проблемы перехода украины на модель устойчивого управления лесами в условиях глобализации

 

Колиснык Б.И., Шубалый А.М. (Волынское областное управление лесного и охотничьего хозяйства, ЛНТУ, г. Луцк, Украина)

 

On basis conducted research base positions conception steady development, grounded organizationally economic principles transition Ukraine on а реrmanent case forests frame in conditions global changes climate, which foresee асcount valuable foreign ехperience and realization whole complex measures in different spheres vital functions this link national economy

 

Обеспечение перехода лесного хозяйства на засады устойчивого развития является важным заданием, которое сегодня стоит перед отечественной наукой и практикой. В то же время, следует понимать, что „устойчивое развитие” является идеализированным понятием, которое характеризует оптимальное сочетание, сбалансирование всех компонентов природной среды и хозяйственной деятельности общества. Поэтому в условиях низкого уровня развития ресурсосберегающих технологий и ввиду наличия целого комплекса экологических, социальных и экономических проблем развития общества в настоящее время на повестке дня стоит вопрос проведения ряда подготовительных организационно-экономических мероприятий, которые позволят создать соответствующую базу для последующей практической реализации принципов устойчивого управления лесами в Украине.

Исследуя отдельные теоретико-методологические подходы относительно решения проблем перехода Украины на засады устойчивого управления лесами, можно отметить, что основное внимание сосредоточивается на обосновании целевых ориентиров и стратегий его достижения. В то же время, недостаточно внимания уделяется формированию соответствующего организационного, финансового, законодательного, институционального и информационного обеспечения реализации всего комплекса мероприятий на пути к устойчивому управлению лесами исходя из современной политической и экономической ситуацией в обществе, а также глобальных вызовов. Важно также выучить опыт соседних стран в этом направлении, что бы минимизировать или устранить возможные риски.

Это особенно важно ввиду того, что Украина в рамках действия базовых положений Киотского протокола имеет обязательство относительно недопущения роста выбросов парниковых газов на своей территории [1]. Согласно статьи 2 Киотского протокола к рамочної конвенции ООН об изменении климата важным направлением реализации данных положений является реализация мероприятий по содействию устойчивому развитию, в числе которых выделено внедрение рациональных методов ведения лесного хозяйства, лесоразведение и лесовосстановление на устойчивой основе с целью увеличения масштабов поглощения парниковых газов [5].

Главными задачами и основными требованиями устойчивого развития является преодоление бедности, изменение нерациональных моделей производства и потребления, охрана и рациональное использование природно-ресурсной базы экономического и социального развития.

Базовые основы устойчивого лесопользования были заложены еще на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила 3-14 июня в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В принятом документе „Повестка дня на ХХІ век” был выделен отдельный раздел: „Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития”, где отдельным пунктом предусмотрен комплекс мероприятий по борьбе с обезлесниванием [4].

Понимая растущую актуальность решения проблем обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства, 16-20 марта 2009 на Девятнадцатой сессии FAO, которая проходила в Риме, была принята Стратегия ФАО в области лесов и лесного хозяйства. Идея разработки этого документа возникла в связи с тем, что существует высокая степень риска провала принципов устойчивого управления лесами в некоторых странах при отсутствии надлежащей политической воли, эффективного управления и экономического прогресса.

Лесной сектор продолжает находиться под воздействием глобальных изменений. Глобализация, посредством быстрого расширения торговли, увеличения транснациональных инвестиций, а также посредством внедрения усовершенствованных информационных и коммуникационных технологий во всемирном масштабе, предоставляет новые возможности и новые вызовы. Лесное хозяйство становится больше ориентированным на человека, а восприятие лесов обществом испытало значительные изменения в направлении повышения экологической, социальной и культурной ценности лесов.

Потеря и деградация лесов во многих странах, которые развиваются, особенно в тропических регионах, ставит новые вызовы. Жизнеобеспечение населения в сельской местности нередко зависит от лесов, которые поддерживают его занятость и доходы и, таким образом, уменьшают уровень бедности. Растущий спрос на продовольствие, волокно и топливо может вызывать значительные незапланированные изменения в сфере землепользования, включая крупномасштабные вырубки леса [6].

В данное время органы государственной власти в Украине рассматривают возможность торговли углеводными квотами, как значительный резерв увеличения прибыльности. Но в этом вопросе нужно учесть опыт лесоводов России, которые рискнули пойти путем реализации пилотных Киотских проектов.

В итоге, лесхозы Нижегородской области доныне не могут получить деньги за создание в регионе в 2008 году так называемых „киотских лесов” - лесов, которые высаживались и выращивались на непокрытых лесом площадях (прежних землях сельскохозяйственного назначения) с целью дополнительного поглощения и связывания углекислого газа из атмосферы. Выращивание таких лесов предусматривается Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

В 2008 году в Нижегородский области было высажено около 4 тысяч гектаров таких лесов, а также обеспечен уход за ними. Предусматривалось, что из федерального бюджета на эту цель будет выделено около ста миллионов рублей. Лесохозяйственные предприятия региона рассчитывали на то, что благодаря средствам на создание „киотских лесов” они смогут сберечь штат квалифицированных сотрудников, приобрести новую технику, которая будет использоваться для лесохозяйственных работ и борьбы с лесными пожарами. Однако, фактически они получили только аванс (около 10%), а остальные средства доныне не получены. Ситуация углубляется тем, что основное финансирование лесного хозяйства - через механизм субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных Нижегородский области полномочий в области лесных отношений - также задерживается почти на три месяца. В результате много лесохозяйственных предприятий региона в настоящее время находятся на грани банкротства. По информации Федерального агентства лесного хозяйства России, в 2008 году в программе создания „киотских лесов” принимали участие Брянская, Нижегородская, Омская, Оренбургская, Орловская, Саратовская и Ульяновска области [3].

Украина также является активным участником международных мероприятий, направленных на реализацию принципов устойчивого управления лесами с целью отворачивания угроз глобальных изменений климата. Об этом свидетельствует то, что основной целью разработанной Концепции реформирования и развития лесного хозяйства является обеспечении устойчивого развития лесного хозяйства, повышение роли лесного сектора в государстве. Необходимость разработки Концепции обусловлена становлением новых экономических отношений в государстве, потребностью преодоления противоречий между экологическими, экономическими и социальными целями, обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства путем повышения эффективности управления, многоцелевого использования лесных земель, лесных ресурсов и полезных свойств леса, а также необходимостью увеличения площадь лесов до оптимального уровня [2].

Но, чтобы не допустить повторения горького опыта России в вопросе создания „киотских лесов”, в Украине нужно создать соответствующую законодательную базу, которая бы четко разграничивала полномочие органов государственной власти и отдельных лесопользователей относительно участия в международных собраниях по проблемам устойчивого развития лесного хозяйства. Также нужно ограничить возможности заключения разного рода международных соглашений без надлежащей комплексной экспертизы, изучения зарубежного опыта и получения согласия органов законодательной и исполнительной власти.

На данное время при поддержке специализированных зарубежных организаций Украина постепенно реализовывает соответствующие организационно-экономические и нормативно-правовые мероприятия для перехода лесного хозяйства на засады устойчивого управления лесами. В то же время, опыт первых этапов рыночной трансформации сферы лесного хозяйства показал, что без полноценного функционирования соответствующей рыночной инфраструктуры и реорганизации системы управления в лесном хозяйстве невозможно обеспечить реализацию стратегических целей развития данной отрасли. Особенно актуальным является решение данных проблем на региональном уровне, где непосредственно происходит реализация положений лесной политики государства.

Среди приоритетов развития отраслей лесного комплекса Украины можно выделить: стимулирование комплексной переработки древесины и процессов ресурсозбереження, развитие производств по углубленной переработке древесины (возобновление системы лесокомбинатов), стимулирование привлечения в оборот несырьевых качеств лесов (рекреация, охота, продукция недревесного происхождения), внедрение элементов экологического менеджмента (лесная сертификация, стандартизация, экологический аудит, экспертиза, лицензирование).

Следовательно, в системе управления лесным хозяйством сегодня есть еще много нерешенных проблем, которые сдерживают процесс перехода отрасли на засады устойчивого развития. Важно понимать, что лишь компетентный и взвешенный подход к решению этих проблем позволит создать надлежащую организационно-экономическую основу для последующего максимального приближения стандартов лесохозяйственной деятельности к идеалам устойчивого развития в условиях глобализации экономики и негативных последствий изменения климата. Обеспечение устойчивого управления лесами позволит нашей стране получить дополнительные выгоды от продажи неиспользованных квот на выбросы парниковых газов и направить эти средства в последующую рационализацию лесного хозяйства путем внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий на основе учета взноса каждого региона в общий результат.

Литература

1. Дюканов В.Г. Механизмы Киотского протокола: опыт и перспективы для Украины / Дюканов В.Г., Дюканова О.В. – К.: Феникс, 2006. – 160 с.

2. Концепция реформирования и развития лесного хозяйства Украины. Одобрена распоряжением Кабинета Министров Украины от 18 апреля 2006 г. № 208-р // Официальный вестник Украины от 03.05.2006. – 2006. - № 16. – С.224.

3. Лесной форум Гринпис России. - Режим доступа: http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=5067 (21.03.09 ). - Название с экрана.

4. Повестка дня на ХХІ век. Принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, 3-14 июня в 1992 году, Рио-де-жанейро, Бразилия. Официальный сайт Организации Объединенных Наций - Режим доступа: http://www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/ - Название с экрана.

5. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. – UNFCCC, 1992. – 29 с.

6. Стратегия в области лесов и лесного хозяйства // Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (FAO). Комитет по лесному хозяйству. Девятнадцатая сессия. 16-20 марта в 2009 году, Рим, Италия. – 9с.

 

 

Сайт управляется системой uCoz