РАЗРАБОТКА МАТРИЦЫ ТОЧЕЧНЫХ СТРАТЕГИЙ МАРКЕТИНГА РЕГИОНА

 

Козлов Д.М., Цыганков М.В. (БГТУ, г. Брянск, РФ)

 

The main aim of this research is to analyze and to develop a complex of  basic  directions in the field of  realization of  marketing strategies in the constituent territories of  Russian Federation.

 

В последние годы органы муниципального и регионального управления все большее внимание уделяют маркетингу, продвижению той территории, которой они управляют. Для стран Западной Европы и Северной Америки такая идея не нова: накоплены значительный практический опыт и теоретические разработки в данной области. Но следует подчеркнуть, что применение западного опыта в данной сфере должно быть скорректировано с учетом особенностей национального менталитета России.

В данной статье поставлена цель проанализировать и разработать комплекс основных направлений реализации стратегий маркетинга субъекта Российской Федерации. Эта цель реализуется путем систематизации представлений резидентов Брянской области об основных сферах ожидания и необходимой в них деятельности органов управления, влияющих на оценку территории ее населением. Следует отметить тот факт, что стратегии продвижения региона разнообразны и ориентированы на различные целевые сегменты: население, потенциальные инвесторы, туристы. За основу в проводимом исследовании взята стратегия развития региона, повышающая его оценку со стороны населения, то есть направленная на целевой сегмент населения данной территории.

Каждая территория в своем развитии дифференциально отлична от любой другой, что выражается в различии стратегий развития: существуют города – туристические центры (Великий Устюг, Сольвычегодск, Кукобой), города – религиозные центры (Сергиев Посад, Серпухов, Кострома), города – спортивные центры (Ханты-Мансийск, Сочи, Коломна). Но в основе любой стратегии должно лежать удовлетворение основных нужд населения региона: качественные дороги, уличное освещение, безопасность. Позитив или негатив в восприятии территории – показатель поликазуальный, характеризуемый множеством факторов, но по закону Парето ставка на развитие 20% черт территории характеризуется 80% удовлетворенности резидента территории. Из этого следует вывод о необходимости локализации основных потребностей жителя территории, их дальнейшей систематизации и претворению их в реальность.

В сентябре – октябре 2009 года на базе ВУЗов Брянской области проводилось исследование предпочтений студентов и преподавателей данных учебных заведений относительно основных составляющих удобства проживания и самореализации на территории Брянской области. Названные факторы в ходе статистической обработки полученной информации были объединены в следующие релевантные комплексы: безопасность, комфорт, досуг или индустрия развлечений и возможности социализации (рис. 1). Неслучайно целевой аудиторией опроса были выбраны молодые люди в возрасте от 17 до 24 лет. Данные сегмент в нашем государстве, ориентированном на развитие молодежи, является основным для определения направлений развития.

 

 

Рисунок 1 – Группировка ответов респондентов на вопрос «Что для Вас является главным для обеспечения удобства Вашего проживания в Брянской области?»

 

Под безопасностью понимаются следующие компоненты: безопасность на дорогах, улучшение криминогенной обстановки, соблюдение техники безопасности работодателем и другие факторы. Комфорт представляет собой сочетание следующих составляющих: качественные дороги и тротуары, освещение улиц и переулков в вечернее время, организация системы функционирования городского и пригородного транспорта. Досуг  означает наличие кафе и пиццерий, ориентированных на различные группы клиентов, спортивные центры, парки отдыха, театры. Социализация является комплексным понятием, которое включает следующие компоненты: культура обслуживания в государственных учреждениях, наличие вакансий для ищущих работу, общая оценка территории проживания.

На основе локализации основных направлений развития была составлена матрица точечных стратегий, определяющая примерные возможные меры по улучшению имиджа территории для каждой из точечных стратегий.

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Матрица точечных стратегий улучшения имиджа территории

 

 

Направление

Безопасность

Комфорт

Досуг

Социализация

Локализация

Помещения

капитальный ремонт зданий муниципальных служб, введение пропускной системы

использование новых технологий при проведении косметического ремонта и строительства зданий общественного назначения

поддержка развития сетей закусочных и пиццерий, развитие спортивных и культурных центров

введение стандартов общения служащих муниципальных органов с посетителями и контроль исполнения

Улица

 

увеличение числа пешеходных переходов и светофоров, использование безопасных дорожных покрытий при строительстве дорог

улучшение системы уличного освещения, оборудование крытых остановочных комплексов

реорганизация парков отдыха, создание новых зон отдыха населения

разработка программ, направленных на рост моральных качеств населения

Место проживания

применение безопасных технологий строительства жилых помещений, программы по охране помещений во время отсутствия жильцов

контроль деятельности жилищно-коммунальных служб

совместные программы по установке интернета и телефонных кабелей

создание советов подъездов, домов и районов

Работа/учеба

контроль соблюдения техники безопасности работодателями и в учебных заведениях

разработка норм и правил организации рабочего места (температурный режим, уровень шума)

осуществление деятельности предприятий питания в пределах рабочего (учебного) помещения, организация групп по интересам

улучшение морального климата в коллективе, возможности карьерного роста

 

Реализация всех вышеназванных стратегий одновременно с одинаково высоким уровнем качества невозможна. Поэтому руководство территории на данном конкретном этапе развития региона должно отдавать приоритет реализации одной или двух стратегий, осуществляя свой выбор на основе принципа релевантности. Точечное воздействие по основным направлениям стратегии развития региона дает ряд преимуществ (оптимальный, более быстрый и более «заметный» результат; минимизация издержек), что в итоге увеличивает привлекательность территории для проживающего на ней населения.

Сайт управляется системой uCoz