специализируются на вложении средств в активы других высокодоходных предприятий либо в собственный бизнес. При этом, средства, составляющие эндаумент-фонд, в том числе иностранная валюта, могут быть вложены только в активы, предусмотренные законом, а именно: государственные ценные бумаги РФ, государственные ценные бумаги субъектов РФ, иные облигации российских эмитентов, акции российских открытых акционерных обществ, инвестиционные паи, объекты недвижимости и др.

Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создаётся для поддержки какой-либо одной организации, например, определённого университета) и нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств.

Цель эндаумент-фонда: обеспечение стабильного долговременного финансирования определенной некоммерческой деятельности посредством гарантированного дохода, обеспечивающего частичную независимость от разовых пожертвований.

Эндаумент призван обеспечить:

-     частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений;

-     финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;

-     формирование долговременного источника финансирования определённой некоммерческой деятельности.

Преимуществом эндаумента является прозрачный характер его деятельности. Поскольку средства эндаумента могут быть направлены только в ту организацию, для поддержки которой он создан, то его невозможно использовать для минимизации налогообложения (когда налоги снижаются за счёт расходов, якобы идущих на благотворительность; это актуально для тех стран, где благотворительность не облагается налогом).

Минимальный срок, на который формируется фонд целевого капитала — 10 лет, если иное не предусмотрено федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Эндаумент считается сформированным, если в течение года со дня поступления на счет первого взноса сумма пожертвований составит минимум 3 млн. руб. Согласно законодательству НКО не может вкладывать свои собственные средства в формирование фонда. Поэтому формирование происходит за счет жертвователей на основе договора пожертвования или завещания. Кроме достаточного количества денежных средств на счете, некоммерческой организации необходимо создать совет по использованию целевого капитала, иначе НКО будет не вправе передать денежные средства в доверительное правление.

В России с инициативой создания эндаумент-фондов в начале 2006 г. выступили российские бизнесмены, главным образом представители Российской ассоциации промышленников и предпринимателей. В том же году был принят закон № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», освободивший такие фонды от налогообложения доходов от инвестирования целевого капитала. С момента вступления в силу данного закона в российском вузовском и научном сообществе возник интерес к эндаументам как к новому перспективному инструменту финансовой поддержки высшего образования, стали учреждаться фонды целевого капитала при вузах и различных некоммерческих организациях.

В то же время нельзя не отметить, что похожая схема широ­ко использовалась в дореволюционной России как минимум с XVIII века, когда меценаты вносили так называемый «вечный» вклад в банк, проценты по которому направлялись на благотво­рительность. Эта же схема была использована жившим долгое время в России и не понаслышке знакомым с русскими тради­циями меценатства шведским промышленником А. Нобелем при создании его всемирно известной премии.

На сегодня в России работают около  45 эндаумент - фондов (Эндаумент - фонд Финакадемии, Фонд управления целевым капиталом ГУ–ВШЭ, Фонд целевого капитала «Образование и наука ЮФО», Эндаумент-фонд Бизнес-школы «Сколково», Фонд целевого капитала Российской экономической школы и т.д.). В основном это вузовские фонды, существует также несколько фондов, финансирующих музеи, спортивные обще­ства, помогающих больным детям. Целевые капиталы российских эндаумент-фондов являются пока очень небольшими как по сравнению с зарубежными аналогами, так и с точки зрения финансирования крупных проектов. Но это и неудивительно, учитывая недавнюю историю их развития в нашей стране.

Процесс создания эндаумент - фондов в России идет достаточно медленно. Многие университеты, рассматривая дилемму о том, стоит ли создавать эндаумент - фонд или же привлекать средства только на текущие проекты, предпочитают «жить се­годняшним днем», и это вполне объяснимо, учитывая достаточ­но напряженные бюджеты вузов.

Несложные математические расчеты показывают, что поскольку «тело» капитала является неприкосновенным, а исполь­зуется только доход, то если годовой прирост эндаумента сверх инфляции составляет, например, 5% (принятый в мировой прак­тике долгосрочный ориентир, позволяющий осуществлять  инвестирование целевого капитала с невысокой степенью риска), даже размер целевого капитала в 1 млрд. рублей (сейчас ни один российский эндаумент не аккумулировал целевой капитал, близкий к этой цифре) позволяет передавать в вуз без потери реальной сто­имости капитала всего 50 млн. рублей, т.е. из каждых 20 руб­лей, привлеченных в эндаумент, вуз может использовать только 1 рубль. Это позволяет утверждать, что для того, чтобы эндау­менты играли действительно важную роль для бюджетов вузов, в них должно быть аккумулировано не менее 3-4 млрд. рублей (вряд ли ошибемся, если предположим, что крупнейшие россий­ские эндаумент-фонды смогут достичь этого показателя не ра­нее чем через 10–15 лет).

Тем не менее за эндаументами – будущее, и те российские вузы, которые привлекают средства в данные фонды, примерно через 20 лет будут иметь значительные дополнительные средства в бюджетах и будут заметно опережать аналогичные вузы, не уде­ляющие сейчас должного внимания развитию фондов целевого капитала. Еще одним важным плюсом создания эндаументов является то, что желание конкурировать с другими вузами и обеспечивать прирост капитала эндаументов заставляет вуз по-новому взгля­нуть на отношения с выпускниками, приводит к внедрению эф­фективных моделей фандрейзинга и позволяет не «отвлекать» спонсорские средства от текущих проектов, а привлекать допол­нительные средства, в т.ч. от новых доноров. На Западе в круп­нейших университетах в фандрейзинговых структурах трудятся до 400 человек, а «вершиной» фандрейзинга являются так называемые вузовские благотворительные кампании, продолжающиеся несколько лет и позволяющие суммарно привлечь несколько миллиардов долларов от нескольких тысяч выпускников. У российских вузов существуют стратегии развития, но преимущество зарубежных университетов в том, что стратегии существуют вместе с таким неотъемлемым элементом, как кампания. Благодаря этому их стратегии развития действительно позволяют значительно модернизировать вузы, создать ряд передовых направлений, обеспечить инновационное развитие и лидерство в мировой образовательной системе.

Сейчас ни один российский вуз не готов к проведению мас­штабной фандрайзинговой кампании, поскольку даже ее подго­товка требует 2–3 года и качественно иной модели организации фандрайзинга. Но в ближайшие годы такие кампании станут реальностью, а конкуренция между российскими университе­тами, в том числе в сфере показателей размера эндаументов, станет одним из факторов, способствующих ускорению иннова­ционного развития отечественной высшей школы.

Сайт управляется системой uCoz