Особенности проведения эффективной инновационной деятельности в пищевой промышленности

 

Гапонова С.Н., Серебрякова Н.А., Смольянова Е.Л. (ВГТА, г. Воронеж, РФ)

 

In management practices by enterprises innovation performance long plays a key role. Efficient ­ of innovation proved to be a significant reserve of increasing economic growth is closely associated with successful strategies – adjusts the growth and competitiveness of firms.

 

Для успешной работы в рыночных условиях необходимо выявить особенности проведения эффективной инновационной деятельности пищевой промышленности в регионе. Они вытекают из особенностей самой пищевой промышленности и положения региона на современном этапе.

Многие компании достигают повышения эффективности хозяй­ствующей деятельности путем перераспределения активов и сокра­щения издержек. Но большинство из них столкнулись или вскоре столкнутся с проблемой разработки нововведений. Нововве­дения представляют собой процесс внедрения, распространения и использования новшеств. Целью нововведений является непосред­ственное удовлетворение общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня.

Инновации являются исходной базой для повышения конкурен­тоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий. Предприятия стремятся сформировать конкурентное преимущество за счет осуществления эффективной инновационной деятельности в раз­личных сферах. Эффективная инновационная деятельность вклю­чает приобретение дополнительных торговых точек, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, освоение новых видов дея­тельности, расширение круга поставщиков, расширение внутренне­го и внешнего рынков, поиски новаторских идей, решений и пред­приятий-партнеров аналогичного профиля, создание новых объек­тов, принадлежащих фирме, совместных предприятий по фи­нансированию и внедрению инновационных проектов.

В практике управления предприятиями инновационная деятель­ность давно играет одну из ключевых ролей. Эффективное исполь­зование нововведений оказалось значительным резервом увеличе­ния экономического роста, тесно связанным с успешными страте­гиями роста и конкурентоспособностью фирм.

Инновационная деятельность осуществляется в системе научно - исследовательских, проектно-конструкторских, научно-произ­водственных организаций либо соответствующих подразделениях производственных объектов. Профиль инновационной деятельно­сти обусловливает особенности их материально-технической базы и кадрового обеспечения и находится в прямой зависимости от то­го, какой этап инновационного цикла эта деятельность охватывает. Поэтому в понятие эффективной инновационной деятельности следует включить совокупность материально-вещественных, орга­низационно-экономических условий, кадровую и информацион­ную составляющие, а также процессы непроизводственного харак­тера, сопровождающие научно-техническое развитие и экономиче­ский рост предприятия.

Таким образом, развернутое определение инновационной дея­тельности должно включать два аспекта:

во-первых, это процесс взаимосвязанного поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершен­ствования производства в результате повышения общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной ба­зы путем создания, распространения и практического использова­ния новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества:

во-вторых, это использование комплекса элементов, состав­ляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассмат­риваются процессы и явления в области эксплуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняю­щих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экологического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересо­ванность работников различных категорий в масштабах и результа­тах инновационной деятельности их предприятия.

В общем виде основу инновационной деятельно­сти составляют фундаментальные теоретические исследования, в том числе естественнонаучного характера. Итог таких исследова­ний — научные открытия ранее неизвестных законов развития природы и общества, объективно существующих явлений и процессов. Затем в ходе дальнейшего изучения возможностей практиче­ского применения новых знаний разрабатываются конкретные ме­тоды и формы их материализации, овеществления в виде новых продуктов, технологий, приемов организации и управления произ­водством и т. п. Исследования ведутся в различных направлениях, поэтому мо­гут быть получены как положительные, так и отрицательные ре­зультаты. Однако последние также имеют практическую ценность, так как расширяют имеющиеся знания о предмете исследования и выражаются в отказе от бесперспективных направлений. На осно­вании данных об уровне развития хозяйственной системы и со­стояния инновационного и производственного потенциала произ­водится оценка сроков получения реального эффекта от внедре­ния нового знания в производство

«Инновационная деятельность» — относительно новое для рос­сийской экономики понятие. По мнению ряда авторов (Завлин В.П., Руменцева З.П.), инновационная деятельность предприятия представ­ляет собой практическое использование научной, научно-техни­ческой деятельности и интеллектуального потенциала с целью по­лучения нового или улучшения производимого продукта.

Ю.П. Анисимов дает четкое определение иннова­ционной деятельности. Инновационная деятельность начинается с генерации и отработки новых научно-технических идей. Конча­ется выпуском и реализацией наукоемкой продукции, представ­ляющей собой совокупность взаимосвязанных, взаимодополняю­щих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуще­ствления инновационной деятельности. Она включает маркетин­говые исследования рынков сбыта, поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих предприятий, поиски новаторских идей, решений и партнеров по финансирова­нию и внедрению инновационных проектов.

Из приведенного определения видно, что осуществление иннова­ционной деятельности является важнейшим условием по доведе­нию научно-технических идей, изобретений, разработок до резуль­тата, пригодного в практическом использовании, и обеспечению эффективной деятельности предприятия.

Основные принципы эффективной инновационной деятельности, применяемые к любым типам проектов независимо от их техниче­ских, технологических, финансовых, отраслевых или региональных    особенностей, следующие:

1) рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла;

2) моделирование потоков денежных средств, ресурсов, продукции;

3) определение эффекта посредством сопоставления ожидаемых интегральных результатов и затрат с ориентацией на достиже­ние требуемой нормы дохода на капитал. Для инновационной деятельности, основой которой является не­посредственно нововведение, характерно непрерывное совершенст­вование на всех этапах жизненного цикла. Это может выражаться в улучшении конструкции изделия по мере накопления опыта его производства, внесения изменений в технологию производства в це­лях более успешного применения в других сферах или продуктах. Она изменяет следующие основные характеристики производства: объем производства и продаж; текущие затраты и длительность хозяйственного цикла; размер созданного и функционирующего имущества; численность рабочих, занятых в производстве.

Целью проведения эффективной инновационной деятельности в пищевой промышленности региона является интенсивное развитие ре­гиона, повышение эффективности использования ресурсов, а также обеспечение конкурентоспособности пищевой промышленности. Эко­номическая ценность инновационной деятельности определяется рос­том прибыльности, расширением масштабов производства и возможно­стей накопления для последующего реинвестирования капитала.

Авторы предлагают использовать для оценки эффективности ин­новационной деятельности пищевой промышленности региона систему взаимосвязанных эффектов:

1) научно-технического (эффективность затрат на первом этапе жизненного цикла товара);

2) маркетингового (экономия за счет сокращения времени выхо­да па товарный рынок);

3) экологического (снижение загрязнений окружающей среды и повышение безопасности производства);

4) регионального (изменение числа рабочих мест и улучшение снабжения региона ресурсами).

Одним из важнейших вопросов теории эффективности следует признать критериальный подход, поскольку при разных критериях имеют место различные показатели эффективности. В основу крите­риального подхода заложено пять критериев: экономический, научно-технический, ресурсный, экологический и социальный. Такой подход значительно усложняет определение эффективности и нуждается в такой методике, которая сначала определяла бы оптимальные вари­анты в каждой из указанных сфер, а затем давала возможность интег­рировать их данные.

Конкретный подход к учету влияния указанных сфер желательно све­сти к ограниченному количеству показателей, что даст возможность не­сколько упростить решение многофакторной задачи. Экономический критерий имеют тенденцию к минимизации фондоемкости, трудоемко­сти, материалоемкости для обеспечения большей эффективности инноваций. Социальный критерий учитывает необходимость улучшения коммунально-бытовых условий труда, снижение затрат ручного труда, а также увеличение дохода в расчете на одного работающего. Экологиче­ский аспект ориентирует на минимизацию использования воздушных, водных и земельных ресурсов, как при осуществлении строительства, так и в эксплуатационный период. Ресурсный критерий отражает влия­ние эффекта на объем производства и минимизирует потребления того или иного вида ресурса. Научно-технический критерий учитывает но­визну, простоту, полезность, эстетичность, компактность.

Выявить критерии оценки эффективности инновационной дея­тельности мебельного производства можно на основе анализа и ус­ловий реализации основных этапов разработки и продвижения ин­новационной продукции. Анализ ситуации и проблем организации процесса разработки новых изделий представлен в виде алгоритма, состоящего из че­тырнадцати этапов.

На первом этапе — при первоначальном обзоре ресурсов — для эф­фективной организации процесса разработки нового товара достаточно провести экспертную оценку трудовых, финансовых и экономических ресурсов компании, а также осуществить отбор инновационных идей.

На втором этапе — при предварительной оценке рынка — ото­бранные идеи анализируют с позиции их возможного восприятия будущими (для нового продукта) или существующими (улучшаю­щей технологии) потребителями и потенциальными или действую­щими конкурентами.

Третий этап — предварительная техническая оценка продукта — посвящается исследованию разрабатываемой новинки в отноше­нии ее реализуемости. Изготовления нового товара в масштабах массового производства с учетом: 1) реальности изготовления всех необходимых комплектующих элементов и сырья; 2) наличия соб­ственных или привлеченных ресурсов; 3) возможных сложностей в связи с сертификацией; 4) существования аналогичных технологий и патентов на них; 5) перспектив появления товаров-заменителей. Если результаты технической оценки оказываются неблагоприят­ными, то специалисты настоятельно рекомендуют отложить на не­которое время или вообще отказаться от реализации данного ин­новационного проекта, чтобы избежать больших потерь на после­дующих стадиях.

На четвертом этапе — при детальном исследовании рынка — изу­чаются потребности и нужды целевой аудитории из числа возмож­ных покупателей, определяются способы и методы продвижения продукта на рынок, оцениваются конкуренты по всем важным мар­кетинговым позициям.

Пятый этап - предварительная разработка бизнес-плана. Со­ставляется его финансовая часть, которая включает расчет показа­телей финансовой устойчивости, прогнозный отчет о прибылях и убытках, а также предусматривает оценку рисков.

Шестой этап - разработка - предполагает непосредственное из­готовление продукта. На этом этапе основной задачей является ус­тановление взаимодействия между ценой будущей новинки и из­держками на ее производство.

На седьмом этапе - при тестировании продукта внутри органи­зации - выявляются недостатки разработанного продукта в лабора­торных условиях.

Восьмой этап - апробирование продукта потребителями - необходим для пробного тестирования инновационного продукта буду­щими покупателями. Это позволяет выявить недостатки и собрать первые замечания, которые можно учесть до запуска новинки в мас­совое производство.

Девятый этап - опытные продажи на ограниченной территории или незначительной группе потребителей для получения большего числа откликов и мнений покупателей с целью внесения изменении в продукт до его массового сбыта и продвижения на рынке.

Десятый этап — массовое изготовление новинки - проводится с целью выявления производственных ограничений и технических возможностей.

Одиннадцатый этап - бизнес-анализ производства - является базовым при принятии окончательного решения о коммерциализа­ции инновации. Для этого составляется детальный финансовый бизнес-анализ, который включает в себя бизнес-план производства с учетом всех необходимых расходов и планируемых доходов, новых данных по состоянию ситуации на рынке, состава и структуры управленческой команды, оценки риска и мероприятий по его не­допущению. На этом этапе может быть также принято решение об отказе от проекта, если на рынке произошла смена технологии, поя­вился товар-заменитель или предпочтения потребителей радикаль­но изменились.

Двенадцатый этап - запуск полномасштабного производства - требует значительных финансовых затрат, связанных с приобрете­нием производственных линий и формированием сбытовых кана­лов. Здесь также необходима высокая координация действий по всей технологической цепочке начиная от поставщиков сырья, ма­териалов и комплектующих изделий и до выполнения предписаний рабочими на производственных участках.

Тринадцатый этап — эффективность инновационной деятельно­сти - оценивается в основном статическими методами (норма прибыли, срок окупаемости) и динамическими методами (чистый дис­контированный доход, индекс доходности, внутренняя норма до­ходности, дисконтированный срок окупаемости).

Такие методы направлены, прежде всего, на оценку внешних по­казателей эффективности инновационного проекта. Они во многом не учитывают внутренних особенностей реализации тех или иных проектов в условиях конкретного предприятия. Речь, в частности, идет о таких внутренних возможностях, как инфраструктурные, кадровые, производственные, сбытовые, которые могут существенно повлиять на конечные сроки и результаты реализации проекта.

Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может не оказаться таковым для другого. Факторы развития внешнего окружения и внутренней среды у каждого хозяйствующего субъекта носят индивидуальный характер и оказывают существенное влияние на результативность инновационного проекта. Степень выполнимости инноваций у разных организаций будет различной. С позиции кон­кретного хозяйствующего субъекта оценивать эффективность реализа­ции инновационного проекта необходимо с учетом внутренних, функ­циональных особенностей предприятия.

При создании и использовании инноваций задействуется широ­кий круг участников инновационного проекта. Период, в пределах которого осуществляются единовременные затраты и обеспечива­ются доходы, обусловленные созданием, производством и эксплуа­тацией повой технологии, занимает значительно больший проме­жуток времени. Инновация разрабатывается и внедряется с тем, чтобы достигнуть лучших результатов по сравнению с существую­щим аналогом. Риск недостаточной перспективности инноваций, которые разрабатываются и внедряются с целью достижения луч­ших результатов по сравнению с принятым аналогом.

Инновация призвана решать такие задачи, как увеличение доли рынка, снижение себестоимости, повышение производительности, увеличение мощности. В этой связи специалисты в области иннова­ционной деятельности выделяют ряд так называемых желательных характеристик, которыми должна обладать новинка для будущего успешного продвижения на рынке: принципиальная новизна или мировая уникальность; предложение технологии, обеспечивающей появление продук­та, а не услуги; создание инновации, направленной на удовлетворение скры­тых, а не явных потребностей. На этом этапе может быть принято решение о проведение кор­ректирующих мероприятий, если значение показателей эффектив­ности, ниже рекомендуемого норматива.

Четырнадцатый, завершающий, этап — выход продукта на рынок — направлен главным образом на маркетинговые мероприятия и рек­ламные воздействия на потребителей. Это этап установления конку­рентоспособной цены для новинки, выбора формы и содержания ее рекламной кампании, способов дистрибуции и механизмов продви­жения, а также формирования нужного общественного мнения.

Обобщая приведенное описание этапов, следует отметить, что инновационный процесс начинается с анализа рынка, а не с оценки технических характеристик продукта. Именно новизна потреби­тельских, а не технических свойств играет сегодня первостепенную роль для эффективности инновационной деятельности. Целью анализа рынка является определение коммерческих перспектив будущего продукта. Еще на этапе разработки новинки важно оце­нить рыночную привлекательность и потенциал продукта, возмож­ное восприятие продукта рынком, его размер, тенденции и темпы изменения.

Особенности эффективной инновационной деятельности в пищевом производстве России очень тесно связаны со спецификой самих пищевых предприятий. Пищевая отрасль — высокотехнологичное произ­водство. По историческим причинам большинство пищевых предприятий представляют собой масштабные производства пол­ного цикла, выполняющие множество технологических операций. Они изначально были предназначены для производства огромных партий изделий. Долгое время в пищевой промышленности существовал диктат произ­водителя, что зачастую негативно отражалось на качестве и ассор­тименте продукции и влекло за собой неразвитость системы сбыта продукции. Предприятия не были приспособлены к работе в ры­ночных условиях, в том числе и с точки зрения управления пред­приятием в данных условиях.

Проектирование и производство пищевых продуктов в настоящее время ве­дется с достаточно глубоким всесторонним анализом запросов по­требителя. Для него характерны особенности, оказывающие существенное влияние на проведение инновационной деятельности.

1. Ускоренная модернизация производимого продукта.

1.1. Определение и развитие отдельных свойств выпускаемых  изделий, которые выгодно отличают их от продукции кон­курентов.

1.2. Формулирование сравнительных преимуществ своей продук­ции в виде лозунгов, правил, которыми должны следовать все работники предприятия при производстве и сбыте изделий.

1.3. Снижение затрат на производство и сбыт продукции.

1.4. Повышение технических характеристик изделий, доведе­ние их до мирового уровня.

1.5. Упрощение технологических про­цессов, составных эле­ментов и операций на основе функционально-стоимост­ного анализа и обеспечение на основе этого экономии средств на автоматизацию производства.

1.6. Применение метода базовых моделей для ускоренного соз­дания и освоения новых изделий по заказам потребителей.

1.7. Совершенствование системы обслуживания продукции у потребителя, улучшение сервиса.

1.8. Установление цен в соответствии с конъюнктурой рынка.

2. Активный поиск рынков сбыта.

2.1. Организация службы маркетинга во главе с первым замес­тителем руководителя предприятия, обладающим широ­кими полномочиями.

2.2. Создание внешнеторговой фирмы-подразделения, обеспе­чивающей внешний маркетинг, и сети экономических свя­зей в зарубежье.

2.3. Обеспечение взаимосвязи производст­венного подразделений со службой маркетинга, включение в функциональные обязанности их руководителей задач маркетинга.

2.4. Проведение маркетинговых исследований, изучение ры­ночных условий, покупателей, товаров, конкурентов.

2.5. Активный поиск своей «ниши» на отечественном и миро­вом рынке.

2.6. Разработка гибкой экономически обоснованной ценовой политики в соответствии с конъюнктурой рынка.

2.7. Формирование системы спроса и стимулирования сбыта продукции.

3. Четкий контроль безопасности продукции.

3.1. Осуществление контроля качества выпускаемой продукции.

3.2. Соответствие определенным потребностям, сфере приме­нения или назначения.

3.3. Удовлетворение требованиям потребителя.

3.4. Соответствие применяемым стандартам и техническим ус­ловиям.

3.5. Соответствие действующему законодательству и другим требованиям общества.

4. Высокий удельный вес ручного труда.

4.1. Сведение к минимуму физических и тяжелых, вредных работ.

4.2. Изменение режима работы.

4.3. Координация и поддержка работы по улучшению органи­зации труда.

4.4. Улучшение использования предметов труда или их замена другими.

4.5. Изменение мотивации к труду.

Особенности проведения эффективной инновационной деятель­ности определяют направления и темпы развития пищевых пред­приятий, достижения необходимых конечных результатов иннова­ционной деятельности и постоянного экономического роста.

На основе вышесказанного выделены следующие особенности проведения эффективной инновационной деятельности пищевой промышленности в регионе:

1. Наличие высокого спроса на продукцию пищевого производ­ства на региональном рынке, вызванного ростом доходов населения Воронежской области.

2. Возможность привлечения квалифицированной и дешевой ра­бочей силы в границах региона.

3. Использование передовой технологии, основанной на росте потребительско­го спроса населения на продукцию.

4. Формирование тесных связей и взаимная координация дея­тельности с предприятиями, изготавливающими технологическое оборудование и разрабатывающими технологические процессы для производства продукции.

5. Организация взаимосвязи функциональных подразделений, осуществляющих производственно-техническую, финансово-эконо­мическую, инвестиционную, инновационную деятельность в период освоения новых изделий.

6. Развитие маркетинговой деятельности по исследованию дина­мики потребительского рынка пищевого производства как внутри региона, так и за его пределами.

7. Создание специальных экологически чистых материалов для производства и упаковки пищевых продуктов.

8. Улучшение системы контроля качества и сертификации сырья и материалов для производства пищевой  продукции.

9. Проведение организационных и технических инноваций, на­правленных на снижение потерь от брака.

Сайт управляется системой uCoz