ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ ПИЩЕВЫМИ ЛЕСНЫМИ РЕСУРСАМИ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД

 

Тарасова В.В., Гукова А.А. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ; Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, г. Красноярск, РФ)

 

Article is devoted to the topic «the problems of using the food forest resources».

 

В 2007 году для реализации Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы начато формирование новой системы лесных отношений и управления лесами, принципиально отличающейся правовой и организационной основой функционирования. В частности, Концепцией была предусмотрена передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Новый Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2007 года Федеральным Законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Лесного Кодекса граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Лесным Кодексом определено, что к недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы (пункт 2 статьи 32 Лесного Кодекса). К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы (пункт 2 статьи 34).

На основании пунктов 4 статей 33 и 35 Лесного Кодекса порядок заготовки гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В июне 2007 года в Красноярском крае приняты два закона, регламентирующих порядок сбора и заготовки лесных ресурсов и устанавливающих нормативы заготовки гражданами лесных ресурсов для собственных нужд (от 28.06.2007 г. № 2-204 и № 2-208).

В краевых законах установлены следующие нормативы безвозмездного ежегодного пользования на одного человека (табл. 1).

 

Таблица 1 Нормативы безвозмездного ежегодного пользования лесными ресурсами

Наименование лесных ресурсов

Ед. изм.

Устанавливаемый норматив

Пищевые лесные ресурсы и лекарственные растения

Дикорастущие плоды

кг

10

Дикорастущие ягоды полукустарниковых видов

кг

20

Дикорастущие ягоды кустарниковых видов

кг

30

Грузди, лисички, маслята

кг

30

Белые грибы и рыжики

кг

20

Другие виды дикорастущих грибов

кг

35

Орехи

кг

20

Березовый сок

л

10

Лук победный (черемша)

кг

15

Папоротник орляк обыкновенный

кг

15

Лекарственные растения

кг

10

Недревесные лесные ресурсы

Пни (пневой осмол)

шт.

10

Береста

кг

20

Кора и луб

кг

10

Пихтовые, сосновые и еловые лапы

кг

50

Веники, ветви, кустарники

кг

20

Хворост

кг

50

Мох, лесная подстилка

кг

100

Тростник, камыш, опавшие листья

кг

10

 

В целом, рекомендованные нормативы позволяют удовлетворить потребности одного гражданина в лесных ресурсах.

Для лекарственных и пищевых растений учтена восстановительная способность популяций. В частности, предусмотрено оставление для семенного и вегетативного размножения части жизнеспособных экземпляров растений; ограничение эксплуатации на одних и тех же участках дикорастущих видов, с целью предотвращения истощения биологических запасов.

В Законе «Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд» предусматривается ежегодное установление оптимальных сроков заготовки, что обусловлено эколого-биологическими особенностями видов растений (состав и количество биологически активных веществ в растениях определяется погодными и почвенными условиями, местом произрастания и многими другими факторами). Полномочия по установлению сроков сбора и заготовки возлагаются на Агентство лесной отрасли Красноярского края. В то же время, будет сложно учесть все указанные особенности и вовремя довести до граждан сроки заготовки того или иного вида растения, поскольку в разных районах края они могут существенно различаться.

Отдельными пунктами Законов указано, что гражданам запрещается осуществлять заготовку видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края.

Однако действующие на настоящий момент нормативно-правовые документы не решают ряд проблем, возникающих при пользовании гражданами пищевыми ресурсами леса. Так, в соответствии со статьей 34 Лесного кодекса заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса.

Граждане, реализующие собранные пищевые лесные ресурсы на рынках, либо сдающие эту продукцию в пунктах приема, по сути, осуществляют предпринимательскую деятельность, которая должна осуществляться только на основании договора аренды лесного участка, который заключается не менее, чем на 10 лет. Это означает, что гражданин должен разработать проект освоения лесов, осуществлять подачу ежегодных лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, обеспечить противопожарное обустройство лесов и т.д. Выполнить эти требования практически невозможно. Фактически, это означает, что граждане, собравшие грибы или ягоды в лесах и торгующие ими на рынках или у дорог, являются нарушителями лесного законодательства. Но в то же время, в Лесном кодексе не дано определение, что такое заготовка пищевых лесных ресурсов «для собственных нужд» (в принципе, гражданин может продать ведро грибов и купить себе на эти средства хлеб, молоко и т.д., так что можно считать, что он заготовленный ресурс использует на собственные нужды).

Таким образом, отмена новым Лесным кодексом лесного билета – документа, подтверждающего законность заготовки пищевых лесных ресурсов, привела к вышеуказанным проблемам. Осуществить процедуру оформления договора аренды нереально для граждан, живущих в отдаленных лесных поселках, для которых заготовка и продажа пищевых лесных ресурсов является значительным, либо единственным источником дохода для получения средств к существованию.

Литература

1. Лесной Кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006).

2. Закон Красноярского края от 28.06.2007 г. № 2-208 «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд».

3. Закон Красноярского края от 28.06.2007 г. № 2-204 «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд».

 

Сайт управляется системой uCoz