управление дебиторской задолженностью как элемент финансовой политики предприятия

 

Нифаева О.В. (БГТУ, г.Брянск, РФ)

 

The concept and classification of receivables are considered. The influence of receivables dynamics on the financial position of an enterprise is described. The importance of receivables regulation is proved. The methods of receivables regulation and effectiveness estimation are given.

 

Для осуществления текущей деятельности предприятию необходимы оборотные активы, которые используются в течение периода времени, не превышающего двенадцать месяцев, и полностью переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции, изменяя первоначальную материально-вещественную форму. В состав оборотных активов помимо сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, расходов будущих периодов, НДС по приобретенным ценностям, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений входит дебиторская задолженность.

Традиционно под дебиторской задолженностью понимают обязательства юридических и физических лиц, причитающиеся организации и возникшие в результате хозяйственных взаимоотношений.

В данной статье предлагается следующая классификация видов дебиторской задолженности:

– по срокам оплаты: долгосрочная, срок оплаты которой наступит более чем через двенадцать месяцев, и краткосрочная, срок оплаты которой наступит менее чем через двенадцать месяцев;

– по степени соблюдения сроков оплаты: просроченная (не оплаченная в срок), оплаченная в срок и нормальная (срок оплаты которой не наступил);

– по наличию обеспечения: обеспеченная и не обеспеченная залогом, гарантией, поручительством;

– по уровню надежности погашения: ожидаемая к погашению и сомнительная;

– по порядку бухгалтерского учета: текущая (учитываемая в составе активов предприятия) и забалансовая (списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов и учитываемая на соответствующем забалансовом счете);

– по направлениям расчетов (по контрагентам): задолженность бюджета, внебюджетных фондов, покупателей и заказчиков, работников предприятия, дочерних и зависимых организаций, учредителей, прочая задолженность;

– по формам платежа: задолженность по векселям полученным, по авансам выданным, ожидаемая к получению за наличные средства и по безналичному расчету.

Дебиторская задолженность – важный компонент оборотного капитала. Большую часть дебиторской задолженности составляют неоплаченные счета за поставленную продукцию (оказанные услуги). Именно поэтому в бухгалтерском балансе обязательства покупателей и заказчиков выделяются отдельной строкой в составе долгосрочной и краткосрочной дебиторской задолженности.

Одним из важнейших элементов финансовой политики предприятия является эффективное управление дебиторской задолженностью. Цель финансовой политики в этом случае заключается в увеличении объемов реализации и обеспечении своевременной инкассации долгов покупателей. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи управления дебиторской задолженностью:

– определение величины дебиторской задолженности;

– распределение дебиторской задолженности по срокам оплаты;

– расчет оборачиваемости дебиторской задолженности в целом и по видам;

– выявление причин снижения ликвидности дебиторской задолженности;

– формирование кредитной политики в отношении покупателей;

– разработка резервной политики с учетом потерь по сомнительным долгам.

Для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью используются следующие показатели:

1. Темпы роста (снижения) дебиторской задолженности в целом и по видам. Высокие темпы роста дебиторской задолженности могут быть связаны с высокими темпами наращивания объемов реализации. Необходимо, чтобы темпы роста дебиторской задолженности не превышали темпы роста продаж.

2. Структура дебиторской задолженности по видам.

3. Удельный вес дебиторской задолженности в оборотных активах.

4. Доля сомнительных долгов в общей сумме дебиторской задолженности. Сомнительной называется дебиторская задолженность, не погашенная в установленные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями. Высокий удельный вес сомнительной дебиторской задолженности говорит о непродуманной политике в области кредитования покупателей, создает угрозу неплатежеспособности предприятия и подтверждается удлинением среднего срока инкассации дебиторской задолженности.

5. Период инкассации (оборачиваемости) дебиторской задолженности. Чем выше оборачиваемость дебиторской задолженности (то есть короче период ее погашения), тем быстрее предприятие генерирует денежные средства, что способствует повышению уровня его платежеспособности и деловой активности.

Для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности рекомендуются следующие меры:

1. Качественный отбор платежеспособных покупателей.

2. Предоставление скидок покупателям.

3. Контроль исполнения договорных обязательств контрагентами.

4. Введение штрафных санкций за просрочку платежа и регламентация процедуры предъявления претензий.

5. Использование предоплаты (товарного кредита) и определение оптимальных условий кредитования (срок предоставления кредита, наличие типовых договоров с указанием условий кредитования, определение предельного срока оплаты продукции и критериев кредитоспособности покупателей).

6. Применение факторинга и форфейтинга.

Форфейтинг широко распространен во внешней торговле. Посредником между продавцом и покупателем выступает банк-форфейтор, который выкупает у продавца денежное обязательство покупателя оплатить купленный товар сразу после его поставки и сам производит досрочную полную и частичную оплату товара. Впоследствии денежные средства банку возвращает покупатель, а с продавца взимаются проценты за услуги банка.

Факторинг также входит в состав банковских операций. Банк или факторинговая компания, выступая в роли финансового агента, оказывает различные услуги фирмам, работающим с покупателями на условиях отсрочки платежа: предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, контроль состояния дебиторской задолженности, напоминание дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами. В отечественном законодательстве факторинг называется финансированием под уступку денежного требования и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.

Следует отметить, что как резкое увеличение, так и значительное снижение величины дебиторской задолженности может оказать негативное воздействие на деятельность предприятия. Рост дебиторской задолженности свидетельствует об отвлечении средств из оборота. В результате увеличивается потребность предприятия в дополнительных источниках финансирования для погашения собственной кредиторской задолженности. С другой стороны, резкое сокращение дебиторской задолженности указывает на падение объемов реализации, ухудшение взаимоотношений с клиентами и потерю части покупателей, снижение спроса на продукцию, объемов продаж в кредит и в целом конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, состояние, динамика и структура дебиторской задолженности во многом формируют финансовую политику предприятия, в том числе ценовую, кредитную, резервную, договорную политику, определяя ликвидность, платежеспособность и в конечном итоге прибыльность деятельности предприятия.

Сайт управляется системой uCoz