ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Шех Ю.Н., Ерукова Е.Е., Круковская Т.А. (ГУ КузГТУ, г.Кемерово, РФ)

 

Special economic zones are one of the most effective tools of attraction of foreign investments. For creation of conditions on their attraction preferential modes of economic activities are established. The organizations in free economic zones use tax privileges.

 

Одним из самых эффективных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику служит создание особых (свободных) экономических зон в различных формах, которые в настоящее время занимают большое место в пространстве мировой экономики.

Интернационализация хозяйственной жизни, стремление к более эффективному использованию преимуществ международного разделения труда привели к созданию во многих станах особых экономических зон. Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США, Японии, ЕС.

На основе анализа богатого опыта стран, где были созданы особые экономические зоны, можно утверждать: есть некоторые объективные предпосылки их организации и успешного функционирования, игнорирование которых приводит либо к полному провалу проекта, либо к неадекватным экономическим результатам его деятельности. К числу фундаментальных условий относят:

1. Благоприятное транспортно-геологическое положение относительно внешнего и внутреннего рынка и наличие развитых коммуникаций.

2. Наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры.

3. Кадровые ресурсы, наличие относительно дешевой и в то же время квалифицированной рабочей силы.

4. Высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами, доступная связь с международным финансовым рынком.

5. Отсутствие административно-бюрократических барьеров для организации бизнеса, в том числе с участием иностранного капитала.

6. Адекватный уровень инвестиционного барьера.

7. Развитая и стабильная правовая основа особой экономической зоны.

8. Предоставление инвесторам, в том числе иностранным, четких государственных гарантий сохранности их инвестиций расположенных на территории особой зоны.

9. Формирование специальных органов управления и четкое разделение их полномочий и сферы ответственности с другими органами центральной, региональной и местной власти.

10. В целом благоприятный инвестиционный климат к стране, который слагается из степени политической стабильности, уровня налогов, прозрачности законодательства и криминогенной обстановки в обществе.

Позитивная роль для конкретного региона и экономики страны в целом может быть весьма значительной, поскольку экономические зоны выступают одним из основных каналов связи между мировой экономикой  и экономикой конкретной страны, а также стимулируют развитие новых форм бизнеса, являются своебразным «полем экспериментов» для стран с переходной экономикой.

Для создания условий по привлечению инвестиций в свободных экономических зонах устанавливаются льготные режимы хозяйственной деятельности.

1. Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициям облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

2. Пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды.

3. Пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы. Экспортные пошлины на сырьевые товары, добываемые в счет квот, предусмотренных положениями о СЭЗ, устанавливаются в размере 50% от уровня, предусмотренного действующим экспортным тарифом по представлению администрации СЭЗ.

Организации, расположенные на территории ОЭЗ пользуются следующими налоговыми льготами.

1. Пониженная налоговая ставка налога на прибыль от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ (но не ниже 13,5%). Резиденты промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ  имеют дополнительные льготы. Они вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для резидентов ОЭЗ, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, произведенные расходы (в том числе не давшие положительного результата) признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.

2. Резиденты промышленно-производственных и  технико-внедренческих ОЭЗ освобождаются от уплаты НДС и таможенных пошлин. В дальнейшем, если покупатель товара является резидентом ОЭЗ, реализация этих товаров облагается по ставке 0%.

3. Налоговым законодательством предусмотрены особенности исчисления и уплаты ЕСН для ОЭЗ технико-внедренческого типа.

4. Резидентам всех типов ОЭЗ налоговым законодательством предоставляется налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества.

Несомненно, увеличение экономических зон на территории Российской Федерации необходимо. Но при этом есть опасность того, что «особая экономическая зона» превратится в место исчезновения инвестиций, зоны, где бесследно начнут исчезать колосальные средства из бюджета, не будут выплачены огромные суммы налогов. Ответственность за безопасность лежит на органах государственной власти.

Литература

1. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества С.А. Рыбаков, Н.А. Орлова. -М: Вершина, 2008.- 248с.

2. Богдан Н.И. Проблемы региональной инновационной политики: опыт европейских стран и специфика России//Российский экономический журнал. – 2008. - №1.

3. Налоговый Кодекс РФ.

4. Федеральный Закон «Об особых экономических зонах» № 166-ФЗ от 22.07.05г.

5. Цыганов С.И. Совершенствование законодательства об особых экономических зонах // Социум и власть. -2009.- № 1. -С. 82-87.

Сайт управляется системой uCoz