3D моделирование, макетирование, прототипирование и современные технологии в ландшафтном дизайне на примере проекта конно – спортивного комплекса и ипподрома «Ручьи»

 

Кичигин Э.В. (СПбГЛТА, г.Санкт-Петербург, РФ)

 

Архитектура - дорогое искусство, однако история доказала, что нет более выгодного вложения, чем создание архитектурного шедевра. Подсчитано, что за последние 30 лет около 300 миллионов человек побывали в Афинах, в Риме или Венеции только затем, чтобы "посмотреть на старые камни". А так как подобных камней множество, то приезжают не на день и не на два, вкладывая в экономику Италии или Греции, Египта и Мексики, Сирии и Алжира столь значимые суммы, что от них на добрую половину зависит благосостояние этих стран .Архитектура всегда сильнее, чем иные искусства, вплетена в неустанное состязание честолюбивых устремлений сильных мира сего, а значит и в саму экономическую жизнь обществ и государств.

(с) http://www.architektonix.com/

 

The relevance of modern technology of three-dimensional modeling, prototyping, and visualization in landscape design. Layout design as a small architectural forms, innovative methods of working with space.

 

Современные методы представления и работы с информацией способны невероятно расширить способы и масштаб демонстрирования архитектурно-ландшафтного наследия России, как русскому зрителю, так и в выгодном свете представить это наследие на арене мировых достижений.

Архитектурно-ландшафтное достояние является одним из главных и наиболее весомых моментов культурного самопозиционирования страны. Исторически сложившееся, неразрывно связанное с жизнью, бытом, вехами становления государства на огромной временной протяжённости эта область искусства была лицом державы, представляя, как ничто иное, величие и мощь Российского государства. Но, демонстрируя это зрителю либо наглядно - как путешественнику, либо – в рисунках, фотографиях и видеофильмах, в вольной интерпретации авторов этих записей согласно их личным впечатлениям, текущей социо-культурной и политической ситуации.

Сохранение и демонстрация исторических и культурных достижений страны – приоритетная задача музеев, и в традиционной манере их возможности очень ограничены. Технологии, применение которых мы разберём в данной статье, позволяют, как работающие решения, в корне изменить привычный пассивный способ работы с информацией. В отношении архитектуры и ландшафта – в силу их статичности, масштабности и протяжённости во времени и пространстве наглядная демонстрация возможна лишь мультимедийным способом: фотографии, видео, трёхмерное моделирование, макетирование, описание. Современные технологии могут расширить способы восприятия и изучения архитектурных, ландшафтных, исторических памятников культуры и искусства в следующих направлениях:

1. Визуализация: Фотореалистичная визуализация объекта позволяет привнести в возможности представления объекта зрителю такие ранее недоступные решения, как: воссоздание первоначального исторического вида объекта, создание фотографически аутентичного изображения объекта в любой выбранный отрезок времени и эпохи, основываясь на существующих исторических источниках и сохранившихся чертежах. Кроме того, можно визуально представить прогнозирование развития объекта от настоящего времени в будущее, с учётом необходимых факторов, как то – разрушение и восстановление материалов, смена климата и изменение рельефа территорий, смена рисунка окружающего ландшафта, рост зелёных насаждений.

2. 3D моделирование: создание разнообразных по форме и сложности трёхмерных компьютерных моделей реальных или проектируемых объектов окружающего мира. Трёхмерная компьютерная визуализация, с возможностью свободного перемещения зрителя по объекту даёт возможность знакомиться с экспозицией даже в более насыщенном возможностями и информацией режиме, нежели при обычном посещении объекта в реальном времени. Зритель в данном случае является уже не пассивным субъектом, а реально работающим с информацией объектом. В сфере его возможностей оказывается, к примеру возможность произвольно передвигаться по визуализированному в трёхмерном пространстве объекту, оценить ситуацию в целом и углубиться в детализацию, в любой момент, с любого ракурса получить фотореалистичное изображение территории, совершить виртуальную прогулку по территории произвольно и по заранее проложенным маршрутам, выбрать какой угодно ракурс для просмотра и любую траекторию движения и направления камеры. Технология трёхмерного моделирования прекрасно дополняется сопутствующими информационными текстовыми, иллюстративными, видео и аудио материалами, а в производстве в основном используется архитекторами, чтоб преподнести свой проект заказчику в доступной, эффектной форме и усилить его впечатление.

 

(пример взят из дипломной работы автора статьи – "Проектирование конно-спортивного комплекса на базе существующей конюшни "Ручьи")

 

3.Макетирование: объемно-пространственное воспроизведение проектируемого здания или существующего сооружения, архитектурного комплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе. Убедительное, реалистичное макетирование объекта и окружающего ландшафта, позволяет оценить архитектурные и ландшафтные решения в комплексе, как с высоты птичьего полета, так и в детальном рассмотрении единовременно, с детализацией доступной в выбранном масштабе макетирования. Макетирование может быть дополнено информационными стендами, где с помощью мультимедийных возможностей можно представить зрителю любые значимые моменты и любую справку в любом объёме.

В этой сфере по сей день востребовано условное макетирование из бумаги и картона, в музейных экспозициях для воссоздания пейзажей относящихся к определённым эпохам, практикуется макетирование из традиционно-подручных средств типа папье-маше, дерева, соломы, сушёных растений, песка и т.д. Ярким прорывом в настоящее время стала тема прототипирования – технология трёхмерной «печати» объекта, ландшафта, здания, - отрисованных в трёхмерной графике. Компьютерный эскиз при помощи специальной технологии трёхмерной печати "выращивают" слой за слоем на специальном 3D-принтере. Ориентируясь на компьютерную модель, печатающая головка принтера выстраивает в пространстве из сотен тысяч слоёв переклеенного мелкодисперсного быстро затвердевающего порошка реальный объект с достаточно высокой степенью детализации и необходимой окраской. Возможности работы с цветом у таких принтеров не меньшие, чем необходимо при печати цветных фотографий.

Данные технологии используются в настоящее время в сфере архитектурно-ландшафтного проектирования, презентационных материалах, видео и кинофильмах, мультимедийной составляющей музейных экспонатов, выставочном бизнесе. Различное программное обеспечение позволяет сконцентрироваться на различных приоритетных в данный момент задачах, охватывая собой темы проектирования, прогнозирования развития объекта и во временной и сезонной шкале позволяет обеспечить естественность вхождения проектируемого объекта в существующую планировку. Сочетание данных технологий в комплексе позволяет отразить архитектурно-ландшафтный объект на новом информационно-визуальном уровне, недоступном ранее и могут так же существенно расширить экспозиционные возможности музеев и выставок.

Инновационное применение макетирования в ландшафтном дизайне. Макеты как малые архитектурные формы.

Творческим объединением «Ландшафтные миниатюры» разработано новое направление в ландшафтном дизайне – использование макетирования, как создание особой пространственной среды в дизайне ландшафта. Главным образом упор в данном случае может быть сделан на цитирование существующих исторических архитектурно-ландшафтных композиций в аутентичном масштабе и естественное встраивание их в объёмы сада, парка, или дачного участка. Возможно на произвольно выбранной территории воссоздать внешний вид, антураж любого имеющегося в данный момент в мире архитектурно-ландшафтного комплекса или же воссоздание его исторического облика при наличии соответствующих исторических справок и описаний. Данная технология уже применяется в садах и парках Европы – например французский парк, где наиболее интересные архитектурные сооружения страны процитированы в макетах масштабом 1:30, в Бельгии, Италии, Австрии и т.д. Но использование данной технологии ограничивается демонстрацией макетов – мы же предлагаем целый комплекс индивидуальной разработки среды в среде – с учётом существующей планировки и создания в ней своего микромира. Например, воссоздание любимого уголка Венеции в личном саду, гармонично перекликающегося с существующим дизайном пространства или выставку архитектурно-ландшафтных достижений страны в пространстве парка – в виде макетов сооружений иллюстрированные обширным справочно-информационным материалом. С помощью синтеза технологий, описанных в начале статьи можно создать впечатляющие произведения, по-новому позволяющие наслаждаться шедеврами мирового наследия ландшафтной архитектуры, существенно расширить свой кругозор при минимальных усилиях, и популяризировать эту прекрасную область искусства.

 

(3D визуализация  компьютерной модели английского замка и парка Хэмптн-Корт, изготовление макета и экспозиция готового проекта на международной выставке “Императорские сады России»

 

Прецедентом такого рода в нашей стране стал международный фестиваль «Императорские сады России», проводимый под патронажем Русского музея,  где творческое объединение «Ландшафтные миниатюры» продемонстрировало данную технологию в действии на примере воссоздания в пространстве Михайловского сада пространства английского парка и замка Хэмптон-Корт – летней резиденции английской монархической династии и была удостоена высокой оценки жюри конкурса – «За применение уникальных современных технологий в ландшафтном дизайне», а также самой английской принцессой и гостями из Англии - за точное, убедительное  и аутентичное воссоздание внешнего облика, атмосферы и уникальных особенностей Хэмптон-Корта.

Сайт управляется системой uCoz