Основные направления снижения себестоимости производства молока

 

Заводчиков Н.Д. (ОГАУ, г.Оренбург, РФ)

Бондаренко И.С. (ОГИМ, г.Оренбург, РФ)

 

The basic directions of decrease in the cost price of manufacture of milk.

 

Снижение себестоимости продукции - один из основных источников накоплений, обеспечения расширенного производства на основе ускорения научно-технического прогресса во всех отраслях сельскохозяйственного производства. Чем дешевле производство сельскохозяйственной продукции, тем большими возможностями будет располагать общество для снижения розничных цен на продовольственные товары, тем полнее будут удовлетворяться потребности людей, тем конкурентоспособнее будет продукция.

Для большинства сельскохозяйственных предприятий Оренбургской области молочное скотоводство является отраслью, определяющей их эконо­мическое и финансовое положение, поскольку про­изводством молока в области занимаются практи­чески все сельскохозяйственные предприятия, за исключением узкоспециализированных. За годы реформирования сельского хозяйства молочному скотоводству области был нанесен огромный ущерб. Сократилось поголовье коров, снизилась их продук­тивность, ухудшилась материально-техническая база отрасли, что привело к сокращению валового производства молока. Причин создавшегося поло­жения много, но основная из них - высокие издер­жки производства молока в связи с неиспользова­нием имеющихся резервов по их снижению. Учи­тывая, что развитие отрасли в регионе в последнее время имело регрессивный характер и многие фак­торы снижения себестоимости производства оста­вались без должного внимания, следует признать актуальность разработки системы мероприятий, направленных на уменьшение себестоимости про­изводства молока. Снижение себестоимости моло­ка с одновременным увеличением объемов его про­изводства позволит сельскохозяйственным пред­приятиям в сложившихся экономических условиях не только сохранить накопленный производствен­ный потенциал, но и приумножить его.

Выявление и реализация резервов снижения себестоимости производства молока в современных условиях становятся объективной необходимостью, поскольку от этого зависит уровень обеспечения на­селения молочными продуктами. Разработка наи­более важных направлений снижения издержек в молочном скотоводстве приобретает большое прак­тическое и теоретическое значение.

Для установления направлений снижения себестоимости в молочном скотоводстве и выбора основных факторов, влияющих на главную цель животноводства нами был проведен предварительный анализ факторов.

К внешним факторам относятся:

  экономическая среда, в которой функциони­рует предприятие (финансовая и инвестиционная политика государства, налоговая система, таможен­ная политика, мировой рынок, рыночный спрос и цены на продукцию, правовая форма хозяйствова­ния, наличие перерабатывающих предприятий, наличие конкурентов);

  научно-техническая среда (появление новых научно-технических открытий и новых техноло­гий);

  политическая обстановка (международное положение страны, аграрная политика страны);

  юридическая среда (изменения в законода­тельстве страны, решения областных, районных и местных органов власти);

  природно-климатические условия (климат, почвы, природные ресурсы);

  географические особенности (удаленность от городов, наличие и развитость транспортной сети).

Внешние факторы обладают подвижностью и неопределенностью. Подвижность внешних факто­ров - это скорость, с которой происходит измене­ние их влияния на предприятие и отдельные его отрасли. Скорость изменения влияния внешних факторов в последние годы увеличивается, что тре­бует постоянного внимания и незамедлительной реакции на них со стороны предприятий [1].

Многие сельскохозяйственные предприятия не располагают оперативной информацией о новых научных открытиях, новых технологиях, передовом опыте конкурентов и потому не могут адекватно реагировать на влияние внешних факторов измене­ниями в своем производстве. При недостатке или недостоверности информации влияние этих фак­торов становится неопределенным и затрудняет сво­евременное принятие эффективных решений. Влияние таких факторов, как мировой рынок, таможенная политика, рыночный спрос и цены на продукцию, особенно пагубно сказалось на развитии молочного скотоводства, когда государство не осуще­ствляло должного регулирования рыночных процес­сов в аграрной сфере и в страну пошли большие по­ступления молочной продукции из-за рубежа. Каждое аграрное предприятие, занимающееся молочным скотоводством, должно удовлетворять потребности покупателей на рынке не хуже конку­рентов. В противном случае оно вынуждено будет снижать цены на продукцию и сворачивать свое про­изводство. Именно конкуренты на рынке молока определяют цены и качество молочной продукции. Такой фактор, как рыночный спрос и цены на продукцию, заставляет предприятия бороться за выживание. Выживание отрасли молочного ското­водства в условиях рынка во многом зависит от спо­собности предприятия находить покупателей ре­зультатов своей деятельности и удовлетворять их запросы. Именно покупатели, решая, какая молоч­ная продукция для них предпочтительна и по ка­кой цене, определяют результаты работы отрасли.

К внутренним факторам, оказывающим влия­ние на экономическую эффективность молочного скотоводства, следует отнести:

      финансовое обеспечение (капитал, доходы, кредит, финансовая отчетность);

      технику (постройки, система машин, обору­дование ферм, транспортные средства, уровень ме­ханизации производственных процессов, дороги);

      технологию (воспроизводство стада, племен­ная работа, система кормопроизводства и кормообеспечения, способы содержания скота, система ветеринарных мероприятий);

      трудовой потенциал (управление кадрами, численность трудоспособного населения, возраст­ной состав, образование и квалификация, органи­зация труда, оплата труда, социальное обеспечение);

      организацию (планирование производства, размеры и размещение ферм, состав и структура ста­да, материально-техническое снабжение, марке­тинг).

На сельскохозяйственных предприятиях рост эффективности производства во многом обеспечи­вается наличием системы машин и оборудования по производству продукции молочного скотоводства. Система машин повышает производительность тру­да и снижает затраты на единицу продукции. Технология производства молока - это сочета­ние животных, машин, оборудования, инструмен­тов, кормов, профессиональных знаний и навыков специалистов и рабочих в процессе производства продукции молочного скотоводства. Технология является способом, позволяющим преобразовать сырье в желаемый продукт. Продуктивный скот, машины, оборудование и корма могут рассматри­ваться как компоненты технологии. Технологию производства молока, также как и технику, следует отнести к внутренним факторам экономической эффективности молочного скотоводства [1].

Таким образом, себестоимость продукции, ха­рактеризуя интенсивность ведения хозяйства и ис­пользования ресурсного потенциала, является од­ним из конечных показателей. Механизм минимизации себестоимости должен учитывать технологические, технические, экономические, социальные и биологические особенности молоч­ного скотоводства.

В заключение можно отметить, что предложен­ная классификация факторов полностью охватыва­ет основные направления снижения себестоимос­ти и повышения эффективности производства мо­лока. На сегодняшний момент Министерством сельского хозяйства РФ разработана "Государствен­ная программа развития сельского хозяйства и ре­гулирования рынков сельскохозяйственной продук­ции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", основными направлениями которой являются по­вышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финан­совой устойчивости и модернизации сельского хо­зяйства, ускоренного развития приоритетных по­дотраслей сельского хозяйства. Материал статьи может быть использован для дальнейших исследо­ваний в области снижения себестоимости произ­водства молока.

Литература

1. Обухова Т.Н. Основные направления снижения себестоимости производства молока // Экономические науки.- 2008. - №2. -С.228-232.

Сайт управляется системой uCoz