К ВОПРОСУ О  ВОЗМОЖНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Моисеенко  И.А. (РГТЭУ, г. Пятигорск,  РФ)

 

In financial streams of the enterprises tax payments make big enough share. Tax planning- can be defined  as a set of some planned actions aimed at increasing of financial resources of the company, regulating the size and structure of the tax base, affecting the efficiency of  managerial decision and providing timely calculations with the budget in accordance with the low in force.

 

Становление в России рыночных основ хозяйствования предполагает повышение роли налогового регулирования экономики как в масштабах государства, так и в масштабах отдельных регионов. Налоговое регулирование - новое научно-практическое направление, еще не получившее достаточного освещения в экономической литературе, но вошедшее, особенно на региональном уровне, в практику. В настоящее время структура механизма налогового регулирования еще не сформировалась. Действующая налоговая система, как инструмент регулирования экономики, не выполняет своей основной функции - стабилизации экономики. В этой связи возникает настоятельная необходимость исследования и анализа действия механизма налогового регулирования с позиции классической рыночной экономики в сочетании с национальными особенностями нашей страны, накопленным отечественным опытом налоговой политики, сложившейся социально-экономической и политической обстановкой.

В финансовых  потоках предприятий налоговые платежи составляют достаточно большую долю. Выступая мощнейшим инструментом экономического регулирования, налоговые платежи принуждают компании менять тактику своих действий. Не удивительно, что руководство хозяйствующих субъектов пытается всячески минимизировать свои налоговые обязательства перед государством. Для этого  многие  предприятия принимают  решения  о  налоговом  планировании. Налоговое  планирование   - можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству.

Сушествуют три основных пути планирования  налогов:

Первый - это уклонение от уплаты налогов, путем искусственного занижения налогооблагаемых баз, сокрытия получаемых доходов, незаконного применения налоговых льгот. Данный путь минимизации налоговых платежей влечет за собой тяжкие последствия  в виде пристального внимания налоговых органов, штрафных санкций, а в крайних случаях и привлечением к административной  и уголовной ответственности. Однако, уклонение от уплаты налогов до сих пор остается самым распространенным методом минимизации налогов, несмотря на широкий спектр возможностей налоговой оптимизации, предоставляемый налоговым законодательством.

Второй -  это умелое использование пробелов в действующем налоговом законодательстве, а также толкование спорных моментов в пользу хозяйствующих субъектов. Следует отметить, что в этом случае, так же как и в первом, велика вероятность негативных последствий. Поэтому данным способом минимизации могут пользоваться лишь те хозяйствующие субъекты, которые способны в рамках  действующего законодательства ответить по претензиям налоговых органов. К тому же невозможно построить оптимальную налоговую нагрузку  исключительно на пробелах в законодательстве, поскольку оно не стоит на месте и постоянно совершенствуется и дорабатывается.

Третий это собственно налоговая оптимизация, которая основывается на использовании трех взаимосвязанных компонентов: налоговых льгот, оптимально составленной учетной политики, а также строгого контроля за правильным исчислением и своевременной уплатой налоговых платежей со стороны руководства хозяйствующего субъекта.

К сожалению, зачастую бухгалтеры и руководители организаций достаточно формально подходят к вопросу о формировании учетной политики, как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения. Однако именно учетная политика определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерских и финансовых служб, но и всей организации. Прежде чем принять тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов и убедиться в его правильности. Приведем некоторые положения учетной политики, которые могут помочь налогоплательщику добиться снижения размера налоговых обязательств.

В первую очередь это касается выбора способа ведения бухгалтерского учета предприятия, а соответственно и уплаты налоговых платежей (кассовый или метод начисления). Конечно же, ведение кассового метода представляется более выигрышным с точки зрения налоговой оптимизации, однако ввиду ограничений, установленных  НК РФ данным методом могут пользоваться далеко не все хозяйствующие субъекты. Однако даже если организация использует метод начислений, то следует пересмотреть свою договорную политику с контрагентами. По возможности в договор следует включить пункт, предусматривающий переход права собственности на товар по моменту оплаты.

Большое значение на финансовое состояние хозяйствующего субъекта оказывают авансовые платежи по налогу на прибыль. Для того чтобы уменьшить размер налоговых обязательств, необходимо проанализировать закономерности уплаты авансовых платежей организации  в течение нескольких предыдущих отчетных периодов (таблица 1). Из приведенных в таблице расчетов следует, что применяя метод уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из прибыли полученной в предыдущем периоде, хозяйствующий субъект вынужден переплачивать по итогам четвертого квартала, а, следовательно, преждевременно изымать из оборота 1122 т.р. (9461т.р. – 8339 т.р.). Выходит, что наиболее приемлемым методом уплаты авансовых платежей в данном случае для анализируемого предприятия является уплата авансовых платежей исходя из фактической прибыли [3].

 

 

 

Таблица 1- Сравнительный анализ авансовых платежей по налогу на прибыль

Период

 

Сумма полученной прибыли

Ежемесячные авансовые платежи, рассчитанные

исходя из прибыли полученной в предыдущем периоде

исходя из фактически полученной прибыли

Январь

Февраль

Март

Всего за 1 квартал

1850

2145

2441

6436

705

705

705

2115

444

515

586

1545

Апрель

Май

Июнь

Всего за 2 квартал

3860

4230

4596

11689

515

515

515

1545

926

1015

1193

2805

Итого за 6 месяцев

18122

3660

4350

Июль

Август

Сентябрь

Всего за 3 квартал

5420

4690

3373

12483

935

935

935

2805

1301

1126

809

2996

Итого за 9 месяцев

30605

6465

7346

Июль

Август

Сентябрь

Всего за 4 квартал

1590

1241

1308

4139

998.7

998.7

998.7

2996

382

298

313

993

Итого  за год

34774

9461

8339

 

Еще одним достаточно  весомым моментом учетной политики предприятия является выбор оптимальной амортизационной политики. Существует  достаточно много различных способов амортизации основных средств и нематериальных активов. На практике, как правило, линейный метод является самым распространенным, что объясняется его простотой. К тому же его применение не приводит к различиям в бухгалтерском и налоговом учете. Все же выбор того или иного способа начисления амортизации зависит от того, какой экономический эффект организация хочет получить в результате. А именно, уменьшить налоговые обязательства организации по налогу на имущество и налогу на прибыль или же добиться сближения налогового и бухгалтерского учета.

В налоговом учете организация выбирает один из двух методов начисления амортизации: линейный или нелинейный. С точки зрения налогообложения преимуществами обладает нелинейный метод. Следует сказать, что с 1.01.09 года вступили в действие изменения в главу 25 НК РФ. Эти изменения коснулись так же методики начисления амортизации нелинейным способом. Теперь данный способ позволяет еще быстрее списывать стоимость основных средств на расходы, уменьшая тем самым налогооблагаемую прибыль.

Помимо выбора оптимальных способов начисления амортизации хозяйствующим субъектам необходимо также по возможности применять повышающие коэффициенты амортизации, а именно специальный коэффициент 3 в отношении имущества приобретенного в лизинг и 2 в отношении имущества используемого в режиме круглосуточной работы и в условиях агрессивной среды.

Закрепление в учетной политике положения о том, что налогоплательщик включает в состав расходов отчетного (налогового) периода амортизационную премию, также позволит увеличить состав расходов и тем самым снизить налог на прибыль.

Организация должна также предусмотреть в учетной политике формирование различного рода резервов, предусмотренных главой 25 НК РФ. Данная процедура позволяет равномерно включать данные затраты в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. К тому же формирование резервов помогает распределить расходы предприятия в течение года, поскольку единовременное списание крупных затрат приводит к резкому увеличению расходов и может стать причиной убытка.

В заключение, можно сказать, что именно учетная политика хозяйствующего субъекта является наиболее совершенным и доступным способом снижения налоговой нагрузки. Она является основным помощником при проведении  налогового  планирования. От того насколько точно все тонкости учетной работы, обусловленные спецификой деятельности хозяйствующего субъекта, будут предусмотрены в бухгалтерской и налоговой учетной политике зависит выбор наиболее приемлемой схемы  налоговой оптимизации.

 

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в редакции, актуальной на 01.01.2009).

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ  (в редакции, актуальной на 01.01.2009).

4. Ермошина Е. Подводные камни нелинейного метода// Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2009. - № 3.

Сайт управляется системой uCoz