ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Канова А.В., Чейметова В.А. (ТюмГНГУ, г. Тюмень, РФ)

 

The level of development of a social infrastructure takes the important place in an estimation of development of the country. The social infrastructure of the south of the Tyumen area is not in an ideal condition as many problems exist in it. Each of problems, influencing against each other, creates negative effect and destroys social and economic safety of the country.

 

В оценке развития страны важное место занимает уровень развития социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура призвана создать благоприятные условия для проживания людей, обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Таким образом, уровень развития социальной инфраструктуры является показателем качества жизни населения. Именно поэтому развитие социальной сферы – образования, учреждений культуры, здравоохранения, бытового обслуживания – приоритетная задача деятельности органов власти. Изучение реального состояния социальной инфраструктуры является необходимым условием принятия обоснованных решений по управлению социальной сферой.

В современных условиях некоторые проблемы приобретают особую актуальность. Достаточно отметить высокие (недоступные для многих горожан) цены на жилье, состояние образования, учреждений здравоохранения, уровень преступности, недостаточная плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, недостаток и необходимость модернизации систем электро- и газоснабжения, водоснабжения и канализации, каналов связи, транспортных терминалов, уровень безработицы, доходы ниже прожиточного минимума и т.д. Каждая из названных проблем, влияя друг на друга, мультиплицирует негативный эффект, а в целом – разрушает социально-экономическую безопасность страны.

Существующая инфраструктура Тюменской области и ее качественные характеристики не в полной мере отвечают социально-экономическим потребностям экономики и населения области. Значительная часть инфраструктурных объектов работает с превышением  номинальной  загрузки. Износ основных фондов приводит к росту издержек и к определенному дефициту пропускных возможностей транспортной системы, систем электро- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации.

По оценке «РосдорНИИ», доля региональных и муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в 2008 году составила 44,1%. По федеральным дорогам данные показатели еще выше. В ходе реализации областной целевой программы планируется снижения показателя в 2009 г. до 40,3%, а в 2010 г. до 38,4%. [2]

Уровень благоустроенности жилищного фонда явно недостаточен, причем ситуация на селе хуже, чем в городской местности.

Наличие значительной дифференциации средней заработной платы по отраслям промышленности, когда разрыв составляет до 4,4 раз между текстильной промышленностью (5345 рублей) и производством машин и оборудования (23391 рубль), создает проблемы привлечения квалифицированных рабочих в низкооплачиваемые отрасли.

Непопулярность рабочих профессий и демографический спад в 90-е годы обусловили снижение численности обучавшихся в учреждениях начального профессионального образования с 19,2 тыс. человек в 2000 году до 11,9 тысяч в 2009 году, что вызвало высокую потребность предприятий-работодателей в рабочих кадрах в настоящее время. [3]

Нехватка квалифицированных специалистов рабочих специальностей, управленческого звена в целом ряде отраслей экономики обусловлена, наряду с падением престижа рабочих и инженерных профессий, также дисбалансом в подготовке специалистов (в том числе переизбытком выпускников высших учебных заведений, имеющих невостребованные направления подготовки), недостаточным уровнем диверсификации образовательных услуг, оказываемых населению.

В Тюменской области остаются высокими показатели преступности, число зарегистрированных преступлений за январь – август 2009 года составило 59569 единиц (1 место по Уральскому федеральному округу). В то же время по темпам роста преступности Тюменская область не входит в число 10-ти регионов с наибольшими темпами прироста числа зарегистрированных преступлений по итогам 2008 года, где наблюдается снижение  количества зарегистрированных преступлений на 17,6% к уровню 2007 года. [3]

Еще одна существующая на сегодняшний день не только в Тюменской области, но и во всей России проблема связана с системой здравоохранения. А именно с тем, что бесплатность предоставления медицинских услуг все больше сводится на «нет». Кто сейчас четко может ответить на, казалось бы, элементарный вопрос: здравоохранение сегодня в России платное или бесплатное, кому и на каких условиях предоставляются его услуги? Ответ: «никто». Однако в Конституции РФ (ст.41/1) черным по белому написано, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». [1] Но в настоящее время наблюдается совершенно не то, что предписано законом.

Таким образом, первейшая задача сегодня состоит в том, чтобы не только компенсировать, но преодолеть возникшие проблемы и достигнуть, по крайней мере, для всех групп населения уровня жизни, доходов и потребления, которое оно имело в дореформенный период (1990г.).

В сфере обеспечения достойного уровня жизни необходимо сохранение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы, развитие социальных технологий и комплексное содействие выходу на самообеспечение малоимущих категорий граждан, преодоление бедности среди сельского населения.

В сфере систем жизнеобеспечения населения - сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи.

В сфере социальной защиты населения - реализация государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.

В сфере занятости - обеспечение гражданам возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства, планирование развития рынка труда, оптимизация спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессиональном разрезах, в том числе с учетом потребностей реализации крупных инвестиционных региональных и макрорегиональных проектов, повышения эффективности и результативности государственного управления и контроля в сфере охраны труда.

В сфере здравоохранения - совершенствование профилактики и диагностики заболеваний на всех уровнях оказания медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной бесплатной медицинской помощью.

А также создание системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения, и внедрение новых образовательных технологий.

Таким образом, опираясь на факты, можно с уверенностью сказать, что социальная инфраструктура Тюменской области находится не в идеальном состоянии. Ей требуется усовершенствование. Каждая составляющая сфера социальной инфраструктуры нуждается в проведении конкретных мероприятий, направленных на решение существующих в них проблем. Реализация же данных мероприятий позволит преодолеть проблемы  в социальной инфраструктуре юга Тюменской области. А установление баланса между каждой из сфер социальной инфраструктуры обеспечит устойчивое ее развитие, как в Тюменской области, так и в целом по стране.

Литература

1.      Конституция РФ. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 48 с.

2.      РосдорНИИ [Электронный ресурс]//rosdorniicom.73.com1.ru

3.      Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]// www.gks.ru

 

 

Сайт управляется системой uCoz