МИНИМИЗАЦИЯ РИСКА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ОБРАЗЦОВ МЕБЕЛИ

 

Халаф Намир К. (ВГЛТА, г.Воронеж, РФ)

 

      Enterprises of furniture industries tend to renew construction design of furniture; however production of new samples creates the risk of being undemanded. In connection with it the method of minimization of production risk of new furniture samples on the basis of applying the method of experimental evaluation is examined.

 

В условиях конкуренции производители мебели стремятся обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, но запуск в производство принципиально новых образцов происходит в единичных экземплярах, которые показываются на выставках.

Реализация единичных образцов с выставок еще не означает, что спрос на эту мебель будет достаточным. Если выпустить партию 10-15 образцов и разместить их в выставочных залах, в магазинах и установить их цену, то возникает экономический риск их низкой или единичной востребованности.

В этой связи рассмотрим метод и алгоритм минимизации экономического риска производства серии совершенно новых образцов мебели.

Степень риска (R) определим как произведение ожидаемого ущерба от нереализованной мебели (П) на вероятность (L), что такой ущерб             произойдет [1].

                                                                                              (1)                                                                                                 

Величина  коэффициента  R  (степени  риска)  определяет  риск экономического банкротства производства и реализации пробной партии принципиально новой конструкции мебели.

В практике [1,2] используется эмпирическая шкала экономического риска, представленная в табл.1.

 

Таблица 1 - Эмпирическая шкала экономического риска

п/п

 

Коэффициент вероятности нежелательного риска, L

 

       Градации  риска

 

1.

 

0,01 -0,10

 

Минимальный

 

2.

 

0,11-0,30

 

Малый

 

3.

 

0,31-0,40

 

Средний

 

4.

 

0,41-0,60

 

Высокий

 

5.

 

0,61 - 0,80

 

Максимальный

 

6.

 

0,81 - 1,0

 

Критический

 

 

Считается допустимым коэффициент вероятности нежелательного риска при  L < 0,30. Повышенная зона риска экономического банкротства  при L= 0,31-0,7.

Недопустимая зона риска экономического банкротства при L>0,70. Рассмотрим задачу минимизации экономического риска производства партий нескольких типоразмеров принципиально новых видов мебели.

Итак, представляется необходимым освоить производство принципиально новых j - типоразмеров мебели (j = 1, 2, 3,...,n) в количестве Х12, Х3, ...Хm.

Рассматриваем Рj, вариантов производства количества i каждого j- го вида опытной партии мебели (i  =1,2, 3,...,m).

Один экземпляр каждого вида мебели имеет цену Цj . Обозначим Пij -выручка от продажи каждого j - го вида новой мебели в количестве  Xij.

                                                                   (2)

По этим данным составим таблицу  2 эффективности вариантов выпуска пробных партий  j - ых видов мебели в количестве Хij, с предполагаемой соответствующей выручкой Пij.

 

Таблица 2 - Таблица эффективности вариантов

 

   Типоразмеры мебели, j

 

Варианты количества единиц каждого вида мебели Хij,и соответствующей выручки Пij

1

2

• • •

m

Xij. Пij

Xij. Пij

• • •

Xij. Пij

1

• • •

• • •

• • •

• • •

2

• • •

• • •

• • •

• • •

3

• • •

• • •

• • •

• • •

4

• • •

• • •

• • •

• • •

 

Возможные выручки (Пij); показанные в таблице 2 являются показателями эффективности всех рискованных решений.

Для рассматриваемых 1, 2,...,m вариантов возможного выпуска пробной партии принципиально новых j типоразмеров мебели в количестве Xij необходимо методом экспертных оценок по анонимным анкетам продавцов, товароведов,  экспедиторов,   маркетологов  мебельного  предприятия определить   коэффициенты   вероятности   нежелательных   рисков невостребованности Lij  , которые варьируют от 0 до 1. Полученные данные заносятся в таблицу 3

 

Таблица 3- Вероятные ущербы Пij Lij производства опытных партий совершенно новых типоразмеров мебели j

   Типоразмеры

мебели, j

 

Вероятные ущербы Пij Lij производства опытных партий j

новых образцов мебели в количестве i

1

2

• • •

m

Пij Lij

Пij Lij

• • •

Пij Lij

1

• • •

• • •

• • •

• • •

2

• • •

• • •

• • •

• • •

3

• • •

• • •

• • •

• • •

4

• • •

• • •

• • •

• • •

 

Численные значения вариантов ущерба от невостребованности выпуска первой партии новых типоразмеров мебели дают возможность выбрать такое управленческое решение, которое минимизирует степень (уровень) экономического риска (R)

                                                                                  (3)                             

Поиск наиболее целесообразного варианта выпуска количества Хij экземпляров (i) пробной партии новых типоразмеров мебели (j) по формулам (2) и (3) можно осуществить по программе Ехcel.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Рисунок 1 - Алгоритм обоснования выпуска пробной партии новой мебели j - типоразмеров (j = 1,2...,n) в количестве i (i = 1,2...,m) с минимально возможным ущербом от невостребованности (с допустимой степенью экономического риска R). Составим таблицу 4, аналогичную табл.2.

 

Таблица 4 – Эффективности вариантов (выпускается четыре типоразмера мебели j=1,2,3,4, ценой Цj, Ц1=20 тыс. динаров, Ц2=28 тыс. динаров, Цз=32 тыс. динаров, Ц4=24 тыс. динаров)

 

Типоразмеры мебели j

 

Варианты количества единиц каждого вида j мебели Nij, соответствующей выручки Пij в тыс. динаров

Nij , Пij

 

Nij , Пij

 

Nij , Пij

 

Nij , Пij

 

1

 

4,80

 

5,100

 

6,120

 

7,140

 

2

 

2,56

 

3,84

 

4,112

 

5,140

 

3

 

2,64

 

3,96

 

4,128

 

5,160

 

4

 

4,96

 

5,120

 

6,144

 

7,168

 

 

 Пусть  проведена  экспертная  оценка  продавцами  товароведами, экспедиторами вероятностей невостребованности Lij , по каждому варианту выпуска i единиц каждого типоразмера мебели j, полученные данные предоставлены в табл.5.

 

Таблица 5 -Вероятности невостребованности новейших образцов мебели Lij типоразмеров j в количестве i

Типоразмеры мебели, j

 

Вероятность невостребованности Lij ,jx типоразмеров в количестве i

 

Lij

Lij

Lij

Lij

1

 

0,5

 

0,55

 

0,6

 

0,4

 

2

 

0,8

 

0,75

 

0,65

 

0,85

 

3

 

0,3

 

0,25

 

0,28

 

0,45

 

4

 

0,75

 

0,80

 

0,79

 

0,65

 

 

Воспользуемся данными таблицы и вычислим варианты вероятных ущербов ПijLij от невостребованности новейших образцов j-типоразмеров мебели в количестве i (табл.6).

 

Таблица 6- Вероятные ущербы ПijLij производства опытных партий совершенно новых образцов типоразмеров мебели j в количестве i

 

Типоразмеры мебели,j

 

Варианты ущерба ПijLij производства опытных партий новых образцов типоразмеров мебели j в количестве i (тыс. динаров)

 

ПijLij

ПijLij

ПijLij

ПijLij

 

1

 

40

 

55

 

72

 

56

 

2

 

45

 

63

 

73

 

120

 

3

 

20

 

24

 

36

 

72

 

4

 

72

 

96

 

114

 

110

 

      

Таблица 6 вероятных ущербов ПijLij показывает, что выпуск совершенно новых типоразмеров мебели без анализа реального спроса имеет значительную вероятность невостребованности по назначенным ценам Цj  причем чем меньше количество единиц наборов мебели в партии j-го типоразмера, тем меньше   сумма вероятного  ущерба из-за невостребованности. Одной из мер устранения невостребованности новых образцов мебели является ее результативная реклама.

 

Литература

1. Гранатуров В.М. Экономический риск. - М.: Дело и Сервис, 1999. -112с.

2. Данилов А.Д. Системные связи и закономерности функционирования маркетинга  промышленных  предприятий.  - М.:  Российская Экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 2003. - 243 с.

Сайт управляется системой uCoz