ВЛИЯНИЕ ЭНТОМОВРЕДИТЕЛЕЙ НА СЕМЕНОШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ СИБИРСКОЙ В ЗАЩИТНЫХ НАСАЖДЕНИЯХ ХАКАСИИ

 

Ковылина О.П., Ковылин Н.В., Познахирко П.Ш.

(СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

 

The seedling of Siberian larch in field-protective plantation of Shirinskaya steppe are presented in the article. The crop losses as result of damage of cones and seeds of plant pests in poorly-yield and lean years are studied.

Семенная продуктивность хвойных зависит от реализации репродуктивного потенциала, которая обуславливает выживание видов в процессе естественного отбора, их ареалы, видовые и межвидовые взаимоотношения. В условиях экологического стресса в генеративных органах возникают различные эмбриональные нарушения, которые приводят, как правило, к эмбриолетальности и стерильности семян. Одним из факторов, снижающих семенную продуктивность у хвойных, является повреждение деревьев энтомовредителями [2].

Исследования, проведенные в естественных насаждениях Якутии Б.А.Карпель, Н.С.Медведевой показывают, что основными энтомовредителями лиственницы сибирской являются лиственничная муха (Hylemyia laricicola Karl.), лиственничная шишковертка (Simasia perungustana Snell), еловая шишковая огневка (Dioryctria abietella F.) и мухи-галлицы (Cecidomyidae). Наибольший вред наносят первые два вида. Личинка лиственничной мухи поедает семена и, прокладывая ходы между чешуйками, ослабляет систему проводящих сосудов в шишке. Повреждается и стержень шишки, что приводит к недоразвитию семян, неповрежденных личинками, и усыханию чешуй, семян и шишек. При этом необходимо иметь в виду, что в годы хороших урожаев процент поврежденных энтомовредителями семян всегда небольшой, так как этому, как правило, предшествуют слабоурожайные годы, когда условия для размножения энтомовредителей неблагоприятные. Но в годы со слабой урожайностью, следующие за урожайными, количество энтомовредителей резко возрастает, и отмечается наивысший процент поврежденности семян, доходящий в некоторых случаях практически до полного уничтожения урожая. Повреждение семян лиственницы даурской насекомыми – явление не эпизодическое, а постоянное. Лишь степень повреждаемости изменяется в зависимости от урожайности. Поэтому потеря определенной части урожая семян в результате повреждения насекомыми-вредителями всегда должна учитываться при планировании и проведении лесокультурных работ [4].

По данным В.М. Яновского в обследованных древостоях Монголии шишки лиственницы сибирской повреждены конобионтами: личинки трибсов – Haplothrips sp. (Phloeothripidae), Taeniothrips sp. (Thripidae), хальцида-эвритомы – Eurytoma sp. (Eurytomidae), галлицы – Camptomyia sp. (Cecidomyiidae), лиственничной мухи – Lasiomma (Hylemyia) laricicola Karl. (Anthomyiidae), гусеницы листоверток (Tortricidae) – Laspeyresia illutana dahuricolana VI.  Kuznetz., Petrova (Semasia) perangustana Snell. Отмечается также снижение интенсивности плодоношения в результате деятельности лиственничной почковой галлицы – Dasineura laricis F. Lw (Cecidomyiidae). Эпизодически повреждают шишки лиственницы сибирский шелкопряд Dendrolimus superans sibiricus Tschetv. (Lasiocampidae) и клоп Elasmucha fieberi Jak. (Acanthosomatidae). Наиболее массовым видом в фауне конофагов является лиственничная муха, встречающаяся во всех типах древостоев. Этот вредитель относится к числу наиболее активных. При поселении одной личинки в шишке повреждается не менее 40 % семян, при более плотном заселении (2-3 личинки на 1 шишку) семена уничтожаются почти полностью. Довольно широко распространена в лесах Монголии галлица. Галлица Dasyneura laricis F. Lw. (Diptera, Cecidomyiidae) – небольшое насекомое, до 3 мм длиной, летает в течение нескольких дней во второй половине мая и откладывает яйца в укороченные побеги (брахибласты) лиственниц. Отродившаяся личинка проникает в глубь пучка хвоинок, локализуется на меристематическом конусе нарастания почки следующего года и инициирует ее разрастание в специфическую тератоморфу – галл. К осени подросшая личинка образует кокон и зимует внутри галла, весной отрождается имаго. Почка, давшая начало галлу, погибает. Массовое освоение лиственниц галлами катастрофически снижает количество цветущих почек и сводит на нет урожай семян на участках. Интенсивность поражения семян в шишках, заселенных ею, зависит от плотности поселения конофага. При малой заселенности (до 10 личинок на 1 шишку) потери урожая невелики, при более высокой (до 30-40 личинок на 1 шишку) галлица повреждает почти половину семян. Заселение шишек возможно как одним видом вредителей, так и группировками из 2-3 видов. В последнем случае, так же как при поселении 2-3 личинок одного вида, семена уничтожаются практически полностью. Необходимо отметить, что во всех типах древостоев значительная часть шишек заселяется только лиственничной мухой. В лиственничниках Монголии прослеживается изменение зараженности шишек вредителями при различной освещенности и интенсивности плодоношения. В результате анализа зараженности шишек лиственницы установлено, что наибольшая численность насекомых-конофагов отмечается в осветленных, хорошо прогреваемых участках лиственничников [8].

Исследованиями Е.С. Петренко в Центральной Якутии установлено, что в отдельные годы насекомыми уничтожается до 80-95 % семян лиственницы. Основным вредителем является лиственничная муха, которой сопутствует лиственничная шишковертка (на долю последней приходится до трети уничтожаемых семян). В годы массового размножения лиственничной мухой в среднем повреждается до 75 % чешуй и до 65 % семян [7].

Исследования, проведенные в лесостепных  лиственничных лесах третьего класса возраста Ширинского района Красноярского края Ю.Н. Баранчиковым, В.С. Малютиной, показали, что успешность освоения галлицей брахибластов лиственницы зависит от уровня ростактивирующей способности почек, которая определяется активностью ростовых веществ в меристематической ткани конуса нарастания. Личинка, вступая в контакт с почкой, может вызвать разрастание растительной ткани лишь там, где ткань функционально способна к этому – имеет в момент контакта достаточно высокую активность фитогормонов и высокие темпы роста [1]. По данным  Л.В. Бугловой при заражении деревьев лиственницы в Хакасии почковой галлицей в неурожайные годы, происходит резкое уменьшение числа микростробилов, повышается изменчивость по всем показателям урожайности макростробила и качеству пыльцы [2, 3].

Объектом исследования были искусственные насаждения, созданные в степных и сухостепных условиях Хакасии. В основу исследований положена методика оценки урожая семян Т.Н. Некрасовой [6], с учетом шкалы урожайности лиственницы сибирской, разработанной А.Ф. Лисенковым [5]. Оценка урожайности защитных насаждений производилась в баллах от 0 до 5 для каждого дерева в насаждении, затем баллы переводили в абсолютные показатели (число шишек). Получив значение количества шишек, которое можно собрать на пробных площадях, рассчитывали выход семян, учитывая средний выход семян (шт.) из шишки у модельных деревьев, взятых на участках. Масса 1000 шт. семян определялась для каждого модельного дерева, затем рассчитывался возможный урожай семян для каждого участка отдельно и на 1 га. Результаты расчетов сведены в таблицу 1.

 

Таблица 1 – Потери урожая семян лиственницы сибирской в слабоурожайный и неурожайный годы на участках с разным размещением посадочных мест

 

Урожай семян

Слабоурожайный год

Неурожайный

год

с участка

с 1 га

с участка

с 1 га

Рядовые посадки

Возможный урожай семян, кг

0,639

3,994

0,039

0,242

С учетом повреждения кроны, кг

0,527

3,295

0,032

0,201

С учетом повреждения энтомо-

вредителями шишек и семян, кг

0,501

3,134

0,012

0,074

Групповые посадки

Возможный урожай семян, кг

0,745

4,653

0,129

0,806

С учетом повреждения кроны, кг

0,644

4,022

0,111

0,696

С учетом повреждения энтомо-

вредителями шишек и семян, кг

0,592

3,701

0,044

0,277

Шахматные посадки

Возможный урожай семян, кг

0,121

0,757

0,087

0,541

С учетом повреждения кроны, кг

0,089

0,557

0,063

0,397

С учетом повреждения энтомо-

вредителями шишек и семян, кг

0,079

0,495

0,012

0,076

 

Обследования показали, что повреждение шишек и семян  энтомовредителями происходит во всех защитных насаждениях. В наибольшей степени потеря урожая от повреждения кроны и от энтомовредителей сказывается в слабоурожайный и неурожайный годы. В эти годы наблюдается повторное заселение шишек и повреждение семян энтомовредителями. В урожайные годы, которые следуют за слабоурожайными или неурожайными, повреждение шишек и семян меньше.

Первичное повреждение деревьев лиственницы в защитных насаждениях происходит в результате действия комплекса отрицательных факторов (недостатка влаги, возникновения пожаров при проведении сельскохозяйственных палов, внутривидовой конкуренции, вырубки деревьев и т.д.), в насаждениях увеличивается доля поврежденных деревьев, изменяется размер кроны, повреждаются ветви в нижней и средней частях кроны, уменьшается количество шишек и снижается урожай семян. Вторичное воздействие на снижение урожая шишек и качество семян оказывает повреждение их энтомовредителями. Наблюдения показывают, что в этом случае снижение урожая происходит как от уменьшения общего числа шишек, так и от повреждения вредителями оставшихся шишек и семян. Вследствие повреждения крон деревьев, в обследованных защитных насаждениях потеря урожая семян лиственницы сибирской (кг/га) составила: в рядовых посадках – от 16,9 до 17,5 %, в групповых – 13,6 %, в шахматных – от 26,4 до 26,6 %. Вследствие повреждения шишек и семян энтомовредителями потеря урожая составила: в рядовых посадках – от 4,9 до 63,2 %, в групповых – от 8,0 до 60,2 %, в шахматных – от 11,1 до 86 %. Наибольшие повреждения шишек и семян лиственницы сибирской наблюдаются в неурожайные годы, на отдельных деревьях в рядовых посадках отмечена полная гибель урожая семян от энтомовредителей.

Литература

1. Баранчиков, Ю.Н. Рост почек и устойчивость лиственниц к поражению почковой галлицей / Ю.Н. Баранчиков, В.С. Малютина // Лесоведение. – 1987. – № 3. – С. 39-45.

2. Буглова, Л.В. Особенности половой репродукции у лиственницы сибирской (Larix sibirica Ledeb.), зараженной лиственничной почковой галлицей (Dasineura rozkovi Mam. et Nik.) / Л.В. Буглова // Автореферат на соискание ученой степени кандидата биологических наук. – Красноярск: 2000. – 21 с.

3. Буглова, Л.В. Адаптивные структурные соединения у LARIX SIBIRICA (PINACEAE) при заражении галлицей DASINEURA ROZKOVI / Л.В. Буглова // Ботанический журнал. – 2008. – т. 93. – № 2. – С. 281-288.

4. Карпель, Б.А. Плодоношение лиственницы даурской в Якутии / Б.А. Карпель, Н.С. Медведева. – Новосибирск: Наука, 1977. – 119 с.

5. Лисенков, А.Ф. Новое в определении абсолютной величины урожая семян лиственницы сибирской по пробным ветвям / А.Ф. Лисенков // Лиственница, Труды Сибирского технологического института, том 2, сборник 39. Красноярск: СТИ, 1964. – С. 132 – 143.

6. Некрасова, Т.П. Методы оценки и прогноза урожаев семян кедра сибирского / Т.П. Некрасова. – Новосибирск: Издательство сибирского отделения АН СССР, 1960. – 35 с.

7. Поздняков, Л.К. Посевные качества семян восточной расы даурской лиственницы и их географическая изменчивость / Л.К. Поздняков // Лиственница. Труды СТИ. – Красноярск: СТИ, 1968. – Т. 3. – С. 139-151.

8. Яновский, В.М. Повреждение насекомыми шишек лиственницы в Монголии / В.М. Яновский // Лесоведение, 1978. – № 1. – С. 62-67. 

Сайт управляется системой uCoz