ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ-ЛИДЕРАХ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Алтунина В.В. (ННОУ ВПО «Институт Европейская бизнес-школа-Калининград» г. Калининград, РФ)

 

The organisation of a multilevel education system in the countries-leaders of world educational space.

 

В Болонской декларации в качестве первоочередного шага на пути создания единого европейского пространства высшего образования предлагается «установление системы однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций». Введение системы квалификаций обусловливает дальнейшее расширение мобильности, облегчение процедур признания и принятия согласованных критериев и механизмов оценки качества образования как обязательного условия достижения соответствия европейского высшего образования требованиям рынка труда и повышения его конкурентоспособности и привлекательности. В дальнейшем на пути развития идей Болонской декларации эта задача достижения сопоставимости квалификаций конкретизировалась и актуализировалась.

Однако ни в одном из документов, включая сам текст Болонской декларации, не содержится  предписаний относительно введения конкретных квалификаций, поскольку решение этого вопроса относится к компетенции каждой страны. Везде говорится о системе двух последовательных ступеней (циклов) высшего образования, из которых первая ступень длительностью 3-4 года должна завершаться получением квалификации, востребованной европейским рынком труда, а вторая ступень (после пяти-шести лет обучения) должна приводить к получению  квалификации «мастера» (Master), как это уже имеет место во многих европейских странах. Существенным дополнением к первоначальным установкам Болонской Декларации можно считать решение о включении в круг проблем, подлежащих  согласованному регулированию в ходе Болонского процесса, подготовку на докторском уровне как третью ступень высшего образования. Это обусловлено осознанием внутреннего единства всех ступеней высшего образования и особой значимости исследовательской составляющей для полноценного функционирования высшей школы в целом. В США исторически сложилась четырёхуровневая система высшего образования.

Первый уровень продолжительностью два года завершается присуждением ассоциированной степени (associate degree). На этом уровне ведётся подготовка младших специалистов различных профессиональных направлений. Основным типом учебного заведения этого уровня является местный или младший колледж. Такие колледжи могут функционировать самостоятельно или входить в состав университетов. Второй уровень (undergraduate)  - срок обучения не менее четырёх лет после окончания полной 12-летней средней школы. После завершения обучения и успешного усвоения бакалаврской программы присуждается степень бакалавра. Основными типами высших учебных заведений, осуществляющих подготовку бакалавров, являются 4-годичные колледжи и университеты, срок обучения в которых по бакалаврским программам также четыре года.  Третий уровень – магистратура со сроком обучения 1-2 года после получения степени бакалавра. Студентам, успешно окончившим магистратуру, присуждается степень магистра. Имеются два типа этой степени: к первому относятся степени магистра искусств (the Master of arts degree или M.A.) и магистра наук (the Master of science degree или М.S.), которые присуждаются за продвинутое обучение в сфере своей специализации и проявленные способности в научной работе. Ко второму типу магистерской степени относятся степени, присуждаемые в профессиональных областях. Например, магистр в области образования (M.Ed. in education), магистр делового администрирования (M.B.A. master of business administration) и т.д. Четвёртый уровень – докторантура со сроком обучения (научной работы) – 2-3 года. Пребывание в докторантуре завершается подготовкой и защитой тезисов (диссертации) и присуждением степени доктора философии (the Doctor of philosophy – Ph.D.), которая является наивысшей степенью в стране. Кроме академических степеней, в США присуждается первая профессиональная степень (First – professional degree). Подготовка к этой степени занимает не менее 6-ти лет. Она присуждается в следующих областях: общая медицина (M.D.),стоматология (D.D.S), оптометрия (O.D.), фармакология (D.Phar.), ветеринария (D.V.M.),право (J.D.), теология (M.Div. или M.H.L.).

В Великобритании, где организационная структура высшей школы (схема «бакалавр – магистр») формально наиболее соответствует положениям Болонской декларации, основные усилия руководителей высшего образования направлены на решение проблем качества, в первую очередь на придание более профессиональной направленности и практической востребованности первой университетской степени (бакалавра) без сколько-нибудь существенных структурных преобразований в системе образования. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии сложилась трёхуровневая система высшего образования.

Учебные курсы первого уровня завершаются присуждением первой университетской степени – степени бакалавра. Наиболее распространёнными степенями являются «бакалавр искусств» (Bachelor of Arts – B.A.) и  »бакалавр наук» (Bachelor of science – B.Sc.). Продолжительность обучения на этом уровне составляет обычно три года, хотя в ряде случаев она продлевается на один год и составляет в целом четыре года. Например, от студентов, изучающих иностранные языки, требуется годичная стажировка (учёба или работа) в странах, языки которых они изучают. Обучение по форме «сандвич» курсов («Sandwich» courses) требует дополнительного года практической работы.

Учебные курсы второго уровня завершаются присуждением степени магистра. Продолжительность обучения или научной работы либо того и другого составляет как минимум один год (чаще – два года) после получения степени бакалавра.  Третьим уровнем является докторантура. Присуждение степени доктора требует защиты результатов исследования в форме так называемых тезисов. Обычно присуждается степень доктора философии (Doctor of Philosophy – Ph.D. или в нескольких университетах – D. Phil.) независимо от области науки, по которой защищаются тезисы, за исключением нескольких специфических областей, как например, Doctor of Musical Arts (Mus.D.). Для исследования, подготовки и защиты тезисов на соискание степени доктора философии требуется по крайней мере три года.

Германия, как самый активный участник процесса европейской интеграции в сфере высшего образования до недавнего времени не имела явной, ярко выраженной двухступенчатой системы. В настоящее время немецкие вузы начали подготовку специалистов по образовательным программам бакалавриата (Bachelor) и магистра (Master). Создано «Немецкое приложение к диплому». Наряду с ним действительной является и европейская версия Приложения к диплому.

Во Франции с 1808 года степень бакалавра свидетельствует о завершении среднего образования и даёт право поступления в университет. Система высшего образования Франции включает: университеты (Universitaire), осуществляющие подготовку по литературе, естественным наукам, праву, экономике и междисциплинарным проблемам; большие школы (Grandes ecoles), готовящие инженерные и управленческие кадры высшей квалификации, которые являются наиболее престижными высшими учебными заведениями, университетские технологические институты с двухгодичным сроком обучения, готовящие техников-технологов; высшие учебные заведения медицинского профиля; нормальные школы (Ecole normal), готовящие учительские кадры, специальные школы профессиональной направленности.

Система высшего образования Франции является многоуровневой. В соответствии с законом о высшем образовании обучение во французских университетах организовано в три цикла (уровня), каждый из которых завершается получением соответствующего диплома.

Первый цикл, продолжительностью в 2 года имеет функцию ориентации и общеуниверситетской подготовки. Он завершается присуждением диплома общеуниверситетской подготовки (diplome detudes universitaires generatesDEUG) c указанием профилирующей дисциплины. Параллельно на первом цикле проводится двухгодичная подготовка к непосредственной профессиональной деятельности в качестве специалистов среднего звена в промышленности, науке, здравоохранении, экономике, информации и т.п. Она завершается присуждением университетского диплома естественнонаучных и технических знаний (diplome d'etudes univeritaires scientifiques et techniques – DEUST) с указанием профилирующей дисциплины.

Второй цикл на базе диплома общеуниверситетской подготовки является циклом углубления общенаучной и технической подготовки. Первый год обучения на этом цикле завершается экзаменом.

Кроме того, на втором университетском цикле предоставляется возможность после трёхлетнего обучения получить диплом магистра или инженера. Университетский диплом магистра является подтверждением того, что его обладатель закончил курс разностороннего профессионального обучения высокого уровня.

Третий цикл университетского образования организован по двум основным направлениям:

1.     Получение диплома высших специализированных знаний (diplome d’etudes superieures specialisees – DESS). Продолжительность обучения (исследовательской работы) – один год. Обладатель диплома приступает к практической работе.

2.     Получение диплома доктора наук, причём первый год обучения заканчивается получением диплома углубленных знаний (diploma detudes approfondiesDEA), которым открывается возможность в течение 2-5 лет получить диплом доктора по избранному направлению.

В Италии существуют университетский и неуниверситетский сектора высшего образования. Университеты предлагают разнообразные программы, по завершении которых присуждаются дипломы, сертификаты степеней, специализированные сертификаты, учёная степень доктора. В университеты принимаются лица, имеющие сертификат полного среднего образования, включая специальное 5-летнее обучение, ориентированное на поступление в университеты (9-13 классы). Диплом университета выдаётся после 2-3 годичного обучения по соответствующим программам. Сертификат университетской степени выдаётся после завершения 4-6 летнего обучения. Программы, ведущие к получению специализированных сертификатов (2 года) и учёной степени доктора (3 года),доступны лишь тем, кто уже обладает сертификатом университетской степени. Учебные курсы, ориентированные на получение специализированных сертификатов, призваны обеспечить квалифицированную подготовку обучающихся в какой-либо профессиональной области.

Исходя из вышеизложенного и проанализированного опыта реализации много- уровневого образования в странах, признанных лидерах образовательной индустрии; можно придти к выводу, что понимание целей болонских соглашений является единым и  направлены они на повышение конкурентоспособности европейского образования, содействие развитию европейского сотрудничества в области образования и науки.

Сайт управляется системой uCoz