Экономические аспекты содержания инновационной

Деятельности

 

Гриценко Д.В. (ВГСХА, Волгоград, РФ)

 

Given article considers economic aspects of the maintenance of innovative activity and scientific bases of the analysis of innovative activity.

 

Инновационная деятельность в экономике объясняется двумя гипотезами. Согласно первой – в основе этого процесса лежит технологический толчок, а второй – давление рыночного спроса. Гипотеза технологического толчка основана на идее автономного развития науки, не придающей значения обратной связи между экономической средой и направленностью технического прогресса. Близкой к данной гипотезе является гипотеза экономического эффекта, взаимосвязывающая изобретательскую деятельность и частоту последующих инноваций. Действительно, развитие научной мысли относительно независимо от практики, и выражается в виде смены научных парадигм.

Изобретательство обладает свойством накапливать предшествующий опыт решения аналогичных задач, т.е. свойством кумулятивности. Богатство и глубина накопленных в нововведениях знаний существенно влияют на возможности их реализации. В хозяйственной практике постепенное накопление опыта и знаний помогает постичь глубину проблемы, оценить ее сложность, сосредоточить ресурсы на узких местах, что предопределяет значимость для реализации инновационной деятельности фактора спроса. Приоритетный фактор – наличие потребностей экономических агентов, связанных с тенденциями экономического развития национальной и мировой экономики. Формирование общественной потребности в инновационной деятельности опосредуется экономическим законом стоимости, вынуждающим экономических агентов сопоставлять размер применяемых ресурсов или совокупных издержек на инновации с результатами их освоения в материальном производстве. Другой критерий осуществления этой деятельности – социальный эффект в соответствии с целями конкретной экономической системы. Соотнесение результатов и затрат, предопределяющее осуществление инновационной деятельности, происходит в следующих ситуациях:

-              спрос и предложение равновелики – источником прибыли становится снижение себестоимости продукции, а инновации используются на недостаточном уровне с позиции получения предприятиями прибыли;

-              повышение совокупного спроса над предложением, приводящее к вовлечению в производство резервов и инноваций, росту дополнительных издержек, которые покрываются увеличением объемов производства;

-              спрос ниже предложения – уменьшаются цены и средства на инновационную деятельность, из оборота изымаются устаревшие (неэффективные) факторы производства; достигнутый уровень прибыли удерживается только за счет снижения издержек [1].

Для развития национальной экономики определяющим является спрос на инновации, а не предложения со стороны науки. «Научно-технические изобретения могут оставаться недейственными, пока не появятся необходимые экономические условия для их применения». Следовательно, приоритетными для осуществления инновационной деятельности являются экономические условия.

По степени инновационного воздействия на все сферы общественной жизнедеятельности (в том числе и на экономическую деятельность) нововведения могут быть классифицированы различным образом. Основоположник инновационной теории Й.Шумпетер разделил нововведения на базисные и вторичные. Классификация, разработанная А.И.Анчишкиным, рассматривает три типа инноваций, отличающихся степенью материализации различных по уровню научных знаний:

-              воплощающие принципиально новые научные идеи и революционизирующие производственные силы;

-              основанные на смене поколений техники, появлении новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа;

-              модифицирующие, связанные с количественным улучшением отдельных параметров данного поколения техники.

Для экономической деятельности общеупотребительной стала следующая типология инноваций:

-              радикальные (базовые), т.е. принципиально новые технологии, виды продукции, методы управления;

-              комбинированные, предполагающие использование различных сочетаний факторов производства;

-              модифицирующие, связанные с улучшением, дополнением базовых конструкций продукта, принципов и форм хозяйственной деятельности.

Особая область общественного разделения труда, обеспечивающая реализацию продукта научной сферы в материальном производстве, и одновременно особая производственная фаза общественного производства выделяются в инновационную сферу национальной экономики. Условием функционирования инновационной сферы являются интеллектуальная собственность и собственность на продукт инновационной деятельности. Инновационная сфера – это совокупность отраслей национальной экономики, видов общественной деятельности, не принимающих прямое участие в создании материальных благ, но производящих потребительные стоимости особого рода, часто не имеющие вещественную субстанцию, но необходимые для функционирования и развития материального производства. Основная часть потребительской стоимости продукции инновационной сферы имеет товарную форму, ее движение осуществляется посредством обмена. Инновационная деятельность может реализоваться и в нематериальных формах богатства в виде достижений науки и техники, что соответствует второй из двух форм накопления. Инновационная сфера участвует в создании и перераспределении национального дохода в народном хозяйстве и обеспечивает переход собственности и научного продукта из сферы науки в сферу материального производства. В целом экономические отношения инновационной сферы производны от отношений материального производства, но им присуща собственная специфика. В отличие от научной сферы в инновационной сфере преобладают обменные операции при передаче продукта, четко обозначаются права собственности при осуществлении обменных операций между субъектами, осуществляющими инновационную деятельность, и субъектами, внешними для этой сферы.

Инновационной сфере на стадии материализации идей в вещественном продукте присущи следующие особенности новаторского труда:

-              вероятностный характер, риск и возможность негативных результатов;

-              высокая вероятность частичной или полной необратимости инвестиций.

Стоимость инновационного продукта определяется не только затратами на его создание, а и функциональной новизной, которую содержит продукт как предпосылка нового товара, способного удовлетворить потребности общества на более высоком качественном уровне и/или с меньшими затратами.

Содержанием инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве; она – опосредующее звено между собственно научной и производственной сферой и представляет собой своеобразную производительную силу, осуществляющую интеграцию научного и материального производства, реализацию технико-экономических потребностей экономических агентов посредством использования научной продукции. В условиях рыночной экономики осуществление инновационной деятельности опосредуется коммерческой целесообразностью.

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, особой системы мотивации субъектов инновационной деятельности и др. В конечном счете эти методы определяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта. Инновационный продукт – результат специализированного труда, принимающий в рыночной экономике форму товара, имеющего потребительную стоимость (полезность) и стоимость, нижний предел которой определяется затратами абстрактного труда.

В национальной экономике неизбежно формируется особая сфера хозяйственной деятельности – инновационная, обособленная от материального производства и собственно научной сферы. Инновационной деятельности свойственны особые экономические отношения, вычленяющие интересы ее субъектов и соотносящие их с интересами субъектов научной сферы и материального производства таким образом, чтобы получил реализацию единый процесс – от создания инновации до ее потребления (использования) в материальной сфере. В условиях рыночной экономики отношения всех участвующих в процессе создания и использовании  инновации базируются на том, что частная собственность распространяется на продукт интеллектуальной деятельности. Существует определенный разрыв во времени между вхождением различных участников в единый процесс «наука – инновации – производства» и получением ими дохода. Противоречие между участниками единого процесса проявляются в процессе распределения между ними общего дохода, полученного на конечной стадии единой цепочки – материальном производстве конкретных потребительных стоимостей. Инновационная деятельность приводит к экономии общественного труда, поэтому экономические интересы ее участников сводятся к реализации, распределению и использованию этой экономии.

На заинтересованность хозяйственных субъектов в приобретении новшества влияет состояние рыночной и инновационной инфраструктуры, институтов венчурного финансирования и возможности выхода на мировой рынок. Существенным препятствием в создании и распространении научно-технических инноваций а пределах национальной экономики остается незащищенность прав их собственников, что приводит к утечке за рубеж инновационных идей, снижению интеллектуального потенциала национальной экономики. Противоречия между интересами собственника (разработчика, патентоообладателя), общества и потребителя новшества, заинтересованного в его массовом использовании, а также предпринимателей, организующих массовое освоение нового продукта в производстве, предполагает необходимость перераспределения суммарного результата между участниками во времени и пространстве. Согласование интересов различных участников инновационного процесса в Российской Федерации должно осуществляться на основе развития хозяйственных связей между ними посредством рыночного ценообразования при установлении весомых гарантий прав интеллектуальной собственности.

В экономическом смысле собственность на инновационный продукт отличается от собственности на другие факторы производства. Ее объект не сама инновационная деятельность, а результат этой деятельности – инновационный продукт, который вступает в экономический оборот и подлежит отчуждению от создателя-собственника. Собственность на инновационный продукт – это единство интеллектуальных способностей субъекта инновационной деятельности и результата инновационной деятельности, приносящего доход собственнику в силу своего отчуждения. Без определения прав собственности на инновационный продукт невозможно создание устойчивой экономической среды в инновационной сфере, позволяющей сформировать у экономических агентов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что они могут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами.

Современная экономика не может эффективно развиваться без отношений собственности на инновационный продукт. При наличии монополии на знания и нововведения фирмы-инноваторы приобретают добавочную прибыль, являющуюся своеобразной рентой.

Литература

1.    Иванова Н. Инновационная сфера: итоги столетия //Мировая экономика и международные отношения. – 2001. -  N 8. – С. 22-34.

Сайт управляется системой uCoz