АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА  ЭКОЛОГИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

Маклашина З.В., Хуажев О.З.  (КубГТУ, г.Краснодар, РФ)

 

Aspects of economic and legal management of ecology of Krasnodar territory.

        

В настоящее время стратегической целью государственной политики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Для реализации данной стратегии необходимо предпринять определенные правовые, организационные, экономические  и иные меры, направленные на:
– сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции;
– обеспечение рационального природопользования, недропользования, равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
– обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия качества жизни населения.

В соответствии с Экологической доктриной РФ основными принципами государственной экологической политики являются:
- устойчивое развитие, приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
- справедливое распределение доходов от использования минеральных и иных природных ресурсов и доступа к ним;
- предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности предприятий, учет ее отдаленных экологических последствий;
- отказ от хозяйственных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
- природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого предприятиями в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
- открытость экологической информации о деятельности предприятий;
- участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Поэтому первостепенной задачей федерального и регионального законодательства является обеспечение устойчивого природопользования, неистощительное использование предприятиями невозобновляемых и рациональное использование возобновляемых природных ресурсов.

Краснодарский край, как курортный регион РФ, несмотря на удовлетворительную в целом экологическую обстановку, имеет ряд проблем. Одной из самых существенных является загрязнение атмосферы.

На территории Краснодарского края в 2008 году было проведено более 6,5 тыс. проверок, в результате которых выявлено около 77,6 тыс. правонарушений в области технологической и экологической безопасности. В итоге было наложено более 16 млн. рублей штрафных санкций.

 

Таблица 1 - Выбросы в атмосферу наиболее распространенных загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, по субъектам РФ, тыс. тонн, Краснодарский край

Показатель

2008

Твердые вещества

11.48

Газообразные и жидкие вещества

135.21

Окись углерода

47.25

Углеводороды, включая летучие органические соединения

61.2

Сернистый ангидрид

5.05

Окислы азота

17.92

Всего

146.69

 

Только в Краснодаре в атмосферу выбрасывается около 2 млн. тонн загрязняющих веществ. Это отходы от предприятий и заводов, ТЭЦ, аэропорта, но 94% всех выбросов в атмосферу приходится на автотранспорт. Это неудивительно, учитывая, что половина всего автотранспорта края приходится на столицу Кубани. Также проблемы с атмосферой наблюдаются и в Новороссийске, где этому способствуют многочисленные промышленные предприятия и, в первую очередь, порт. К сожалению, статистика показывает, что эти два города вошли в тридцатку городов России с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. Также опасение вызывает атмосфера города Туапсе, где сосредоточено множество предприятий по переработке и хранению газо- и нефтепродуктов.

 

Таблица 2 - Основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

Забор воды из природных водных объектов для использования, млрд. куб. м

72,2

69,2

69,3

70,1

69,6

Сброс загрязненных сточных вод, млрд. куб. м

19,0

18,5

17,7

17,5

17,2

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, млн. т

19,8

20,5

20,4

20,6

20,6

 

Однако в остальном ситуация с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу признана удовлетворительной. Наименьшее их количество зарегистрировано на Черноморском побережье и в степной зоне края.

Другой проблемой является вопрос по утилизации бытовых и промышленных отходов. Из 380 полигонов и свалок края современным требованиям отвечают только две. И хотя ведется активная работа с законодательным собранием, осуществляется контроль лицензий и разрешительных документов, в крае все равно остается множество бесконтрольных свалок.

С промышленным мусором ситуация несколько лучше. Существует около 60 организаций, занимающихся сбором промышленного мусора, однако и это до конца не решает проблему его хранения и утилизации. Загрязнение сточных вод — еще один вопрос, требующий решения. С рисовых полей Адыгеи и Краснодарского края в Кубань попадает огромное количество пестицидов, не эффективны и комплексы очистки на промышленных предприятиях. Все это приводит к повышенной концентрации вредных веществ в реке. Для стабилизации данной ситуации необходима постройка новых очистных сооружений, а также модернизация 26 уже существующих коллекторов.

 

Таблица 3 - Инвестиции в капитал, направленный на охрану окружающей среды тыс. руб.

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

Всего из них  на охрану:

35407

41168

58738

68188

76884

  атмосферного  воздуха

10889

15521

19839

21316

21642

  водных ресурсов

14915

15748

26143

30241

32823

  земель

6415

5563

9206

11027

15749

 

Таблица 4 - Ввод в действие мощностей по охране от загрязнения окружающей среды и атмосферного воздуха

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

Станции для очистки сточных вод, тыс. куб. м в сутки

522

544

1292

489

1502

Системы оборотного водоснабжения,
тыс. куб. м в сутки

1130

786

1090

2045

1697

Установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, тыс. куб. м в час

4378

2090

4209

5062

4127

 

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников, в I полугодии 2009г., составила9,6 млн. тн, что на 6,9% меньше, чем в I полугодии 2008 года. В течение I полугодия 2009г. службами мониторинга природной среды Росгидромета зафиксирован 31 случай экстремально высокого и высокого загрязнения атмосферного воздуха (10 ПДК и более).  Кроме того, зафиксировано 7 случаев аварийного загрязнения. Для реализации целей и задач проекта важное значение имеет совершенствование регионального экологического, природоресурсного законодательства.       

Важное значение имеет разработка регионального экологического законодательства, которая должна основываться на Концепции устойчивого социально-экономического развития территории, Концепции развития экологического законодательства, Экологической доктрине РФ, и согласована с принятием в перспективе Концепций развития законодательства РФ о недрах, иных природных ресурсах и учитывать социально-экономические и экологические условия региона.

Составной ее частью должна быть программа законопроектных работ с определением перечня вновь подготавливаемых правовых актов, очередности их принятия, этапов разработки, источников финансирования.

Кроме того следует обеспечить применение в этой сфере новых мер организационного характера. К их числу, в частности, относятся:

- оценка воздействия предполагаемой деятельности на окружающую среду (ОВОС). В переходный период ей принадлежит важная роль в недопущении экологически вредной деятельности в промышленности, новых источников вредного воздействия на природную среду, а также предупреждении неприемлемых для общества экологических, социально-экономических и других последствий. Поэтому, учитывая передовой опыт стран ЕС, следует закрепить в специальном нормативном акте цели, принципы, порядок и условия проведения ОВОС, которое регулируется в основном ведомственными актами;

- экологическая сертификация направлена на соответствие продукции обязательным требованиям по обеспечению рационального природопользования, охраны окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека.

- экологический аудит направлен на проверку и оценку состояния природоохранительной деятельности предприятий, ее соответствия экологическим требованиям.

Важная роль в реализации эколого-правовых требований предприятиями и организациями принадлежит мерам экономического характера, которые в РФ используются в настоящее время недостаточно. В связи с этим необходимо в ближайшее время внести изменения в экологическое, хозяйственное и налоговое законодательство по расширению мер экономического характера в природопользовании и охране окружающей среды, которые постепенно начинают применяться.

Таким образом, совершенствование федерального и регионального законодательства, регулирующего деятельность в сфере природопользования и охраны окружающей среды, потребует значительных экономических затрат, переходного периода, в течение которого с учетом социально-экономических, технологических, иных условий должны быть приняты новые законы и иные правовые акты, а также внесены необходимые изменения и дополнения в существующие нормативные акты.

Сайт управляется системой uCoz