ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕТА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

Боголюбова А.А., Ковязин В.Ф. (СПГГИ (ТУ), г.Санкт-Петербург, РФ)

 

In article the analysis of the basic problems modern system of the account of water objects is resulted. The analysis is spent on the basis of operating is standard-legal base, and also the analytical data of Federal agency of water resources of the Russian Federation is carried out. Offers on activity improvement in the given sphere are given.

 

Вода - основа нашей жизни. Вода затрагивает все стороны деятельности современного человека: в бытовом плане, производственном, социальном и промышленном. Современное водное законодательство нечетко регулирует водные отношения, а порой и совсем не затрагивает многие их аспекты, отсутствуют конкретные формулировки, не определен порядок ряда действий, затрагивающих пользование водными объектами. Попытаемся разобраться в довольно актуальном на сегодняшний день вопросе, как учет водных объектов.

При употреблении термина «учет водных объектов» необходимо помнить, что на территории Российской Федерации (РФ) ведется государственный учет водного фонда, осуществляемый в рамках ведения государственного водного реестра (ГВР) (ст. 31 Водного кодекса РФ). Кроме того, должен вестись и государственный кадастровый учет, осуществляемый в рамках закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и подзаконными актами в сфере ведения государственного кадастра недвижимости (ГКН). В связи с тем, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся в собственности у вышеперечисленных субъектов водных отношений соответственно. Следовательно, если обособленный водный объект (пруд, обводненный карьер) считать объектом недвижимости, т.к. это объект, который связан с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, а также участки недр, к которым относятся подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные горизонты), входящие в состав водного фонда РФ, подлежат учету, осуществляемому в рамках ведения государственного кадастра недвижимости.

ГВР заполняется при учете водных объектов в составе земель водного фонда органами государственной власти в пределах их полномочий и внесению в данный реестр сведений, подтверждающих существование таких водных объектов с индивидуализирующими их характеристиками (от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей).

Порядок проведения государственного учета водного объекта в составе земель водного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. И если при государственном учете ведение водного реестра основывается на описании водного объекта как объекта природы, то при кадастровом учете - как объекта недвижимости.

Технологически процедура внесения в ГКН сведений о водных объектах, расположенных на земельных участках, идентична процедуре учета любого иного земельного участка. До обращения в орган кадастрового учета следует определить границы водного объекта в соответствии с земельным законодательством, используя результаты межевания или иной землеустроительной документации.

В настоящее время значительные площади земель водного фонда, находящиеся в государственной собственности и предоставленные когда-то сельскохозяйственным предприятиям за границами поселений на праве постоянного (бессрочного) пользования, входят в состав категории земель сельскохозяйственного назначения и поставлены в этом статусе на кадастровый учет. То есть, по сути, водным объектам присвоена категория «земли сельскохозяйственного назначения». Выясним: почему же это произошло?

Дело в том, что водные объекты, находящиеся на землях, предоставленных некогда лесохозяйственным и сельскохозяйственным предприятиям (к ним были отнесены крупные водоёмы, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения, ледники, болота) в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признавались колхозными. Таким образом, водные объекты передавались в управление лесохозяйственным и сельскохозяйственным предприятиям в бессрочное пользование после изъятия их из земель водного фонда. На основании соответствующих решений по изъятию и предоставлению земель лесохозяйственным и сельскохозяйственным предприятиям проводилось землеустройство, определялись и закреплялись общий состав угодий и границы землепользования с включенными водными объектами. После этого выдавались по установленной форме государственные акты о бессрочном пользовании всей площади земель, на основании которых вносились записи в ГКН.

В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ учет, проводившийся в установленном порядке на территории РФ до 1 марта 2008 г., является юридически действительным. Сведения о распределении земель по категориям, включенные в земельно-учетные документы и в документы кадастра недвижимости на ранее учтенные земельные участки, сформированы по фактическому правовому состоянию земель, т.е. согласно действующим на определенную дату документам, устанавливающим или удостоверяющим право на землю. Ранее действовавший порядок учета земель и ведения кадастра недвижимости был основан на признании первичным правоустанавливающего документа - категория земель определялась в соответствии с основным целевым назначением земель, указанным в документе.

То есть, водные объекты, изъятые из земель государственного водного фонда и предоставленные в бессрочное пользование лесохозяйственным и сельскохозяйственным предприятиям, были зарегистрированы в земельно-учетных документах как земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением. На сегодняшний день эти водные объекты поставлены на учет в соответствии с категориями «земли лесного фонда» и «земли сельскохозяйственного назначения».

Изменение категории земель в отношении таких водных объектов в данных ГКН возможно при наличии документов, подтверждающих юридический факт, повлекший изменение характеристик земель.

Данные земли могут перейти в категорию земель водного фонда, если имеющиеся в настоящее время права на них будут прекращены в установленном порядке согласно Федеральному закону № 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую».

Также следует обратить внимание на недостатки водного законодательства, которое предписывает вести ГВР.

Остаются неразработанными и не применяются механизмы государственного управления водными ресурсами, предусмотренные Водным кодексом РФ.

В 2006-2008 гг. были приняты нормативные правовые акты, определяющие структуру и технологии информационного обеспечения водного хозяйства. Например, Положение о порядке ведения ГВР. Одним из основных элементов информационного обеспечения водного хозяйства страны является водный реестр, который должен базироваться на информации, аккумулируемой в государственном водном кадастре (ГВК). Согласно постановлению Правительства РФ № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» в срок до 1 июля 2007 г. 11 ведомств должны были предоставить Федеральному агентству водных ресурсов на безвозмездной основе сведения, включающие: данные ГВК по поверхностным водным объектам (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды); данные ГВК РФ по подземным водным объектам (Федеральное агентство по недропользованию); сведения о документах, на основании которых возникло право собственности на водные объекты, гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах (Федеральная служба регистрационной регистрации, кадастра и картографии); сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и др.

Как показывает опыт и здравый смысл, такая передача информации между ведомствами невозможна не только в короткий срок, который был поставлен перед ведомствами, но и в принципе из-за того, что данные имеют разный формат и не предназначены для централизованного учета.

В Положении о ведении ГВР уточнены понятие «водный реестр» и его структура. Реестр содержит разделы: «Водные объекты и водные ресурсы»; «Водопользование»; «Инфраструктура на водных объектах».

Ведь полноценная и достоверная информация о свойствах режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях имеется не более чем для 20% водных объектов РФ. Не существует описаний подавляющего числа границ водных объектов, соответствующих определениям, данным в Водном кодексе РФ. К настоящему времени по сведениям, представленным на сайте Федерального агентства водных ресурсов РФ по состоянию на 29.03.2009 г., в ГВР занесены данные по 65 536 водным объектам на территории РФ, в том числе, по 4 135 объектам, расположенным в Балтийском бассейновом округе (рис. 1).

Рисунок 1 – Балтийский бассейновый округ. Масштаб 1: 48 000 000

 

Как постановление Правительства РФ, так и Положение о ведении ГВР не предусматривают времени, необходимого на создание реестра, и времени для апробации процедур его ведения. Это уже привело к проблемам при заключении договоров водопользования, поскольку источником информации для них должен служить фактически не существующий водный реестр. Некоторые бассейновые управления, действуя в соответствии с законодательством, не утверждают договоры, информация в которых «не соответствует» несуществующему водному реестру. Таким образом, фактически ГВР существует только на бумаге, в нормативно-правовых актах, в которых прописан порядок его ведения.

Следует отметить, что без сбора и анализа пространственной информации не могут быть эффективно проведены работы по: определению детальных границ бассейновых округов; проведению мониторинга водных объектов; ведению водного реестра; разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что массовая разработка нормативных документов без должного анализа возможности их выполнения, разъяснения схем работы в переходный период, отработки применения в рамках проектов в пилотных регионах приводит к значительным проблемам в деятельности исполнителей на местах. Анализ информации, показывает, что вопросы, связанные с отработкой ведения ГВК, реестра водных объектов, каталогов водных объектов субъектов РФ, создания ГИС, содержащих комплексную информацию о водных объектах обширных территорий, относятся к одному из наиболее уязвимых мест нашего законодательства.

Сайт управляется системой uCoz