К СПОСОБАМ УРАВНОВЕШИВАНИЯ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА

 

Круль Казимеж (Радомский  политехнический университет им.Казимежа Пулаского, Польша);

Лех Марек (ремонтный завод железнодорожного транспорта ZNTK – Радом, Польша)

 

Рассматриваются два способа уравновешивания кривошипно-шатунного механизма. Первый способ (рис.1) состоит в добавлении на расстоянии rp дополнительной масы mp вращающейся вместе с кривошипом вокруг оси О.

 

Рисунок 1 - Кривошипно-шатунный механизм с одним противовесом и силы действующие в отдельных элементах механизма вращающегося с постоянной угловой скоростъю w

 

Второй способ (рис.2) состоит в применении двух противовесов – один массой mp вращается вместе с кривошипом вокруг оси О, а второй массой me закреплен на колесе вращающимся вокруг оси D и обкатывающимся на внутреннем колесе. Угловая скорость колеса со вторым противовесом в два раза больше скорости кривошипа.

 

 

Рисунок 2 - Кривошипно-шатунный механизм с двумя противовесами и силы действующие в отдельных элементах при постоянной угловой скорости кривошипа

 

Угловая скорость кривошипа ω = 628.3 рад/с. Используя уравнения равновесия каждого из элементов кривошипно-шатунного механизма на рис.1 получим выражение для составляющих реакции R0z и R0y вала кривошипа 0.

R0z = - Raz(φ) – moω2zo(φ) - mpω2zp(φ),                               (1)

R0y = - Ray(φ) – moω2yo(φ) - mpω2yp(φ),                               (2)

где: RAy, RAz – составляющие реакции в точке A, mo – суммарная масса вращающихся масс без противовеса, mp – масса противовеса, ω – угловая скорость кривошипа.

Рисунок 3 - Изменение сил реакции R0z и R0y [Н] при полном обороте кривошипа с одним противовесом (первый способ уравновешивания)

 

Аналогично из уравнений равновесия кривошипно-шатунного механизма на рис.2 получены уравнения для составляющих реакций вала кривошипа

R0z(j) = - RAz(j)m0w2z0(j) – mpw2zp(j) + RDz(j) + P0(j) cos (jp/2) + Pr(j) cos(j - p) (3)

R0y(j) = - RAy(j)m0w2y0(j) – mpw2yp(j) + RDy(j) - P0(j) sin (jp/2) - Pr(j) sin(j - p)  (4)

где: Po, Pr – составляющие силы в стыке колес FRay, Raz – составляющие силы в точке соединения кривошипа с шатуном A, Rdy, Rdz – составляющие силы в точке D, mp – масса противовеса, mo – суммарная масса вращающихся масс без противовесов, ω – угловая скорость кривошипа.

Рисунок 4 - Изменение сил реакции R0z и R0y [Н] при полном обороте кривошипа с двумя противовесами (второй способ уравновешивания)

Рисунок 5 - Изменение сил реакции на вале кривошипа [Н] при полном обороте для первого R0z1, R0y1 и второго R0z2, R0y2 способа уравновешивания

 

Из выполненного анализа нагрузок передаваемых на вал кривошипно-шатунного механизма снабженного одним или двумя противовесами для уравновешивания вытекает следующее. Применение одного противовеса вращающегося с кривошипом обеспеивает лучшее уравновешивание чем применение двух противовесов вращающихся вокруг разных осей с разными угловыми скоростями. Это наглядно показано на рис.5. где нагрузки на вал кривошипа при втором способе уравновешивания почти в 20 раз больше нагрузок при первом способе уравновешивания. Полученные уравнения можно использовать для уравновешивания кривошипно-шатунного механизма.

Сайт управляется системой uCoz