ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

Родкин Е.А. (БГИТА,Брянск,РФ)

 

Features of  a  condition of the municipal property.

 

 Особенностями современного состояния муниципальной собственности в России являются: формирование объектов муниципальной собственности в зависимости от функций, выполняемых отношениями муниципальной собственности в экономической системе и полномочий; неоднородность объектов муниципальной собственности как по значимости в муниципальном образовании, так и по их воздействию на жизнедеятельность населения этого образования; определённая дискретность, размытость владения субъектом муниципального образования объектами муниципальной собственности.

Поэтому в муниципальном образовании происходит разделение функций собственника и пользователя объектами муниципальной собственности, что вызывает существование скрытой формы антагонизма между присвоением и управлением объектами и отношениями муниципальной собственности.

В состав муниципального имущества в соответствии с ФЗ № 131 включено только то имущество, которое необходимо для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти, то есть определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам.

Хотя в российских условиях не выявлено прямой зависимости эффективности использования имущества от того, какому собственнику, публичному или частному, эта собственность принадлежит. Критерий необходимости имущества для осуществления возложенных полномочий не может быть единственным.

Для этого необходимы, прежде всего, финансовые средства. Поэтому сохранение в публичной собственности имущества, не отвечающего напрямую требованиям выполнения возложенных полномочий, но работающего на интересы местного сообщества и приносящего доход в бюджет, также может быть признано крайне актуальным.

Принятые в муниципальную собственность социально-значимые объекты требуют постоянного финансирования, а потому в собственности муниципалитетов должно быть имущество, не только служащее целям благоустройства, но и приносящее доход в городской бюджет, для того, чтобы в рамках целостности муниципального хозяйства путем перераспределения средств внутри этого единого хозяйства содержать бездоходную собственность за счет доходной муниципальной собственности.

Установлено, что продукт, произведенный в муниципальном секторе экономики, не может быть оценен только в денежном выражении, поскольку имеет социальное значение, оценивается социальной полезностью и изначально является убыточным (исключение составляет продукция некоторых высокоприбыльных муниципальных предприятий).

Поэтому для того, чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местного сообщества, осуществлялся непрерывно, органам местного самоуправления постоянно требуются дополнительные средства для его регенерации. Эти средства могут быть либо предоставлены органам местного самоуправления в порядке бюджетного регулирования, либо заработаны ими самостоятельно.

На современном этапе развития экономики муниципальные образования России могут стабильно функционировать только при условии соблюдения на их территории динамического равновесия между капиталопоглощающими и капиталообразующими объектами муниципальной собственности. По мнению автора, этот принцип должен соблюдаться при формировании муниципальной собственности. В противном случае муниципалитет будет лишен возможности качественно и в полном объеме удовлетворять потребности местного сообщества.

Стратегическая задача управления собственностью состоит в обеспечении наиболее эффективного использования объектов муниципальной собственности в интересах местного сообщества, что позволяет увеличить доходы бюджета, и будет способствовать росту чистого регионального продукта. Решение поставленной задачи возможно только через комплексный подход к управлению, с использованием совокупности нормативно-правовых, организационных и экономических инструментов.

В настоящее время вложения в недвижимость редко оценивается местными администрациями как инвестиции, хотя с точки зрения экономической самостоятельности  недвижимая собственность, то есть совокупность прав на участок земли с принадлежащими ему природными ресурсами, зданиями, сооружениями, являющимися его неотъемлемой частью, является наиболее привлекательной для инвесторов.

 

 

Сайт управляется системой uCoz