ПриМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  Венчурного инвестирования инновационных Проектов В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

 

Зарипова А.В., Набиуллина К.Р. (КазГАСУ, г.Казань, РФ)

 

The course declared in Russia on innovative development can and should consider modern foreign experience of innovative activity, including experience of creation of venture firms.

 

Перспективы развития России в XXI веке в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора экономики - уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий, рыночного потенциала производимой продукции.

Для адаптации инновационной деятельности к российским условиям необходим анализ зарубежного опыта.

Слово «инновация» в различных сочетаниях  приобрело необычайную популярность во многих странах, в том числе и в России. Причем термин одинаково активно применяется во всех отраслях науки и техники, включая строительство.

Для принятия инновационных решений, основанных на изобретениях и ведущих к созданию оригинальных технологий и изделий мирового уровня, требуется наличие совершенно особой атмосферы и особого режима производства, когда принятие рискованных решений поощряется, а в случае возможной неудачи вовсе не обязательно следуют наказания. То есть инновационные разработки могут и должны создаваться на уникальных производствах со структурой и режимом, совершенно противоположным структуре и режиму стандартного производства.

Как известно, наиболее популярной формой таких организаций являются так называемые венчурные компании, получившие широкое распространение в США и некоторых других странах. В последнее время их создание приобрело достаточно широкий размах и в Китае. В Китае в 2008 году стартовый капитал таких фирм достиг 4 миллиардов долларов, а в США эта цифра в том же 2008 году составила более 20 миллиардов долларов.

Венчурное инвестирование в развитых странах представляет собой важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности. Средства венчурных инвесторов вкладываются в основном в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов. В последующем, после развития и закрепления на рынке технологического предприятия, венчурный фонд продает свой многократно возросший в цене пакет акций в этом предприятии, обеспечивая тем самым значительную прибыль на вложенный капитал.

Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в России в настоящий момент является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики и необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

Венчурные фирмы создаются при крупных производственных компаниях и располагаются, как правило, в отдельных зданиях, либо действуют совершенно автономно. При проектировании или переоборудовании зданий для венчурных фирм основное внимание уделяется созданию среды, способствующей творческой деятельности работников. Характерными элементами подобного бизнеса являются его сегментация по группам и по времени. Первоначально коллектив компании разбивается на группы, состоящие из 4–5 сотрудников и именуемые «группами мыслителей» (group-think) или «командами мудрецов» (team-wise), размещающиеся в отдельных офисах. Здесь отсутствуют корпоративная культура и строгая иерархия, сотрудники не пишут отчетов, что способствует неконтролируемому общению, дебатам, спорам и обсуждениям. При этом группы практически не ограничены в финансовых и материальных ресурсах при проведении работ и изысканий.

По завершении прорыва в творческой стадии наступает новый этап: структура группы меняется, вводится руководство и иерархическая подчиненность, начинается планомерный процесс коммерциализации идеи. Особое внимание в венчурных компаниях уделяется мерам по стимулированию инновационной деятельности, например, продажа сотрудникам акций предприятия по льготным ценам, льготное налогообложение на прибыль и ряд иных мер.

Основной проблемой развития системы венчурного инвестирования в России признается отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность венчурных предприятий и инвестиционных институтов. Отмечено также, что отсутствуют достаточные меры государственной поддержки и стимулирования венчурного предпринимательства.

Основными факторами, сдерживающими развитие венчурной индустрии являются:

- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России;

- отсутствие необходимого количества квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей;

- усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции[1]. Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволит значительно ускорить развитие и повысить эффективность в России венчурной индустрии.

В сложившейся ситуации требуется ряд государственных инициатив, которые, как представляется, должны быть следующими:

1.Создание правовой основы деятельности венчурных фондов, а также венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями.

2. Организация нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, необходимого для верного отражения финансового положения предприятия в данных бухгалтерской отчетности, а также отнесения на себестоимость продукции, затрат на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, внутренние инвестиции, что повысит доверие инвесторов к компаниям, в которые они собираются инвестировать.

3. Разработка приемлемых для большинства специалистов методов прогноза эффекта от инноваций, а также поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно - технической сферы, которые являются первоочередными реципиентами венчурного капитала, что могло бы увеличить число проектов, соответствующих требованиям, общепринятым в среде «рискоинвесторов».

4. Развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями.

5. Прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения, а также финансовые стимулы для инвесторов, вкладывающих средства в не котируемые на фондовой бирже предприятия, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях.

6. Активизация вторичного фондового рынка с целью обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал и для того, чтобы дать возможность проинвестированным предприятиям получать дальнейшее инвестирование.

7. Снижение процентных ставок, так как инвестирование в венчурный капитал более привлекательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала и увеличивают вознаграждение.

8. Содействие повышению образования в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих бизнес - школах, а также университетах.

9. Воспитание венчурной культуры среди предпринимателей в малом и среднем бизнесе с тем, чтобы они привлекали рисковый капитал под перспективные проекты вместо того, чтобы полагаться на внутреннее финансирование или получение кредитов;

10. Финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки, которая может оказать помощь проектам на этапах идей и изготовления опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены.

11. Поощрение более равномерного распределения активности рискового капитала по регионам, так как трудности, связанные с нахождением хороших предложений для инвестирования, которые испытывают многие венчурные капиталисты, могут быть частично вызваны географическим несоответствием между предложениями и потребностями в венчурном капитале, возникающим из-за концентрации рискового капитала и инвестиций в определенных регионах.

12. Разработка мер регулирования и контроля процесса венчурного инвестирования[2].

Для создания в России здоровой почвы для развития венчурного бизнеса можно определить пять приоритетных направлений. Этими приоритетами для венчурного капитала и принципиально важных областей его деятельности являются:

- переориентирование системы налогообложения на получение прибыли, создание понятного механизма взимания налогов и недопустимость действия правил обратной силы;

- внесение поправок в хозяйственное право, нацеленных на создание условий для инвестирования венчурного капитала;

- упрощение требований к регистрации венчурных инвестиций, замена разрешительной системы на уведомительную;

- содействие развитию финансовой инфраструктуры, отвечающей требованиям бизнеса;

- создание благоприятных условий для поддержки предпринимательства[3].

Высокотехнологический рывок в России возможен, только если он будет финансироваться российскими деньгами. Венчурный капитал в последние годы становится международным, но образ действия крупнейших венчурных фондов всегда одинаков: они дожидаются, пока страна не зарекомендует себя как источник интересных технологий и компаний, и только потом приходят туда сами. С финансовой стороны для того, чтобы разогнать Россию на технологическом поле, необходимы, во-первых, доступные инвестиционные ресурсы и, во-вторых, желание инвестировать в технологии[4].

Заявленный в России курс на инновационное развитие, включая развитие инновационных нанотехнологий, может и должен учесть современный зарубежный опыт инновационной деятельности, в том числе и опыт создания венчурных фирм. Хотя, конечно, при этом следует учитывать как особенности отечественной экономики, так и особенности менталитета отечественной рабочей силы.

Приходит время возрождать и поощрять интерес наших специалистов к изобретательской деятельности — основному элементу инновационного процесса. Преобладающая в России в течение последних лет установка на развитие отечественных импортозамещающих технологий и практика приобретения лицензий не привели к достижению желаемых результатов, а в ряде случаев, напротив, затормозили развитие экономики страны.

 



[1] Коршун А. Государственное стимулирование венчурного инвестирования. РАВИ, 2003

[2] Гулькин П. Российское государство и венчурная индустрия // Инновации. – 2002. - № 1.

[3] Белая книга. Приоритеты для прямого инвестирования в России. СПб.: РАВИ, 2000.

[4] Евдокимов Е., Антонова Е. Венчурный бизнес России в 2003 – 2004 гг. // Рынок ценных бумаг. - 2004. - № 20. - с.18.

 

Сайт управляется системой uCoz