ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Осокина А.С. (Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, г.Н.Новгород, РФ)

 

Government purchases grew in value and volume, so did its importance to employment. This article is devoted development the public sectors by means of the market of government purchases.

 

Сфера малого предпринимательства является важным элементом развития рыночной системы страны, имея высокое политическое, социальное и экономическое значение. За последние годы в России доля субъектов малого предпринимательства в современной рыночной структуре неуклонно растет, наметились положительные тенденции, которые меняют вектор развития сектора малого предпринимательства.  В большей степени этому способствует обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.

В то же время, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. В настоящий момент эта проблема остается актуальной, поэтому все усилия должны быть направлены на поддержание субъектов малого предпринимательства.

На протяжении двух десятилетий целый ряд нормативно-правовых документов формировали правовое поле российского малого предпринимательства. В настоящий момент важнейшим законом является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в  РФ» (далее - 209-ФЗ).  Главным критерием малых предприятий является численность работников  - до 100 человек включительно.  Кроме того, в уставном капитале малых предприятий доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектом малого предпринимательства, должна составлять максимум 25%. При этом 209-ФЗ установлено предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС - 400 млн. рублей (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства является необходимым процессом. Основными задачами государства в данной сфере являются обеспечение конкурентного доступа субъектов малых предприятий на рынок, а также защита конкуренции от попыток монополизации.

Одним из инструментов государственного регулирования в сфере малого предпринимательства является  рынок государственного заказа. Государственный заказ призван стимулировать малый бизнес. Федеральным законом от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – 94-ФЗ) предусмотрена обязанность государственных  и муниципальных заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства.

В целом за первый год действия 94-ФЗ участие субъектов малого предпринимательства возросло на 30%. По статистическим данным на сегодняшний день 11,5% государственного заказа распределено на процедурах, проводимых для малого бизнеса, что составляет в денежном эквиваленте 4,26%.

Согласно статьи 15 94-ФЗ государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.

Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» и включает достаточно обширный  набор позиций товаров, работ, услуг (далее – Перечень).

Важно отметить, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 15 миллионов рублей (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»). До марта 2009 г. предельное значение начальной (максимальной) цены на поставку товара, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд не должно было превышать три миллиона рублей, а на оказание услуг -  два миллиона рублей. Увеличение указанного параметра свидетельствует о заинтересованности государственных властей в поддержании субъектов малого предпринимательства.

По исследованиям, проводившиеся в 2007 году, законодательство Российской Федерации в сфере государственного заказа, касающееся анализируемой преференциальной группы, одно из самых гибких и привлекательных в мире[1]. Систему государственных заказов cспециалисты оценили по 12 критериям, среди которых уровень конкуренции в сфере размещения заказа, уровень технологической инфраструктуры, доля малого бизнеса и доступность электронных торгов для него. При этом эксперты поставили России самые высокие оценки (9 из 10 баллов) по перечисленным показателям.

Однако на практике при реализации требований 94-ФЗ по предоставлению преференций субъектам малого предпринимательства у государственных и муниципальных заказчиков возникает ряд очевидных проблем.

Первая проблема заключается в подтверждении статуса субъекта малого предпринимательства, как на этапе рассмотрения заявок, так и на этапе подписания и исполнения контракта. Подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства участника размещения заказа должно осуществляться в соответствии с требованиями 209-ФЗ. В начале данной работы автор описал три основные требования. Субъекты среднего предпринимательства — это отдельная категория предпринимателей, по 94-ФЗ не попадающая в преференциальную группу. Перед заказчиком возникает вопрос, каким же образом проверить участника размещения заказа на соответствие требованиям. Требовать в составе заявок на участие в торгах и запросе котировок подтверждающие документы нельзя, поэтому в форме заявки участник  размещения заказа в декларативной форме подтверждает соответствие данным требованиям.

Следующая проблема состоит в методике расчета квотируемой 10–20% части общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, размещаемых среди субъектов малого предпринимательства. Если раньше государственные заказчики рассчитывали 10-20% от общего годового объема заказа и уже от этой суммы закупали продукцию из Перечня, то в настоящий момент практика применения представленной методики расчета изменилась. Заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень. Исходя из этой суммы, заказчик определяет объем, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Затем самостоятельно выбирает одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ у субъектов малого предпринимательства. По мнению автора при таком способе расчета объем размещения заказа в редких случаях превысит потребности заказчика и наиболее удобен для заказчика.

 Третья проблема заключается в игнорировании информации о размещении заказа для субъектов малого предпринимательства. Достаточно часто государственные заказчики зря теряют время и денежные средства на процедуру подготовки, проведения размещения заказа для преференциальной группы. Торги и запрос котировок признают несостоявшимися вследствие не предоставления заявок от участников размещения заказа. Отсюда вытекает первая проблема, с которой сталкиваются сами участники размещения заказа -  низкая доступность информации о размещаемых государственных и муниципальных заказах. На официальных сайтах о размещении заказа достаточно сложно найти информацию о проводимых процедурах для преференциальной группы.

Другая проблема, возникающая у субъектов малого предпринимательства, заключается в укрупнении лотов, что ограничивает возможность участия малого предпринимательства в торгах и запросе котировок. Малый бизнес при этом не в состоянии предоставить весь ассортимент товаров, выполнить весь спектр работ и оказать услуги. Автор считает, что заказчикам следует избегать подобных действий и дать возможность участия в процедурах преференциальной группе.

Следующая проблема состоит в процедуре размещения заказа. Процедура проводится в соответствии с общими требованиями проведения торгов, запроса котировок по 94-ФЗ. Участие в них требует достаточно высокой квалификации, финансовых, временных затрат и трудовых ресурсов, что не всегда под силу субъектам малого предпринимательства. Поэтому автор считает необходимым пересмотреть и облегчить правила участия в процедурах, проводимых среди субъектов малого предпринимательства.

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства при помощи прозрачного доступа к государственному и муниципальному  заказу чрезвычайно важна  в современных условиях кризиса и  настоящий момент является одним из приоритетных векторов работы федеральных и региональных властей. Определенные шаги в данном направлении, безусловно, уже сделаны, но законодательную базу в этой сфере целесообразно постоянно совершенствовать.

 

 



[1] Исследования проводились группой Stanley & Kaufman (http://www.goszakaz.inconnect.ru)

Сайт управляется системой uCoz