Об актуальности  и основных требованиях к созданию бизнес-инкубаторов

 

Щербакова Т.А.  (ТИУиЭ, г.Таганрог, РФ)

 

The Article contains analysis of the actuality and the basic requirements  for foundation of the  municipal  Business incubators. Foundation of the  municipal  Business incubators on the base of mobilizing the Region and Federation resources is playing  more and more important role in the economic development of the small business.

 

Развитие малого и среднего бизнеса,  в том числе инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства – это приоритетное направление государственной экономической политики.

На территориях муниципальных образований обычно функционируют организации способствующие развитию малого и среднего бизнеса. В рамках работы данных организаций проводится активная работа по информированию хозяйствующих субъектов, по вопросам: налогового законодательства;  социально-трудовых отношений; защиты прав предпринимателей при проведении проверок;  технического регулирования, доступа предпринимателей к услугам естественных монополий.

Но, следует отметить, что создание и функционирование на территории муниципалитетов бизнес-инкубаторов (на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов)  даст новый импульс  в развитии малого предпринимательства.

Основные требования, предъявляемые к бизнес-инкубаторам, создаваемым на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов [2].  В соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 31 от 30.01.2009 г. "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства", под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

Общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна составлять не менее 900 кв.м, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85 % от полезной площади бизнес-инкубатора. При этом под полезной площадью бизнес-инкубатора понимается общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора, за исключением площади подвальных и технических помещений, которые не могут быть использованы в соответствии с целевым назначением бизнес-инкубатора.

Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15 % от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства.

Бизнес-инкубатор должен иметь одно из нижеперечисленных назначений: производственное (помещение и услуги предоставляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производственную деятельность); офисное; инновационное; агропромышленное; смешанное (указать).

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг: предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора; осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора; почтово-секретарские услуги; консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения; доступ к информационным базам данных.

Наряду с льготными условиями аренды помещений и набором основных услуг бизнес-инкубаторам рекомендуется включать следующие виды услуг: подготовка учредительных документов и регистрация юридических лиц; централизованная бухгалтерия для начинающих предпринимателей; маркетинговые и рекламные услуги; помощь в проведении маркетинговых исследований; помощь в получении кредитов и банковских гарантий; поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами; поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров); приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированная печатная продукция); повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности.

Для бизнес-инкубаторов производственного и инновационного назначения рекомендуется осуществлять следующие виды услуг: привлечение заказов для дозагрузки производственных мощностей малых промышленных предприятий; информационно-ресурсное обеспечение процессов внедрения новых технологий; информационно-ресурсное сопровождение действующих и создаваемых новых малых предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение условий внедрения экологически безопасных технологических процессов, обеспечение условий для соблюдения установленных нормативов и правил управления окружающей средой; предоставление заказчику и потребителям информации о качестве продукции и стабильности его обеспечения в производстве.

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов производственного и агропромышленного назначений) должен соответствовать следующим основным требованиям к техническому оснащению: наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью; наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь; наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты; наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор
и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий; наличие интернет-канала для не менее 80 % рабочих мест бизнес-инкубатора; наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС.

Для создания и развития бизнес-инкубаторов, осуществляющих поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - агро-бизнес-инкубатор), общими обязательными требованиями являются: предоставление нежилых помещений крестьянским (фермерским) хозяйствам на ранней стадии их деятельности.

Основания и порядок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора субъектам малого предпринимательства. Основанием для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства являются результаты Конкурса между субъектами малого предпринимательства.

Условия допуска субъектов малого предпринимательства к участию в Конкурсе: срок деятельности субъекта малого предпринимательства с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе не превышает один год; вид деятельности субъекта малого предпринимательства соответствует специализации бизнес-инкубатора; на Конкурс представлен бизнес-план, подтверждающий целесообразность размещения субъекта малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.

Конкурс среди субъектов малого предпринимательства проводится Конкурсной комиссией по предоставлению нежилых помещений в бизнес-инкубаторе (формируемой в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации) не чаще одного раза в месяц и не реже одного раза в квартал, по мере поступления заявок.

В бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности: финансовые, страховые услуги; розничная/оптовая торговля; строительство; услуги адвокатов, нотариат; бытовые услуги; медицинские услуги; общественное питание; операции с недвижимостью; производство подакцизных товаров; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес.

Максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства не должен превышать трех лет.

Основным критерием отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) является качество бизнес-плана, в том числе: качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами/конкурентами; качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства; прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта малого предпринимательства;  срок окупаемости проекта.

Для обеспечения прозрачности деятельности Конкурсной комиссии по предоставлению нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: публикует в региональных средствах массовой информации и сети Интернет информацию об основных критериях отбора субъектов малого предпринимательства, планируемых заседаниях Конкурсной комиссии и принимаемых ею решениях; привлекает к участию в работе Конкурсной комиссии представителей региональных отделений общероссийских объединений предпринимателей.

Обязательства субъекта Российской Федерации. В целях получения субсидии из федерального бюджета, на государственную поддержку малого предпринимательства, за исключением мероприятия по созданию и развитию агро-бизнес-инкубаторов, субъект Российской Федерации принимает на себя следующие обязательства.

Обеспечить сохранение в течение не менее 10 лет целевого назначения здания (части здания), предоставленного для бизнес-инкубатора.

Установить ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства по договорам аренды (субаренды) нежилых помещений в бизнес-инкубаторе в следующих размерах: в первый год аренды - не более 40 % от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации; во второй год аренды - не более 60 % от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации; в третий год аренды - не более 100 % от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации.

Обеспечить текущее финансирование деятельности бизнес-инкубатора.

Утвердить порядок управления деятельностью бизнес-инкубатора, определяющий: организацию, управляющую деятельностью бизнес-инкубатора; условия заключения договоров аренды (субаренды) с субъектами малого предпринимательства; условия доступа арендаторов (субарендаторов) к услугам бизнес-инкубатора; уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за создание и деятельность бизнес-инкубатора и урегулирование споров, связанных с размещением в нем субъектов малого предпринимательства.

Обязательства субъекта Российской Федерации закрепляются в договоре с Минэкономразвития России.

Рекомендации к организации, управляющей деятельностью бизнес-инкубатора. Организация, выбранная для осуществления управляющей деятельности, обеспечивает разработку и наличие следующих документов: устав бизнес-инкубатора; положение о бизнес-инкубаторе, включающее разделы: общие положения; цели и задачи бизнес-инкубатора; виды деятельности и услуги; основания и порядок предоставления нежилых помещений субъектам малого предпринимательства; порядок оказания услуг; источники финансирования и контроль за деятельностью бизнес-инкубатора; порядок реорганизации и ликвидации; план развития бизнес-инкубатора с учетом стратегии развития субъекта Российской Федерации; каталог услуг бизнес-инкубатора; критерии результативности деятельности бизнес-инкубатора, включая оценку удовлетворенности субъектов малого предпринимательства; разработанную систему мониторинга бизнес-инкубатора.

Руководитель организации, выбранной для осуществления управляющей деятельности, должен: быть гражданином Российской Федерации; иметь высшее экономическое образование или высшее образование в сфере управления организацией; обладать опытом работы на руководящих должностях не менее 3 лет (желательно не ниже заместителя руководителя организации в сфере малого или среднего бизнеса).

Ростовский бизнес-инкубатор при НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства». На территории Ростовской области функционируют следующие Бизнес-инкубаторы [1]: Ростовский бизнес-инкубатор при НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»; Новошахтинский  зональный  бизнес-инкубатор  (НЗБИ); Бизнес-инкубатор при Муниципальном фонде поддержки малого предпринимательства г. Донецк; Бизнес-инкубатор при  НП “Агентство поддержки предпринимательства г. Сальска”; Бизнес-инкубатор при  НО «Фонд   поддержки предпринимательства и развития конкуренции» г.Таганрог;  Бизнес-инкубатор при муниципальном фонде местного развития г. Гуково;  Некоммерческое партнерство «Октябрьский Бизнес-инкубатор».

 Раскроем процесс  функционирования бизнес-инкубатора на примере  Ростовского бизнес-инкубатора при НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства».

Ростовский бизнес-инкубатор – это объект инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предоставляющий начинающим субъектам малого предпринимательства (далее СМП) помещения в аренду на льготных условиях, а так же оказывающий им комплекс консультационных и информационных услуг.

Цель создания Ростовского бизнес-инкубатора поддержка, развитие и увеличение числа субъектов малого предпринимательства на территории Ростовской области.

Задачи:

-обеспечение доступа граждан к информационно-консультационным услугам по вопросам организации собственного дела; субъектов малого предпринимательства – по вопросам ведения предпринимательской деятельности;

- размещение субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в нежилых помещениях, предназначенных для Ростовского бизнес-инкубатора, на льготных условиях с представлением оборудованных рабочих мест.

 Ростовский бизнес-инкубатор является бизнес-инкубатором офисного типа, оснащенным рабочими местами, оборудованными офисной мебелью и организационной техникой, лекционным залом и комнатой для переговоров.

Помещения Ростовского бизнес-инкубатора располагаются в г.Ростове-на-Дону в зданиях общей площадью 1 418,2 кв.м.

Управление деятельностью Ростовского бизнес-инкубатора осуществляет некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства».

Мероприятия по созданию Ростовского бизнес–инкубатора проводятся министерством экономики, торговли международных и внешнеэкономических связей Администрации  Ростовской области с 2005 года с привлечением средств федерального и областного бюджетов.

В период с 2005 – 2007 года велись работы по капитальному ремонту и реконструкции зданий, предназначенных для функционирования Ростовского бизнес-инкубатора, а так же оснащению рабочих мест необходимым оборудованием.

Ростовский бизнес инкубатор начал свою работу с 2006 года без предоставления стационарных рабочих мест. СМП дистанционно оказывались консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования.

   Первые бизнес-инкубируемые предприятия были размещены в 2007 году после завершения реконструкции и комплексного ремонта. Ростовский бизнес-инкубатор предполагает дистанционное и (или) стационарное предоставление услуг, направленное на реализацию целей и задач Ростовского бизнес-инкубатора.

Дистанционно Ростовский бизнес-инкубатор обеспечивает оказание консультационных услуг гражданам по вопросам организации собственного дела, в том числе по вопросам регистрации предпринимательской деятельности, а так же субъектам малого предпринимательства по вопросам: налогообложения; бухгалтерского учета; привлечения финансовых ресурсов; правовой защиты и развития предприятия; бизнес-планирования; повышения квалификации и обучения и др. Оказание консультационных услуг предполагает, в частности, устное  и письменное консультирование, в том числе, ответы на вопросы, подготовку запросов в органы государственной власти и местного самоуправления, выборку нормативно-правовых актов по интересующим вопросам.

Ростовский бизнес-инкубатор обеспечивает оказание помощи субъектам малого предпринимательства в адаптации к внешней среде по истечении периода стационарного бизнес-инкубирования посредством предоставления услуг дистанционного бизнес-инкубирования.

Стационарные услуги включают:

- размещение в помещениях Ростовского бизнес-инкубатора на льготной основе (величина годовой арендной платы за 1 кв. м. устанавливается 10% от рыночной стоимости арендной платы) сроком не более трех лет,  с предоставлением на безвозмездной основе офисной мебели, компьютерной и организационной техники;

-осуществление технической эксплуатации здания Ростовского бизнес-инкубатора;

-оказание почтово-секретарских услуг субъектам малого предпринимательства;

-оказание консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучение субъектов малого предпринимательства.

-предоставление доступа субъектов малого предпринимательства к информационным базам данных.

Наряду с набором основных услуг в рамках Ростовского бизнес-инкубатора могут осуществляться следующие виды услуг:

-подготовка учредительных документов, регистрация индивидуальных предпринимателей  и юридических лиц;

-централизованная бухгалтерия для начинающих предпринимателей;

-маркетинговые и рекламные услуги;

-помощь в проведении  маркетинговых исследований;

-помощь в получении кредитов и банковских гарантий;

-поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами;

-поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров);

-приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированная печатная продукция);

-повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности.

Также могут оказываться иные услуги, не противоречащие действующему законодательству.

Ростовский бизнес-инкубатор располагает:

-более 90 стационарными рабочими местами, оборудованными персональным компьютером (индивидуального и коллективного доступа) и телефоном с выходом на городскую линию и междугородную связь, интернет;

-переговорной комнатой, двумя оборудованными залами для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий;

-оргтехникой для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС.

Основанием для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду СМП являются результаты конкурсного отбора СМП для размещения их в нежилых помещениях Ростовского бизнес-инкубатора.

Условия допуска СМП к участию в конкурсном отборе:

-срок деятельности с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе не превышает один год;

-не допускаются к размещению СМП, осуществляющие следующие виды деятельности: розничная / оптовая торговля; финансовые, страховые услуги; строительство; услуги адвокатов; нотариат; бытовые услуги; медицинские услуги; общественное питание; операции с недвижимостью; производство подакцизных товаров; добыча и реализация полезных ископаемых; 

-на конкурс представлен бизнес-план, подтверждающий целесообразность размещения СМП в бизнес-инкубаторе.

Основными результатами Ростовского бизнес-инкубатора являются:

-общая площадь Ростовского бизнес-инкубатора – 1418,2 кв. м.;

-количество созданных оборудованных рабочих мест –91;

-количество оказанных консультаций за период деятельности – 9000;

-количество размещенных СМП –22;

-число сотрудников СМП,  размещенных в бизнес-инкубаторе – 96 человек;

-средняя заработная плата одного работника СМП – 8000 рублей;

-размер налоговых платежей, в том числе в областной бюджет – 268 179,2 руб.

Основные направления деятельности органов местного самоуправления по созданию бизнес-инкубатора. С целью создания на территории муниципалитета бизнес-инкубатора, а так же для получения софинансирования данного мероприятия из средств федерального и областного бюджетов необходимо:

-выделить   площади для размещения бизнес-инкубатора, в соответствии с требованиями законодательства;

-объявить муниципальный конкурс на разработку проектно-сметной документации (далее ПСД) на реконструкцию/ремонт помещений, а также оснащение в соответствии с требованиями;

-определить возможность финансирования части затрат из средств местного бюджета в рамках Муниципальной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

-подать заявку в Администрацию региона  на софинансирование в размерах недостающих средств.

Итак, бизнес-инкубатор является эффективным инструментом регионального содействия развитию экономики, направленным на поддержку только что созданных или молодых предприятий на начальной стадии. Учитывая социально-экономический эффект, муниципалитетам необходимо проявлять активность и внедрять данные структуры в местное хозяйство используя  программные инструменты и источники софинансирования.

 

Литература

1. Официальный портал Администрации Ростовской области URL: http:\\ www.donland.ru

2. Официальный портал Министерства экономического развития Российской Федерации URL: http://www.economy.gov.ru

Сайт управляется системой uCoz