К вопросу об  управлении СоциаЛЬно-отвественной реструктуризацией предприятия в кризисных условиях

 

Скляр Е.Н., Швыгова К.В. (ГОУ ВПО «БГТУ», г. Брянск, РФ)

 

The theoretical aspects of management of social re-structuring at the industrial enterprise are considered.

 

Кризисные явления, происходящие в российской экономике, конкуренция со стороны зарубежных производителей и др. предъявляют новые требования к отечественным промышленным предприятиям. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными, им необходимо своевременно адаптироваться к новым рыночным условиям, изменить стратегии, цели, структуру, а также другие организационные характеристики и функции. Этого позволяет достичь реструктуризация, представляющая собой процесс комплексного изменения методов функционирования предприятия в соответствии с внешними, постоянно изменяющимися рыночными условиями и стратегией ее развития. Как показала практика, реструктуризацию обуславливает именно необходимость комплексного характера преобразований, затрагивающих практически все стороны функционирования предприятий.

В целом анализ показал, что социально-экономические отношения между субъектами реструктуризации предприятий реализуются на всех стадиях этого процесса, в котором установлена достаточно жесткая последовательность выполнения стадий подготовки и проведения реструктуризации (табл. 2).

С нашей точки зрения, определенного внимания со стороны руководства предприятия особенно в кризисных условиях заслуживает социальная реструктуризация, представляющая собой намеренное изменение формальных взаимоотношений между составляющими элементами предприятия, подразумевающее использование одного или нескольких способов учета интересов всех заинтересованных сторон, включая персонал предприятия.

Она включает реорганизацию трудовых процессов, уменьшение уровней управления, упразднение структурных подразделений посредством аутсорсинга, придание самостоятельности структурным подразделений, отказ от некоторых видов деятельности, сокращение рабочих мест и др.

Проанализировав различные точки зрения на сущность и специфические характеристики таких понятий, как «социальная реструктуризация» и «социально-ответственная реструктуризация» было установлено, что оба понятия необходимо рассматривать как части единой системы социально-ориентированного управления. Как показала практика, в настоящее время на отечественных промышленных предприятиях в большинстве случаев менеджмент отдает предпочтение социально ответственной реструктуризации.

Цель социально ответственной реструктуризации промышленного предприятия – создание эффективной социальной базы для его стабилизации и развития. В связи с чем, на наш взгляд, базовым инструментарием и методологией, позволяющим российским предприятиям проводить социальную реструктуризацию, могут стать «социально-корпоративные технологии» и «экономика участия». Бесспорным является тот факт, что такой подход позволит добиться одной из главных целей создания социального государства, а именно – повысить качество и уровень жизни.

 

Таблица 1 - Этапы реструктуризации промышленных предприятий и соответствующие им направления решения социально-этических проблем

№ п/п

Этап

Содержание этапа

Учет и решение социально-этических проблем

1

Диагностика внутренней и внешней среды предприятия

 Оценка ресурсного потенциала, оценка внешней деловой среды, определение ключевых факторов успеха и отличительных способностей к развитию

Учет социально-этических проблем предприятия, ценностей собственников и руководства

2

Принятие решений о проведении реструктуризации, прогнозирование ее последствий

осуществляется по результатам предыдущего этапа собственниками бизнеса и руководством предприятия

Учет влияния последствий на региональном уровне (повышение уровня безработицы, трудоустройство высвободившегося персонала)

3

Разработка стратегии развития предприятия

Формирование миссии, выбор корпоративной стратегии

Формирование целевых установок социальной реструктуризации исходя из необходимости удовлетворения всех заинтересованных сторон

4

Разработка концепции реструктуризации

Выбор области и направлений реструктуризации (по функциональным направлениям)

Создание пункта, характеризующего социальную ответственность предприятия, проверка на соответствие концепции этическим нормам

5

Разработка программы реструктуризации

 

Создание бизнес-планов, описание новых функций и  бизнес-процессов, система учета, план персонала, функциональные стратегии, модели

Создание программы социальной защищенности персонала, исходя из использования принципов социальной реструктуризации на основе сбалансированности взаимодействия всех заинтересованных групп партнеров, ресурсов, концепции управления, стратегии предприятия и т.д.

6

Реализация программы реструктуризации

Детализация планов, информирование сотрудников, стимулы активного участия, контроль сроков

Сотрудничество с городской службой занятости

7

Контроль и оценка эффективности выполнения программы

Контроль за достижением  целевых индикаторов эффективности программы

Контроль за достижением показателей, характеризующих эффективность социального развития

8

Корректировка программы

При необходимости

внесение изменений в процесс реструктуризации, исходя из принципов социальной ориентированности управления

К общим задачам социально отвественной реструктуризации следует отнести: устранение низкопроизводительных структурных звеньев (подразделений); создание стратегически эффективных организационной структуры и методов хозяйствования для адаптации конкурентной стратегии предприятия к быстро меняющейся на рынке ситуации; формулирование нового понимания миссии организации на основе инновационных организационных концепций и т.д.

Решение специфических задач направлено на отождествление работника со своим предприятием; рост производительности труда и желание работников трудиться; создание эффективной системы социальной защищенности работников предприятия; улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата; рост имиджа предприятия в глазах работников и общества, стабилизацию интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство) и др.

Как показал экономический кризис 2008-2009 гг., задачи социально ответственной реструктуризации в кризисных условиях несколько изменяются. Однако специфические задачи присущи социальной реструктуризации не только в кризисные периоды, они могут решаться также и в период динамичного развития предприятия, позволяя ему решать стратегически важные социальные задачи.

По результатам анализа установлено, что для эффективного управления процессом реструктуризации требуется соблюдение следующих принципов: обоснованности, упреждения, своевременности, сбалансированности, снижения сопротивления развитию, сочетание инновационости и консерватизма и др.

К специфическим принципам проведения социально ответственной реструктуризации следует отнести: уважение и учет интересов, мнений, предпочтений и ожиданий; равенство и отсутствие дискриминации; открытость и прозрачность; доверие и искренность; честность и справедливость; принципиальность и добропорядочность; безусловное соблюдение законодательства; учет международных и российских стандартов; ответственное выполнение принятых обязательств; постоянная адаптация в соответствии с изменяющимися потребностями общества; уважение истории, культуры, традиций, образа жизни и наследия жителей территорий хозяйствования.

Если говорить об истории вопроса, что следует заметить, что на протяжении десятилетий в СССР формировались основы социалистической корпоративности, своеобразного варианта «моральной экономики» с сильной идеологической компонентой и лозунгом о единстве интересов всех членов «большой» корпорации — советского общества и «малой» корпорации – предприятия. Обладая широкими социальными возможностями, предприятие советского периода становилось центром городской жизни, формируя вокруг себя особый социум, особое социальное поле. Сидорина Т.Ю. отмечает, что типичное советское предприятие с развитой социальной сферой удовлетворяло социальные потребности не только собственных работников, но и местного сообщества. Во-первых, сообществу была доступна мощная сеть объектов соцкультбыта. Во-вторых, практически все предприятия осуществляли «шефство» над городской инфраструктурой. Однако такая практика, по мнению Романова Т.В., имела и свои противоречия. Основные аргументы в пользу муниципализации социальной сферы назывались следующие:

- содержание предприятием социальной сферы отвлекает большие ресурсы, необходимые для развития основной производственной деятельности предприятия, и мешает его превращению в конкурентоспособную организацию;

- социальная сфера является препятствием для развития динамичного рынка труда, т.к.  льготы, предоставляемые предприятием своим работникам, снижают мотивацию к смене места работы и надежно «прикрепляют» рабочую силу к предприятию;

- сохранение социальной сферы на бывших государственных предприятиях крупного и среднего размера мешает развитию частного предпринимательства, не способного в современных условиях обеспечить социальное обслуживание работников этого сектора производства;

- предоставление социальных льгот только работающим на предприятии ограничивает доступ к социальным благам другим категориям населения;

- предприятие с солидной социальной сферой является трудным случаем для осуществления процедуры банкротства, в особенности, если речь идет о градообразующем предприятии, несущем основное бремя ответственности за обеспечение населения целого города социальными благами.

Каковы же причины социальной реструктуризации? По какой причине, однажды отказавшись от социальной функции, предприятия вновь задумываются о социальной ответственности? Что заставляет современное российское предприятие в столь непростых экономических и социальных условиях обращаться к формированию внутрифирменной социальной политики? Ведь реализация социальной политики в любом случае требует ресурсных затрат, при этом, как показывает практика, она способствует повышению качества управления предприятием, осуществление социальных программ повышает инвестиционную привлекательность предприятия, вследствие улучшения финансовых показателей его деятельности, укрепляет репутацию и имидж, что повышает рейтинг предприятия как работодателя и т.д. Как отмечает Чирикова А.Е. в работе «Бизнес как субъект социальной политики», анализ распределения социальных инвестиций крупнейших международных корпораций показывает, что на первое место в проводимой социальной политике выходят статьи, связанные с развитием образования, местного сообщества, культуры и охраной экологии. По мнению Сидориной Т.Ю. на сегодняшний день приоритетом в  социальном инвестировании российских промышленных предприятий является внутренняя социальная политика, рассчитанная на стимулирование и поддержание работника компании. На развитие персонала российские компании расходовали до 60% социального бюджета, согласно данным Ассоциации менеджеров, на внешнюю социальную политику, адресованную территориальному сообществу, российские компании в среднем тратили около 25% своих «социальных» денег. И все есть мнение, что со временем соотношение между внутренней и внешней социальной политикой бизнеса в России будет меняться в сторону увеличения расходов на внешнюю политику.

Сайт управляется системой uCoz