К ВОПРОСУ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Синтяпова О.М., Тихонова Ю.В., Круковская Т.А. (КузГТУ, г.Кемерово, РФ)

 

To a question on crimes in sphere of foreign trade activities.

 

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности страны принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов, так как она представляет собой гарантию независимости страны, условие стабильной и эффективной жизнедеятельности общества. Понятие национальной безопасности невозможно без оценки жизнеспособности экономики. Особую сложность для проведения экономических реформ представляет криминализация экономики, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности.

Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности – это специфическое явление, по своему содержанию редко ограничивающееся однородными преступлениями. Эти деяния при уголовно-правовой квалификации подпадают под признаки совокупностей различных преступлений. Основными видами вспомогательной преступной деятельности являются сопутствующие экономические и служебные преступления. Так, если базовой направленностью преступной организации является контрабанда сырьевых товаров, то для этих целей создаются несколько «фирм-однодневок» (лжепредпринимательство, ст. 173 УК РФ). Крупные партии предмета контрабанды – нефтепродуктов, цветного металла и др. – похищаются различными способами, в том числе путем мошенничества (ст. 159 УК РФ), присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ и т.п.), либо приобретается заведомо похищенный товар (ст. 175 УК РФ).  Для реализации контрабандной операции обязательно используется подкуп должностных лиц таможенных органов, транспортных предприятий (ст. 290, 204 УК РФ) и т.д. 

Преступность в сфере ВЭД характеризуется повышенной латентностью и низкой раскрываемостью. По оценкам многих специалистов, показатели зарегистрированных преступлений, в частности таможенных, отражают не столько реальную характеристику этой преступности, сколько уровень их выявления правоохранительными органами. Основной причиной этого выступает недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов, прежде всего Федеральной таможенной службы РФ, что обусловлено следующими факторами:

1) Сказываются трудности в комплектовании высококвалифицированными кадрами. Наряду с этим вследствие большого объема досмотру подвергаются не более 10% грузов, что существенным образом влияет на количество выявляемых преступлений.

2) Вследствие нестабильности таможенного законодательства создается ситуация, когда добросовестные налогоплательщики не успевают отслеживать изменения, а недобросовестные используют для уклонения от таможенного налогообложения.

3) Несоразмерность финансирования и реальной значимости Федеральной таможенной службы. В странах с развитой рыночной экономикой на таможню тратится до 1,5% бюджета. Федеральная таможенная служба обходится российскому бюджету в 0,7-0,8%.

4) Работа Федеральной таможенной службы должным образом не координируется с другими правоохранительными и контролирующими органами; недостаточно отработана система обмена информацией о юридических и физических лицах, уклоняющихся от подачи таможенных деклараций и от таможенных платежей; не организован полный учет внешнеэкономических сделок.

По данным Федеральной налоговой службы РФ наибольшее количество правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности выявлено на экспортных операциях с продукцией черной и цветной металлургии, лесозаготовках и деревообработкой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, горнорудной промышленности, экспорте природного газа. Данного рода нарушения чаще всего совершаются в богатых природными ресурсами областях. Широко распространены способы перевода денежной наличности через зарубежные фирмы-однодневки, являющиеся аффилированными лицами. При этом происходит заключение контрактов на фиктивные сделки: оказание консультационных, информационных, посреднических услуг, продажа-приобретение различных прав, патентов, других нематериальных активов.  Для «отмывания» денежной наличности предприятия используют оффшорные зоны.

Избежание налогообложения и уклонение от уплаты налогов угрожают экономической безопасности России, отрицательно влияют на собираемость налогов и возможность государства исполнять свои обязательства, а также предпринимать меры, направленные на повышение социально-экономического уровня жизни в России. Такое поведение налогоплательщиков нарушает конкурентные условия между предприятиями и предоставляет дополнительные преимущества недобросовестным налогоплательщикам. Таким образом, недобросовестные налогоплательщики, которые участвуют во внешнеэкономической деятельности, получают конкурентные преимущества над остальными налогоплательщиками, и, в конечном счете, могут вытеснить с рынка своих добросовестных конкурентов.

Расследование этих уголовных дел затруднено в связи с необходимостью проведения дорогостоящих экспертиз, следственных действий на территории других государств и международным характером совершенных преступлений. Более того, значительная доля наиболее опасных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности носит интернациональный характер. Российские организованные криминальные объединения интегрировались с организованной преступностью зарубежных стран, действуя, как правило, на международном уровне. Проблема из внутринациональной превратилась в транснациональную, требующую согласованных усилий целого ряда государств.

Необходимо признать, что практические шаги, предпринятые Россией в сфере мер противодействия уклонению от уплаты налогов, не были достаточно обоснованы международным опытом и теоретическими исследованиями в данной области. По настоящий день в российском механизме налогообложения отсутствуют общие меры, направленные против недобросовестных налогоплательщиков, которые злоупотребляют недостаточно проработанными правовыми нормами для получения налоговых преимуществ.

Одним из важнейших направлений совершенствования механизма налогообложения является разработка на основе опыта зарубежных стран комплекса мер, направленных на минимизацию возможностей уклонения от уплаты налогов на прибыль и доходы участниками внешнеэкономической деятельности. Это позволит увеличить собираемость налоговых платежей, а также создать равные конкурентные условия для участников внешнеэкономической деятельности и российских компаний, которые не участвуют во внешней торговле.

 

Литература

1.     www.mvd.ru

2.     www.arbitr-praktika.ru

3.     www.lawmix.ru

 

Сайт управляется системой uCoz