РИСКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ МОНОПРОФИЛЬНЫХ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КОРЯЖМА

 

Павлова О.В. (СФ МГЭИ, г. Коряжма Архангельская обл., РФ)

 

The analysis of risks of the monofunctional towns with pulp and paper production stated in the given paper.

 

Стратегии социально-экономического развития регионов предполагают дифференцированную политику по расширению производственного потенциала по отношению к их территориям. В настоящее время назрела потребность в разработке новой концепции развития монопрофильных городов, т.е. городов имеющих одно градообразующее предприятие. Известно, что в случае, когда единственное предприятие обеспечивает рабочие места, социальную инфраструктуру, его остановка спровоцирует «гибель» всего населенного пункта.

По данным официальной статистики в РФ существует 238 монопрофильных городов, городов-заводов [1]. Вопрос об определении статуса таких городов поднимается научным и общественным сообществом довольно часто. Так еще в 1998 году существовала законодательная инициатива «О градообразующих предприятиях», выдвинутая группой депутатов Государственно Думы.

Исследования статуса градообразующее предприятие в действующем Российском и региональном законодательстве показало, что для определения данного понятия используется термин юридического лица, являющегося особой категорией должника, к которому применяются нормы специального права, а именно Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В данном законе содержатся понятие и принципы определения, является ли то или иное юридическое лицо «градообразующей организацией». Так, в соответствии со статьей 169 Федерального закона к градообразующим организациям относятся юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения данного населенного пункта.

Для того, чтобы более конкретно проанализировать экономический механизм и риски социально-экономического характера монопрофильного города, необходимо обратиться к реальной модели, рассмотренной на примере города Коряжма Архангельской области, сформулировать необходимые выводы, предложить возможные пути решения для дальнейшего развития данного муниципального образования.

Муниципальное образование "Город Коряжма" зарегистрировано в Федеральном реестре МО в РФ 17 июня 1999 года по № 000105. Административного деления в муниципальном образовании нет. Центром его является город Коряжма. Статус города областного подчинения Коряжме присвоен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 августа 1985 года № 1215. Город Коряжма расположен в юго-восточной окрестности Двинской ложбины в 35 километрах от устья реки Вычегды, на ее левом берегу, близ железнодорожной станции Низовка на линии Котлас-Микунь, в 40 км к востоку от Котласа. С областным центром город связан железнодорожным и автомобильным транспортом. Расстояние от центра муниципального образования до ближайшей железнодорожной станции 8 км. Под городские земли отведено более 5 тысяч гектаров. Согласно предварительным итогам Всероссийской переписи населения, проведенной в 2002 году, численность постоянного населения города Коряжмы составила 42,8 тысяч человек.

Хозяйственную специализацию муниципального образования составляют следующие отрасли производства: целлюлозно-бумажная и химическая промышленность. [2]

С 1985 года по настоящее время градообразующим предприятием муниципального образования является Котласский целлюлозно-бумажный комбинат (с 2006г. «Филиал группы «ИЛИМ» в г. Коряжма»). За 45 лет своей производственной деятельности «Филиал группы «ИЛИМ» в г. Коряжма» стал одним из ведущих в стране предприятий лесопромышленного комплекса.

На территории города существует два предприятия, которые обеспечивают занятость основной части трудоспособного населения и частично пенсионеров, однако крупнейшим из них является «Филиал группы «ИЛИМ» в г. Коряжма», обеспечивающий наибольшую занятость.

Изучив историю развития данного населенного пункта можно заметить, что столь стремительное развитие стало возможным благодаря основанию одного из крупнейших целлюлозно-бумажных предприятий в стране, вследствие чего демографическая обстановка постоянно росла, населенный пункт стабильно развивался, как в экономической, так и социальной сфере.        

На протяжении всего времени предприятие обеспечивало население города до 35% рабочих мест без учета организаций, которые полностью находились на обеспечении предприятия (МДОУ, ДДТ, ДК, СК «Олимп», Лицей №5, ПТУ №33 и др.). На сегодняшний день предприятие по-прежнему стабильно функционирует обеспечивая население рабочими местами, но направление социальной политики несколько изменилось: предприятие отказалось от обеспечения социальных объектов инфраструктуры города, также было отказано в гарантии обеспечения рабочими местами выпускников городских профессионально-технических училищ. Необходимость таких изменений возникла вследствие ряда факторов: смена управленческого аппарата предприятия, изменение в управленческой структуре производства, а также новая государственная социально-экономическая политика.

Осенью 2007г. руководство  «Илим Палп» объявило о слиянии, путем поглощения с крупнейшим  лесопромышленным холдингом США «International Paper» на условиях конвертируемых инвестиций, то есть иностранный холдинг, вкладывая крупную сумму в предприятия «Илим Палп» получает ½ часть акций всех предприятий, ранее входивших в состав холдинга «Илим Палп». Кроме этого следует реорганизация, в ходе которой кампания преобразуется в холдинг «Группа Илим».

Если рассматривать сделку относительно развития предприятий холдинга, а точнее «Котласского филиала» можно выявить три основных приоритетных направлений в необходимости вложения средств:

·                        Оборудование предприятия за многие годы подверглось значительному износу, вследствие чего появилась необходимость полной его замены.

·                        Новейшие стандарты качества требуют использования высокотехнологичного оборудования при производстве продукции.

·                        Ухудшение экологической ситуации в стране и мире требует применение современных технологий за обеспечением экологичности производства.

Для осуществления этих основных задач и для того, чтобы предприятие и в дальнейшем стабильно развивалось, не теряя рентабельности, требовалась астрономическая сумма средств, которой холдинг «Илим Палп» не обладал.

Однако, наряду с положительными моментами от осуществления сделки относительно предприятия, существует некоторая опасность для муниципального образования. А именно: ни для кого не секрет, что в отрасли трудоемкого производства задействуется большая часть рабочей силы – в нашем случае около 33% трудоспособного населения города. С введением в эксплуатацию новейшего оборудования возникнет необходимость сокращения числа рабочих мест, а именно снизится потребность в «рабочих руках» - значительная часть производственных процессов будет осуществляться за счет автоматизированных систем управления, не требующих большого числа персонала. В результате сокращения некоторая часть работников, не нашедших вакансий в инфраструктуре города, будет вынуждена эмигрировать в соседние города и регионы страны. Не сложно спрогнозировать возможные вытекающие последствия для социально – экономической сферы данного муниципального образования:

·                        Уровень жизни некоторой части горожан снизится, что повлияет на снижение спроса товаров и услуг в локальном масштабе.

·                        Развитие индивидуального предпринимательства частично приостановится.

·                        Уровень естественного прироста населения резко снизится.

·                        Резкий скачек эмиграции трудоспособного населения.

На основе прогнозов можно выделить следующие задачи:

1.                     Ликвидация отдельных барьеров для индивидуального предпринимательства.

2.                     Привлечение инвесторов для строительства дополнительных видов производств.

В соответствии с поставленными задачами основные направления возможного сдвига в сложившейся структуре производительных сил и развития внутриобластных экономических районов (монопрофильных городов) могут быть представлены следующим образом: формирование системы взаимодействия градообразующих предприятий и города (интересов горожан); преодоление монопрофильности экономики и формирование полипрофильного производства за счет расширения межрегиональных связей, так как когда-нибудь запасы ресурсов закончатся и монопрофильное производство уже не сможет играть ведущую роль в развитии городов области. Именно такое взаимодействие, может стать фактором, способствующим сохранению и развитию данных образований.

Литература

1. http://www.duma.gov.ru/

2. http://www.koradm.ru/

Сайт управляется системой uCoz