ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ В УКРАИНЕ

 

Радченко О.Д. (Национальный научный центр «Институт аграрной экономики» УААН, г. Киев, РФ)

 

In clause the considered problems of formation of financial strategy of farms, the essence of financial resources, sources of their formation, a supply with information and criteria of efficiency is briefly opened.

 

Рыночная экономика предусматривает разнообразие форм хозяйствования. Наряду с традиционными формами ведения сельского хозяйства появляются малые предприятия, как реализация личной инициативы предпринимателей.  В правовом поле Украины обозначено несколько видов таких предприятий. Малые предприятия - предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает суммы, эквивалентной 500000 евро за среднегодовым курсом Национального банка Украины[1]. Уточнения относительно малых сельскохозяйственных предприятий – это юридические лица, их отделенные подразделения, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность, независимо от подчинения, форм собственности и ведения хозяйства, и согласно с действующим законодательством относятся к малым предприятиям (за исключением тех, которые имеют в своем пользовании свыше 100 га сельскохозяйственных угодий)[2]. Особенным видом малого предприятия есть фермерское хозяйство - форма предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица, которые выразили желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства[3]; форма предпринимательства граждан с целью производства, переработки и реализации товарной сельскохозяйственной продукции.[4]

В системе многоукладной экономики деятельность фермерских хозяйств как организационной формы, которые отвечают критериям малого аграрного предпринимательства наиболее урегулированная, что отображено в Хозяйственном кодексе Украины, Законе о фермерском хозяйстве. На них распространяется действие Законов О государственной поддержке малого предпринимательства и  О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине.

Вопросы стратегического финансового развития предприятий содержат основные  направления финансового развития - стратегию формирования финансовых ресурсов, инвестиционную стратегию, стратегию обеспечения финансовой безопасности и повышение качества управления финансовой деятельностью [1, 2, 3].

Формирование финансовых ресурсов является важным звеном финансового менеджмента, а для условий малого предпринимательства и основным рычагом влияния на эффективность хозяйственной деятельности.

Анализ  последних исследований и публикаций. Исследованию финансов сельского хозяйства посвященные труды В.Н.Алексийчука, П.И.Гайдуцького, Е.Е.Гудзь,  М.Я.Демьяненко, Д.И.Деми, Г.Г.Кирейцева, П.А.Лайка, И.И.Лукинова, Д.В.Полозенко, П.Т.Саблука, П.А.Стецюка, Л.Д.Тулуша и других. Ими наработан категориальный аппарат, определена структура и взаимосвязи финансовой системы. Вместе с тем, финансы малых предприятий рассматриваются преимущественно  в общем контексте и не являются объектом отдельных исследований. Поэтому  необходимы комплексные исследование финансовой стратегии с целью оптимального формирования финансовых ресурсов фермерских хозяйств. Для них, как относительно новой организационной формы, характерное смещение акцентов в источниках происхождения ресурсов, что вызвано развитием рынка, конкурентной средой, приоритетностью и направленностью бюджетных программ поддержки.

Источники формирования финансовых ресурсов требуют подведения определенной базы, концепции   под анализируемую категорию. В целом концепция (лат. понимание, система) это:  определенный способ понимания, толкования каких-то явлений и процессов, предмета исследования; основная точка зрения, ведущий замысел, что определяет стратегию действий в осуществлении программ, планов. В научном плане это способ познания, общая методология, принципы функционирования объекта исследования и критерии его оптимизации.  Следовательно, при формировании концепции источников формирования финансовых ресурсов необходимо выяснить их сущность и формы.

Понятие «финансовые ресурсы» впервые приведено в Законе от 1991.03.27 "О предприятиях в Украине", ст.24 Финансовые и кредитные отношения, где отмечено: «источником формирования финансовых ресурсов предприятия является прибыль (доход), амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан и другие поступления». На сегодня действует определение «ресурсы финансовые - совокупность собственных средств, что находятся в распоряжении государства и субъектов ведения хозяйства. Они характеризуют автономность, собственный капитал предприятия», приведенное в Методических рекомендациях анализа и оценки финансового состояния предприятий от 28.07.2006. Кроме того, есть определение в Методологических указаниях относительно составления баланса финансовых ресурсов[5], где «определение объемов финансовых ресурсов, возможностей их использования для финансирования экономических и социальных программ развития, установление оптимальных направлений их распределения  является базой для принятия управленческих решений по вопросам эффективности использования всех видов финансовых ресурсов, привлечение дополнительных инвестиционных источников, служит информационной и аналитической основой для разработки и обоснования финансовой политики государства».

Приведенное выше определение финансовых ресурсов дает возможность увязать их объем и состав со стоимостной структурой валового внутреннего продукта и закладывает основу для обеспечения единства прогнозирования динамики валового внутреннего продукта и финансовых ресурсов. Это позволяет активнее использовать финансы как инструмент хозяйственного механизма для влияния на все элементы структуры процесса производства. В таком определении заложена экономическая основа и связь финансовых ресурсов с воспроизводительными процессами, что, в свою очередь, дает возможность определить их состав и структуру.

Для успешной деятельности малых форм агробизнеса, даже в большей мере, чем для средних и больших, должны быть созданы определенные обязательные предпосылки.  Соблюдение их дает возможность эффективно реализовать социально-экономическую функцию и социальную защищенность этой формы ведения хозяйства. Программа государственной поддержки фермерских хозяйств  как малой формы предпринимательства на селе развивается на основании общих тенденций того, что в конце ХХ ст. именно благодаря развитию малого предпринимательства решается ряд социально-экономических заданий. Это демонополизация экономики, формирования рыночной структуры и конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, увеличение занятости и самозанятость. Государственная поддержка финансовых ресурсов фермерских хозяйств осуществляется за направлениями: совершенствование нормативно-правовой базы через выравнивание условий ведения хозяйства разных организационно-правовых форм и финансово-кредитная поддержка  посредством бюджетных программ.

Таким образом, создание концепции оптимального формирования финансовых ресурсов должно происходить одновременно за этими двумя направлениями соответственно долговременным перспективам развития фермерских хозяйств.

Как принято считать, финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики предприятия, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение основных задач деятельности, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные направления развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов. Следовательно, финансовая стратегия решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития.

Результативность финансовой стратегии тем выше, чем больше она учитывает потребности развития хозяйства. Поэтому, важным моментом является информационное обеспечение принятия  финансовой стратегии фермерскими хозяйствами. Необходима идентичность способов сбора информации за периодами и возможность ее сравнения.

Право малых сельскохозяйственных предприятий самостоятельно выбирать форму,  определять организацию и порядок ведения учета фиксируется в Положении (распоряжении) об учетной политике предприятия - внутрихозяйственном регулирующем документе об информационной системе, которая обслуживает потребности управления деятельностью.

Задачи, возложенные на упрощенный учет, которые находят отражение  в нормативном регулировании, состоят в следующем: правильное и своевременное составление первичной  документации;  обеспечение  хронологического и систематического порядка учета всех операций;  обобщение, группировка и система­тизация информации в регистрах учета;  достоверное определение видов доходов, элементов затрат и  результатов хозяйствования;  составление сокращенной финансовой отчетности;  получение данных о деятельности хозяйства для определения эффективности производства, анализа и планирования.

Таким образом, сокращенная система учета  объединяет правовой, организационный и экономический механизмы хозяйствования малых предприятий в сельском хозяйстве Украины.

Проблемы  формирования финансовой стратегии фермерских хозяйств

лежат в плоскости ее унификации для предприятий различных организационных форм, общим для которых есть критерий «малая форма».  Необходимо усовершенствовать терминологию определения финансовой стратегии, с учетом всех известных ее составных. При этом обобщающим может выступать показатель финансового потенциала предприятия как качественная характеристика его финансового состояния, выраженная возможностью генерировать определенный объем денежных потоков, достаточный для реализации предусмотренных его экономической стратегией программ и мероприятий, а также возмещение использованных (привлеченных за счет всех источников) финансовых ресурсов и расходов на их привлечение, не ухудшая при этом финансовую устойчивость.

В качестве главной цели финансовой стратегии для фермерского хозяйства выбираются  максимизация благосостояния собственников, путем увеличения рыночной стоимости хозяйства. Это позволяет определить единую концепцию развития хозяйства. Увязка целевых показателей с имеющими финансовыми ресурсами  достигается путем бюджетирования, разработанном для каждой отрасли и вида деятельности. Бюджетирование, в свою очередь, опирается на экономические показатели, отраженные в бухгалтерском учете. 

Литература

  1. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия. Серия: Библиотека финансового менеджера. – М.: Издательство: Ника-Центр, 2004, -  720 с.
  2. Ньюман Дерек Л., Дейвис Лесли Д. Предпринимательский анализ финансов малого предприятия: Учебник / Наталья Евдокимова (пер.). -М. : Интернет-трейдинг, 2006. - 17с.
  3. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003.- 496с.


[1] Хозяйственный кодекс Украины  от 16.01.2003 N 436-IV.

[2] Госкомстат, Приказ "Об утверждении методик проведения расчетов производства продукции растениеводства во всех категориях хозяйств" от 02.08.2005 N 225.

[3] ВР Украины, Закон "О фермерском хозяйстве" от 19.06.2003 N 973-IV.

[4] Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 N 436-IV.

[5] Про затвердження Методологічних вказівок щодо складання балансу фінансових ресурсів, наказ Міністерства економіки України, Міністерства фінансів України, Міністерства статистики України від 18 квітня 1996 року N 49/76/117

 

Сайт управляется системой uCoz