К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ КАК ИНСТРУМЕНТА АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК

 

Вахрушева Н.П. (БГЭУ, г.Минск, РБ)

 

This article raises the question of the need to enhance the innovation processes in agriculture. The author argues in favor of the development of innovation infrastructure, explores the global experience of development of information and consulting services. For domestic agriculture author proposes a three-tier system of counseling.

 

Устойчивое развитие экономики АПК в большинстве развитых стран мира характеризуется переходом к инновационной модели развития, суть которой заключается в системной интеграции научно-технической сферы отрасли, с одной стороны, и собственно агропромышленного производства, с другой. Цель такой интеграции - повышение эффективности производства на основе технико-технологического и организационно-управленческого обновления за счет научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в агропромышленном комплексе.

В современных условиях Республики Беларусь подъем отраслей сельского хозяйства невозможен без активизации инновационной деятельности, которая является главной в системе факторов, обеспечивающих развитие и повышение эффективности производства в рыночной экономике.

Вопрос необходимости развития сельского хозяйства через активизацию инновационной деятельности неоднократно освещался в публикациях отечественных и зарубежных ученых-аграрников [1,2,3,4], которые отмечают, что экономика, основанная на новых знаниях и технологиях, носит сегодня глобальный характер и ориентирована на мировой рынок.

Инновационный процесс представляет собой единый поток. Его отдельные стадии - научная разработка идеи, новой технологии, доведение ее до промышленного использования, получение нового продукта, его коммерциализация – значительно различаются по организации труда, методам управления и финансирования и т.д. Однако эти стадии взаимообусловлены и обеспечивают успех инновационного процесса при объединении их  в единую систему. Поэтому, особую важность приобретает стыковка стадий, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамизм всего инновационного процесса.

Общее ускорение научно-технического прогресса  требует быстрой разработки и внедрения инновации в качестве защиты от морального износа. Так инновация, невостребованная в течение 3-5 лет, не только не эффективна для освоения, но даже не окупает затрат на ее разработку [3], то есть при отсутствии механизма доведения инновационной идеи до получения экономического эффекта ценность научной деятельности, как первой стадии инновационного процесса, сводится к нулю. Деятельность по остальным стадиям инновационного процесса должна осуществляться за счет инновационной инфраструктуры – системы подготовки соответствующих кадров, каналов распространения научной информации, финансовых способов активизации научного поиска, - которая на сегодняшний день фактически отсутствует в системе АПК республики.

Мировая практика формирования инновационной инфраструктуры свидетельствует о том, что успехи европейских стран в отношении уровня и эффективности освоения инноваций в аграрное производство в значительной степени обусловлены активной систематической работой внедренческих организаций, действующих на государственной или частной основе непосредственно на поле и ферме [5]. Зарубежный опыт позволяет сделать вывод о том, что ключевым звеном успешного продвижения разработок на рынок является не столько эффективность технологических решений или производственные возможности, сколько уровень организации инфраструктуры инновационного процесса: от НИР до продаж нового продукта или технологии.

Поэтому в качестве одного из эффективных элементов информационной инфраструктуры и инструментов стимулирования продвижения инноваций в отечественном сельском хозяйстве сегодня должна рассматривается система консультирования.

В деятельности информационно-консультационной службы можно выделить три составляющих. Информационная составляющая представляет собой общедоступную структуру и носит характер информационно-справочной системы. Имеющийся банк данных пополняется информационными ресурсами, поставляемыми научными организациями, библиотеками, консультационными службами, товаропроизводителями. Консультационная составляющая охватывает структуры по консультационному обслуживанию агропромышленной отрасли  и ее предприятий по экономическому анализу, организации, управлению, бизнес-планированию, мониторингу и другими направлениями. Инновационную составляющая обеспечивает создание инноваций на базе полученных учеными новых знаний, позволяющих потребителю перевести производство на более высокий уровень развития, их освоение (коммерциализацию).

Мировая практика сельскохозяйственного консультирования подтверждает целесообразность формирования двух и трехуровневых систем, охватывающих государственный, областной, районный уровни и уровень отдельного товаропроизводителя [6]. В силу ориентированности отдельных инновационных разработок на конкретные условия их применения, в осуществлении деятельности по инновационной составляющей в основном вовлечены областной и районный уровни. Информационно-консультационная служба на областном уровне должна обеспечивать связь с научными организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования, обучающими организациями, осуществлять научно-методическое руководство информационно-консультационной службы районного уровня, организацию испытаний, опытов, обучение кадров службы.

На районном уровне деятельность специалистов информационно-консультационной службы должна быть связана со сбором и обработкой информации об инновациях, применимых в конкретных условиях сельскохозяйственного производства, и их адаптации к местным природно-климатическим условиям.

На уровне сельскохозяйственного производителя информационно-консультационная служба может быть представлена «полевыми» консультантами, задача которых сводится к непосредственной работе с конкретными товаропроизводителями по вопросам внедрения инноваций в производство (например, научное сопровождение выращивания какой-либо сельскохозяйственной культуры по инновационной технологии ее возделывания).

Таким образом, использование информационно-консультационной службы в качестве инструмента активизации инновационных процессов позволит ориентировать инновации на конкретную территорию применения и адаптировать их к условиям, сложившимся в целом на данной территории и в каждом отдельном хозяйстве; обеспечить более высокую скорость передачи инновации разработчиком сельскому товаропроизводителю за счет уровневой системы информационно-консультационной службы; повысить уровень восприятия инновационных идей через планомерную и постоянную работу по внедрению инноваций в сельскохозяйственное производство.

Литература

1.Гасанова Х.Н. Повышение эффективности освоения инноваций в сельском хозяйстве. - М., 2005 –  130 с.

2.Артемова Е. «Эффективность разработки и внедрения прогрессивных технологий»// АПК: экономика, управление. – 2006 –  №5 –  С.16-18.

3.Санду И.С. Совершенствовать экономические механизмы инновационной деятельности в АПК//Экономика сельского хозяйства России.- 2005 - №5 - С.16.

4.Кадинова Е.Р., Дадалко В.А. Новые подходы к определению сущности инноваций // Вестник БГЭУ. - 2002 - №2 - С. 63-69.

5.Самсонов В.П. Реальные перспективы развития АПК Беларуси// Белорусское сельское хозяйство. – 2004 - №11 - С.33-35.

6.Савенко В. Освоение инноваций в ведущих странах мира и возможности использования их опыта//Международный сельскохозяйственный журнал. - 2007 - №3 - С.13.

 

Сайт управляется системой uCoz