Агротуризм – сектор современной туриндустрии

 

Ветрова М.Н., Гришанова С.В., Корнеева Н.В. (ФГОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь)

 

Agrotourism is the new tool in the development of the economy of the municipal entities. Since tourism is not only the extra income for the local population, but is also the factor, which stimulates the development of the village and rural area in general.

 

Одной из основных проблем устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации является проблема трудоизбыточности аграрного производства, усугубляющееся с ростом продуктивности этого сектора. Аграрное рыночное производство дает только треть рабочих мест в сельской местности. Излишнее трудоспособное население вытесняется в сектор личного подсобного хозяйства, которое производит конкурирующую сельскохозяйственную продукцию, но с меньшей продуктивностью. Такой дуализм на рынке сельского труда не может не вести к падению уровня доходов от сельскохозяйственной занятости.

В целях устойчивого развития сельских территорий, Россия остро нуждается в сильной политике сельского развития как части аграрной политики страны, включающей в себя некий начальный механизм поддержки альтернативной занятости в селе. Это не предполагает искусственного поддержания неаграрных рабочих мест в селе. Она должна включать возможность выведения избыточной рабочей силы из сельского хозяйства, рост эффективности сельскохозяйственного производства и соответствующий рост заработной платы в секторе. Возросший доход сельскохозяйственных работников приведет к росту спроса на услуги в селе и естественному процессу формирования нормального рынка труда в сельской местности.

Агротуризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и её специфики для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки).

Неправильно рассматривать агротуризм исключительно как фермерский и связывать его с наличием фермерского слоя: это занятие фермеров в тех странах, где они есть и хотят заниматься туристическим бизнесом. Где их нет или мало, агротуризмом занимаются владельцы средств размещения – сельских усадеб, пансионов, небольших гостиниц. Есть ещё один вариант, когда частные дома не имеют возможности принимать туристов, но имеется исключительный турпотенциал, практикуют иной подход – в сельской местности вне курортных зон создаются крупные туристские центры (культурные центры, «национальная деревня», «дома охотника/ рыбака).

Основной целью развитию туризма на селе является улучшение условий жизни местного населения. Развитие агротуризма должно сти­мулировать развитие местной экономики, путем формирования малых экономических оборотов местных ресурсов. Этого можно добиться пу­тем инициирования межотраслевого сотрудничества, при котором мест­ная продукция и услуги используются в производстве туристского про­дукта. На сегодняшний день существует множество вопросов по организации деятельности в сфере агротуризма, один из низ как правильно организовать учет такой деятельности.

Начало развитию агротуризма было положено в 1970-х гг. с целью приостановки массового оттока населения из села в город. По подсчетам экспертов Европейского банка реконструкции и раз­вития, обустройство сельского человека в городе обходится в 20 раз дороже, чем создание нормальных условий для его жизни и работы в деревне. В то же время у жителей мегаполисов появилась потреб­ность в общении с природой, чистом воздухе, природной тишине. Поэтому массовое распространение агротуризм получил, прежде всего, в промышленно развитых странах, где первозданные ландшафты сохранились на небольших земельных площадях (в США — на 4 %, в Западной Европе — на 2—3 %).

По статистике, более 50 % европейцев предпочитают отдых в сельской местности. Например, в Австрии агротуристы составили 16 % от общего числа сельских туристов в Европейском Союзе, Италии — 13, Франции — 15 и Испании — 8 %. В последнее время данный вид туризма становится популяр­ным в Украине, Белоруссии, России, странах Балтии.

Следует отметить, что предпосылками активизации агротуризма стали усугубляющиеся проблемы сельских территорий, а именно:

- укрупнение агробизнеса;

- высокий уровень безработицы (особенно среди женщин
до 30 %);

- миграция трудоспособного населения из деревень;

- низкий уровень доходов в сельскохозяйственном производстве;

- изменение внешнего облика деревень;

- утрата «деревенской философии».

Вместе с тем, cледует иметь в виду, что агротуризм является не высокоприбыльным биз­несом, а, в первую очередь, способом снижения социальной напря­женности, уровня бедности на селе.

Формы организации агротуризма, применяемые в практике, можно представить в следующем виде:

Сельский оздоровительный туризм. Этот вид туризма предполагает во время отдыха специально орга­низованные оздоровительные воздействия на организм туристов. Это - баня, сауна, водные процедуры, фитотерапия, использование продуктов пчеловодства и т.д.

Клиентами такого отдыха, как правило, являются люди зрелого и пожилого возраста, которым уже недоступны активные туры, это могут быть  ослабленные дети. Они ждут от отдыха чистого воздуха, сельской тишины и натуральных продуктов, спокойствия и размеренности сель­ской жизни. В данном случае необходимо создание максимально ком­фортных условий проживания, доступность оказания при необходимо­сти медицинской помощи, возможность контроля состояния организма.

Сельский детский туризм. Этот вид сельского туризма организуется для семей с детьми до 14 лет, а также для организованных детских групп. Такие группы могут при­сылаться из детских домов. Соответственно такой вид сельского туризма предполагает организацию детских площадок, специальных мест для ку­пания, наличие детских игрушек, велосипедов и другого инвентаря.

Такой вид туризма распространен за рубежом. Так, испанская ассоциация «Детские каникулы в сельской местности» представила пилотный проект, который включает 90 крестьянских домов для отдыха детей от 8 до 13 лет в школьные каникулы.

Сельский этнографический туризм. Такой вид туризма интересен как российским, так и иностранным клиентам, имеющим интерес к этнокультуре местных народов.

К традиционным туристическим услугам добавлено фольклорно-этнографическое направление. Для отдыхающих по их желанию высту­пают местные фольклорные коллективы, показываются древние народные обряды, проводятся национальные праздники. Есть примеру орга­низации музеев сельского национального быта, в которых собраны предметы домашнего обихода, орудия труда, воссоздана обстановка сельского быта как в доме, так и в надворных постройках.

Сельский образовательный туризм. Данный вид сельского туризма интересен группам людей, связанным общим интересом в сфере самосовершенствования, а также детям и подросткам. Привлекаются грамотные преподаватели и мастера, разрабатываются программы обу­чения.

Например, в Калининградской области в одних сельских усадьбах в число услуг входят уроки живописи и курсы по обработке янтаря, в других - девочек обучают готовить, а мальчиков — ухаживать за жи­вотными. Учат плетению из лозы, росписи по дереву, делать дымков­скую игрушку и плести гобелены. В перерывах между крестьянскими делами проводятся занятия по иностранным языкам, для этого специ­ально нанимают студентов из европейских стран.

Пребывание в сельской местности может совмещаться с изучени­ем технологий выращивания садовых и овощных культур, уроками на­родных ремесел, приготовления деревенской еды по старинным рецеп­там.

Сельскохозяйственный туризм (агротуризм) За время пребывания в селе туристы могут не только посмотреть, чем занимаются крестьяне, но и сами участвовать в сельскохозяйствен­ных работах, например, в уборке фруктов или винограда, уходе за жи­вотными, пчелами, выработке сыра или овечьей брынзы. Интересной может быть работа на сенокосе или скотном дворе. Городские жители приобщаются к сельскому труду, учатся определенным приемам и при этом получают удовольствие, так как смена вида деятельности уже ста­новится своеобразным отдыхом.

Сельский кулинарный (гастрономический) туризм. Данный вид сельского туризма может быть интересен иностранным клиентам и россиянам, имеющим интерес к кулинарному мастерству местных народов.

Этот вид туризма распространен во Франции и Италии. В настоя­щее время значительное  число крестьянских дворов в Италии специализируется на гастрономическом сельском туризме. Как правило, каж­дый крестьянский двор имеет узкопрофильную специализацию и произ­водит продукты, типичные для той или иной местности: приморский юг и острова - рыбу и морепродукты, столичная область Лацио - вина "Кастелли романи", Абруццо - оливковое масло и т.п. Сельский туризм пре­доставляет возможность не только вкусно и качественно поесть, но и увезти с собой в качестве сувениров дорогие и редкие вина или особые продукты типа трюфеля иди специальных сортов сыра и оливкового масла, которые не поступают в городские магазины. Так, в настоящее время в Италии разработано более 70 винно-гастрономических маршру­тов, которые в значительной степени связаны с сельским туризмом.

Сельский промысловый туризм. Этот туризм необходим людям, которые хотят совместить отдых с заготовкой   необходимой им продукции. Их интересует сбор грибов и ягод, охота и рыбалка.

Например, в Латвии при финансировании фонда SAPARD в лес­ном: массиве был построен гостиный дом и сеть прудов, где разводится рыба. Сюда приезжают городские жители, чтобы заняться рыбалкой. После рыбалки они могут отдохнуть, а также приготовить выловленных рыб. По заказу посетителей выловленную рыбу можно закоптить и упаковать в вакууме, чтобы привезти домой.                                  

При таком виде туризма понадобятся рыболовные снасти и охот­ничье снаряжение, услуги проводника к местам рыбной ловли, сбора грибов и ягод, охотничьим угодьям. Если туристы захотят сделать заго­товки впрок, то им нужно предоставить возможность варенья, соленья, сушки, доставки продукции.

Сельский спортивный туризм. Это объекты сельского туризма, специализирующиеся на актив­ных видах отдыха. Они преимущественно приспособлены для прогулок на лошадях, путешествий на байдарке, занятий плаванием, велоспортом, теннисом, зимой - катаний на лыжах и коньках.

Этот вид туризма интересен:

· молодым компаниям, выезжающим на кратковременный от­дых в кругу друзей;

· группам людей, связанных общим интересом в сфере самосо­вершенствования и оздоровления.

Такие усадьбы должны быть обеспечены туристским и спортив­ным инвентарем на прокат, содержать лошадей, иметь опытных инст­рукторов и сопровождающих.

Данный отдых можно организовать и без особого комфорта. Ма­лобюджетные туристы и молодежь предпочитает ночевки под откры­тым небом, на сеновале.

Сельский приключенческий туризм. Для такого вида туризма можно привлечь группы молодежи, вы­езжающие на отдых в кругу друзей; группы людей, связанных общим интересом. Они ждут от отдыха новых впечатлений, возможность раз­влечений.

Этот вид туризма предполагает организацию приключенческих маршрутов с осмотром достопримечательностей и остановками в дере­венских домах. Так, на Южном Кавказе в общей сложности разработа­но 13 типовых маршрутов, проходящих по территории трех государств (Армения, Азербайджан, Грузия). Они охватывают весь спектр природ­ных и приключенческих туров территории.

Сельский познавательный туризм. Данный вид сельского туризма сопровождается многочисленными экскурсия­ми по изучению достопримечательностей местности, связанных с исто­рией, архитектурой, природными объектами. Он интересен любителям понаблюдать за редкими видами животных и птиц. Опытные инструк­торы могут организовать наблюдение с биноклями.

Сельский экзотический туризм. Некоторые фермеры выращивают диких и редких животных и необычные растения, тем самым привлекают любителей экзотики. Так, нередко выращивают норок, страусов и оленей, даже содержат мини-зоопарки.

Сельский комбинированный туризм. Данный вид сельского туризма характерен сочетанием нескольких направлений отдыха, напри­мер, спортивно-оздоровительный, сельскохозяйственный и кулинарный, обучающий и этнографический, познавательно-приключенческий и т.п.

Например, в Северной Осетии для туристов организуют экскур­сии, прогулки к памятникам природы и истории: к древним аулам, на водопады, к святилищам, на альпийские луга, к родникам. Желающих научат кататься верхом на лошадях и яках, обучат доить коров и тут же пробовать парное молоко, покажут, как готовить кефир, взбивать масло, косить сено, даже прясть пряжу. Помогут и заготавливать целебные травы, грибы, малину, чернику, бруснику и т.д.

Российские селяне могут зарабатывать на агротуризме не хуже, чем фермеры Италии и Франции, – до 9 тыс. евро в год. Однако представители компаний туроператоров сетуют на крестьянский консерватизм: деревенские жители с недоверием воспринимают туристов и соглашаются принимать их у себя, только если видят, что этим успешно занимаются соседи. Горожан не пугает, что почти все дома без удобств: им нравится сельская экзотика. Наибольшей популярностью пользуются сеновал, катание на лошадях, дегустация самогона, рыбалка, работа на сенокосе или скотном дворе.

В плане развития агротуристического сектора необходимо решить следующие задачи:

·  создание координационных центров по организации агротуристических хозяйств;

·  создание региональных и межрегиональных баз данных, предназначенных для клиентов и турагентств.

Подходы к решению проблемы могут быть разные. Исходя из международного опыта это могут быть:

·  либо общественные ассоциации агротуристических хозяйств (региональная кооперация),

·  либо специально созданные при поддержке властей региона агротуристические центры с отделениями в МО (регистрация агротуристических хозяйств, создание и ведение баз данных, информационное обеспечение, сертификация, микрокредитование и т. д.; в перспективе они должны быть коммерческими – продажа информации клиентам и турагентствам);

·  либо государственные агентства - объединения сельского туризма (как в Венгрии, где есть государственная политика поддержки агротуризма).

В наших условиях на первом этапе возможно создание региональных (а затем и более крупных - межобластных или на уровне федерального округа) координационных центров с филиалами в МО. Они необходимы на этапе становления агротуристического бизнеса (информационная поддержка и консалтинговые услуги).

В этом случае агротуризм получит "зеленый свет" и будет развиваться как сектор современной туриндустрии.

На российском рынке пока мало компаний работает в секторе агротуризма. Существенным фактором в развитии зарождающегося российского агротуристического рынка является то, что он строится "снизу" - практически без участия центральных структур. Долгое время отсутствовало четко артикулированное политическое решение на правительственном уровне о поддержке агротуризма. В Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 г." сформулирована задача организации агротуризма (раздел 3.6). Предусматривается "формирование территориальной сети информационно-консультационных центров", пропаганда агротуризма, "обучение сельского населения по организации несельскохозяйственных видов деятельности в целях развития альтернативной занятости в сельской местности". Вместе с тем, пока не разработана концепция развития агротуризма в России, не решен вопрос о правовом обеспечении (не разработаны соответствующие законы и положения) и финансовом обеспечении процесса (система льготного кредитования, налоговых и др. льгот и т. д.).

В ряде регионов поддержку агротуризму оказывают областные власти. Интересен опыт Калиниградской области, где при поддержке властей региона и с использованием международного опыта создана сеть из примерно 60 агротуристических хозяйств. В Алтайском крае принята Ведомственная целевая программа  «Развитие сельского туризма Алтайского края на 2008-2012 годы». Целью программы является создание в Алтайском крае благоприятных условий для развития сельского туризма, обеспечение повышения уровня жизни и занятости сельского населения. Среди основных задач программы – повышение уровня занятости сельского населения; улучшение благоустройства усадеб и сел, развитие инженерной и социальной инфраструктуры; расширение ассортимента продукции приусадебных хозяйств. 

В России уже имеется опыт организации агротуристических предприятий по моделям типа "пансион", "тур с проживанием в кочевом традиционном жилище", "национальная деревня", "VIP-деревня", "сельская гостиница" и др. Однако работа в агротуристическом секторе только начинается и ее масштабы, способы организации и объемы финансирования пока не позволяют говорить о развертывании агротуризма в сектор современной туриндустрии.

Проблема сегодняшнего дня российской туриндустрии еще и в том, что старые марки турпродуктов (например, брэнд "Золотое кольцо") морально устарели. Они были ориентированы на групповой (автобусный) туризм и не учитывают запросов и специфики образа жизни современного среднего класса. С другой стороны, они равно не учитывают возможности и потенциал малых городов, поскольку изначально ориентированы на несколько крупных "отлакированных" туристических центров.

 Ставропольский край обладает уникальным сочетанием природно-лечебных факторов. Это создает предпосылки для того, чтобы выйти на лидирующие позиции в сфере туризма не только в России, но и в Евразии. Наиболее перспективным для региона является, безусловно, лечебно-оздоровительный туризм. В бессточных озерах накапливается лечебная грязь, есть термальные источники. К тому же, имеется неплохая санаторная база. Кроме того, край обладает неплохими возможностями для спортивной охоты, экологического, винного, различных видов экстремального и спортивного, а также сельского туризма.

Ставропольский край располагает достаточным природным потенциалом для развития агротуризма. Наиболее привлекатель­ными природными объектами для массового оздоровительного туризма являются элементы гидрографической сети:  это основные реки — Кубань, Кума с Подкумком, Золкой и др., Калаус, Егорлык, Большой Зеленчук, Кура, Маныч, Озёра: Тамбуканское озеро (с запасами лечебной грязи), часть озера Маныч-Гудило, озеро Цаган-Хак и др., разнообразие флоры и фауны. На высоких участках Ставропольской возвышенности — массивы широколиственных дубово-грабовых лесов (участки лесостепи). В степи обитают грызуны (суслики, полёвки, хомяки, тушканчики и др.), встречаются ушастый ёж, ласка, лисица, волк. В плавнях Кумы — камышовый кот и кабан. На озёрах и болотах много водоплавающей птицы.

Край располагает богатым историко-культурным насле­дием, которое составляют памятники искусства, археологии, архитектуры, истории.

Одним из важнейших ресурсов внутреннего и въездного туризма является богатая и самобытная национальная культура. Фольклорно-этнографический потенциал края включает большое ко­личество центров народных промыслов и ремесел, в том числе тра­диционного творчества, вышивки, гончарства, плетения.

Особо следует указать на экономические выгоды развития в крае сельского туризма. Во-первых, это возможность увели­чить долю услуг в производстве АПК, во-вторых, улучшить сальдо платежного баланса за счет превращения агротуристических услуг  в экспортный продукт. Агротуризм как услуга позволяет оптимизировать сельскохозяйственное производство и повысить его эффективность, благодаря тому что услуга в структуре затрат имеет более высокую долю добавленной стоимости. Это особенно актуально в отношении продукции сельскохозяйственных предприятий характеризующейся высокой материалоемкостью.

Для сельских регионов края предоставляет зна­чительные потенциальные выгоды:

- способен стать важным источником трудоустройства прожи­вающих здесь людей, особенно в экономически малоразвитых райо­нах. Местные жители могут работать в качестве официантов, роз­ничных торговцев, работников системы гостеприимства;

- открывает сельскому населению возможности для бизнеса;

- повышает доход местных бюджетов;

- сохраняет местную культуру и обычаи, поддерживает рестав­рацию имеющихся исторических достопримечательностей;

- оказывает благоприятное влияние на проведение мероприя­тий, связанных с защитой окружающей среды, так как индустрия туризма по сравнению с другими видами деятельности является бо­лее экологически чистой.

Следует отметить, что с позиции государства целесообразно определить приоритеты развития агротуризма, сосредоточившись на самых ценных ресур­сах страны, выделив так называемые точки роста. Важно всесторон­не изучить рыночную ситуацию и выявить возможности и угрозы, с которыми может столкнуться бизнес.

Работа в области агротуризма в России только начинается. Ее масштабы, способы организации и объемы финансирования пока не позволяют говорить о развертывании этого нового сектора совре­менной туриндустрии. Тем не менее, есть первые шаги в данном направлении, которые стоит рассмотреть более внимательно.

 

Сайт управляется системой uCoz