российский рынок межкомнатных деревянных дверей

 

Белякова Е.А., Голубев Л.Г., Сафин Р.Р. (КГТУ, г.Казань, РФ)

 

Economic recession forces manufacturers to reduce capacities, to define weaknesses of the enterprises, to reveal available reserves, on the new overestimate prospects of the development.

 

Российский рынок межкомнатных дверей, как и весь рынок в целом, относительно молод, что накладывает свой отпечаток на специфику его развития. Рассмотрим основные изменения российского рынка деревянных дверей, произошедшие за последнее десятилетие, с учетом данных статистики.

По данным ФСГС РФ (рис.1) средний темп прироста объёма рынка дверных блоков с 2005 года составляет 36%. Такой значительный прирост свидетельствует об активном развитии этого рынка. В 2007 году объём рынка дверных блоков составил более 5 млн. штук, а в 2008 году прирост рынка составил 31%, и в натуральном выражении объём рынка достиг 6,7 млн. штук.

Рисунок1- Производство дверных блоков в России в 2001-2008 гг., тыс. шт.

 

На основании представленных данных можно определить, как изменялись темпы производства дверных блоков в течение последних 9 лет. Снижение выпуска деревянных межкомнатных дверей до 2004 года в стране было определено главным образом слабой конкурентоспособностью отечественных предприятий или её отсутствием вовсе. Однако в последующие годы отечественные производители активно переоснащали действующие производства и имитировали продукцию популярных западных фирм, постепенно заполонив российский рынок своей продукцией, и частично вытеснив с отечественного рынка итальянских и испанских производителей. Это привело в свою очередь к уменьшению объёмов импорта дверей (рис. 2). Таким образом, начиная с 2005 года, производство дверей в стране растет более чем на треть ежегодно, в том числе и в 2008 г.

Рисунок 2- Динамика соотношения отечественной и импортной продукции (деревянных дверей) на российском рынке за 1991-2008 г.г.

 

Прогнозы на 2009-2010 гг. большинства экспертов, однако, сводятся к тому, что объемы отечественного производства деревянных межкомнатных дверей в эти 2 года существенно снизятся.

После 2010 года, когда российская экономика начнет выходить из кризиса, импортно-экспортные отношения на рынке межкомнатных дверей активизируются. Такая активная внешнеэкономическая деятельность даст дополнительный приток денежных средств, что позволит отечественным предприятиям развиваться и укреплять свои позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Прогнозируемое развитие жилищного, малоэтажного и коттеджного строительства, в свою очередь, обеспечит рост спроса на межкомнатные деревянные двери.

Таким образом, период 2009-2010 гг. может стать решающим для отечественных производителей деревянных межкомнатных дверей, нацеленных на развитие своих предприятий. С одной стороны данный период снижения спроса заставляет производителей сократить производственные мощности, определить слабые стороны своих предприятий, выявить имеющиеся резервы (финансовые, материальные, человеческие ресурсы), не достаточно рационально используемые ранее. С другой стороны, производители деревянных межкомнатных дверей имеют возможность по-новому пересмотреть перспективы своего развития на ближайшие годы с учетом изменившихся возможностей, определяемых как периодом кризиса, так и периодом выхода из него.

Сайт управляется системой uCoz