ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 

Лоскутова Н.И.  (ЧИПС, г. Челябинск, РФ)

 

In article the author defines the basic objects of the administrative analysis proceeding from necessity of maintenance of market competition and market appeal. As estimated indicators incomes and expenses from sales, financial results are brought in. In the conditions of investitsionno-innovative strategy of development by object of research the economic potential of the enterprise and its elements is: labor, technological, technical, and financial. In a system kind reserves of growth of efficiency of railway transportation are presented.

 

Управление любыми экономическими показателями, в том числе и показателями, характеризующими использование любых затрат, предполагает знание причин, влияющих на их уровень и динамику.

Экономический анализ связан с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических причин и факторов субъективного порядка.

 Основная задача состоит в объективной оценке результатов хозяйственной деятельности предприятий, определении путей улучшения их работы.

Классификации факторов в зависимости от задач анализа деятельности предприятия позволяет решить важную проблему - очистить основные показатели от влияния внешних и побочных факторов, чтобы показатели, принятые для оценки эффективности деятельности предприятия, лучше отражали достижения данного коллектива.

Независимо от классификации все факторы, в конечном счёте, влияют на любой экономический показатель, оценивающий ту или иную сторону деятельности предприятия.

Инновационная сущность Стратегии состоит в системном подходе к её разработке, Цели Стратегии и механизмы их достижения основаны на глубоком анализе результатов, возможностей и рисков, связанных с развитием не только железнодорожного транспорта, но и экономики России в целом.

Основная цель Стратегии – создание инфраструктурных условий для интенсивного социально-экономического развития страны, роста мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета и национальной безопасности России, снижения совокупных транспортных издержек, повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения лидерских позиций России в мире на основе инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны.

На развитие инфраструктуры Южно-уральской магистрали в Челябинской области в 2009-2010 гг. будет направлено более 31 млрд. руб [4].

Возможности предприятия сами по себе никогда не перейдут в действительность без материальных условий и предпосылок. Материальные условия – это ресурсы предприятия, анализировать которые так же необходимо, как и изучать рыночный спрос. Оценка возможностей предприятия, по мнению В. Бредова и А. Левина [2] должна проводиться в три этапа: маркетинговое исследование; полный внутрипроизводственный анализ имеющихся ресурсов; формирование производственной программы.

Изложенные выше классификации факторов имеют общий подход.

Бороненкова С.А.[1] группирует факторы в три группы: сферы производства; внепроизводственные факторы; внутрипроизводственные факторы.

По её мнению в сфере производства выделяют внутрипроизводственные (внутренние) факторы и внешние – внепроизводственные.

Внепроизводственные факторы включают: уровень специализации, уровень поставок сырья и материалов, поставки по кооперации, изменение цен и тарифов на поставки, факторы окружающей среды, в частности охрана окружающей среды.

И, наконец, внутрипроизводственные факторы в соответствии с тремя элементами производственного процесса можно подразделить на: факторы средств труда, факторы предметов труда, факторы, связанные с использованием самого труда.

Изложенные классификации факторов имеют общий подход. Рассмотренные точки зрения на систему факторов, влияющих на экономические показатели, систематизированы и представлены нами в таблице 1 [3, с. 58-60] [1].                                                                                                            

 

Таблица 1- Система факторов, влияющих на динамику экономических показателей

Признаки классификации факторов и их состав

Система факторов

Авторы, придерживающиеся так

1

2

3

1.1 По элементам производства

 

 

-труд

-природные ресурсы

-капитал

-предпринимательство

К.Маркс, Ивашевский С.Н., Добрынин А.И., Журавлёва Г.П.

2.1 По элементам производства

 

 

 

 

-труд

-природные ресурсы

-капитал

-предпринимательство

-информация

-экономический фактор

Добрынин А.И.,

Журавлёва Г.П.

3.1 Факторы, влияющие на любой экономический

показатель

-экстенсивные

-интенсивные

Шеремет А.Д.

3.2 Факторы, влияющие на любой экономический

показатель           

-трудовые ресурсы

-средства труда

Авдеенко В.Н., Котлова В.А.

4.По направлениям техни

ческого прогресса

-совершенствование техники

-совершенствование технологии

-совершенствование организа-

ции производства, труда и управления

Общепринятое понятие

 

-наука

-образование

Штерн Ю.

-внешней среды

-внутренней среды

Дихтль Е., Хершген Х.,

Фатхутдинов Р.А.

-численность работников

-фонд их времени

-предметы труда и их использование

-величина основных производственных фондов

Маргулис А.И., Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Стражев В.И.

5. Показатели (факторы) вызывающие функцио-нальное изменение анализируемого пока-зателя (аргумент)

 

 

 

 

 

Адамов В.Е., Семашкина З.Н., Крайкова Т.Г., Желудков А.Е.,

Стражев В.И.

6.1 Рыночные факторы

цены, транспортно-заготовительные расходы, структура производства

Лабзунов Т.П.

6.2 Институционные факторы

налоги, обязательные платежи, регулируемые цены, % за кредит

минимальный размер оплаты труда

 

              -//-

Внешние и внутренние факторы

-внешние: цены, тарифы, нормативы

-внутренние: элементы затрат

Лабзунов Т.П., Бороненкова С.А.             

 

 

В экономической литературе приводятся различные классификации факторов, отличающихся степенью полноты, обоснованности, целью использования и самое главное следует обратить внимание в наборе факторов, их масштабности. Одни из них составляют целую группу факторов (направление инноваций, инвестиций), другие - только отдельные показатели (объём производства, удельный расход и цены на единицу ресурса, цены на продукцию и т.д.), третьи – целые направления работы организационного характера (сокращение потерь, улучшения материально-технического снабжения и т.п.).

В нашем исследовании в качестве основного метода экономического анализа показателя производственных затрат был выбран факторный анализ.

Автор согласен с тем, что факторный анализ – это метод исследования деятельности экономического субъекта, в основе которого лежит процедура установления степени влияния факторов на результативный признак (полезный эффект объекта, элемент затрат и т.п.).

Факторный анализ предполагает: во-первых, отбор и систематизацию факторов. При выборе факторов исходят из принципа – чем больший комплекс факторов используется, тем более точными будут результаты анализа. При этом важно правильно определить основные и второстепенные факторы, внешние и внутренние,  количественные и качественные.

Во-вторых, задача факторного анализа заключается в определении формы зависимости между факторами и результатом, моделированием этой зависимости. При этом создаётся модель экономического субъекта исследования. Часто используются типы моделей как аддитивная, мультипликативная, кратная и смешанная. Одним из требований при построении факторных моделей – обеспечение возможности измерения влияния отдельных факторов, то есть учитываться соизмеримость изменений результативных и факторных показателей, а сумма  влияния отдельных факторов или их произведение должно равняться общему изменению результативного показателя, полученного прямым счётом.

В-третьих, самый главный методологический этап факторного анализа – расчёт влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

Литература

1 Бороненкова. А.С. Управленческий анализ. Учебное пособие [Текст]. /А.С. Бороненкова.- М.: Финансы и статистика, 2003.-383с.

2. Бредов, В., Левин, А. Прогнозирование спроса населения [Текст]. /В. Бредов, А.Левин.  //Вопросы экономики, 1971.- № 4.

3.Ковалёв, В. Введение в финансовый менеджмент [Текст]. /В. Ковалёв. - М.: Финансы и статистика, 2000.-768с.

4.Лапидус, Б.М., Мачерет, Д.А. Стратегия развития железнодорожного транспорта.- Инструмент инновационного прорыва в интересах общества и экономики России [Текст]. /Б.М. Лапидус, Д.А. Мачерет. //Экономика железных дорог, 2008.-№ 10.-С.12-20.



[1] Кузьмина О.В. Управление производственными затратами на предприятиях. //Дис. на соиск. к.э.н.. 2007.- С.58-59.

Сайт управляется системой uCoz