ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР

ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Галушко Н.А. (КФ  АТ и СО, г. Курган, РФ)

 

From a perspective of formation of new-type economy, in which knowledge is the major productive force, material production nowadays is impossible without intellectual culture, and intellectual culture to a large extent depends on material production, since the demand for knowledge is one of the major requirements for formation of the knowledge economy, and the development of human potential is the prerequisite for progressive advance of the society.

 

С позиции становления экономики нового типа, в которой главной производительной силой являются знания, в современных условиях хозяйствования материальное производство невозможно без духовного производства, а духовное во многом зависит от материального, поскольку спрос на знания является одним из основных условий формирования экономики знаний, а развитие человеческого потенциала – необходимым условием поступательного развития общества.  

Одним из социально значимых вопросов и одновременно одним из условий эффективного развития организаций в настоящее время является духовное состояние общества и отдельного человека, которое все чаще характеризуется как катастрофическое. По данным исследования социальных последствий приватизации Т.Б. Бердниковой 77% мужчин и 85% женщин основным стимулом к труду   называют необходимость иметь заработок. Меньшая часть – благо своих близких, возможность самореализации, желание быть среди людей, и только  2,1% мужчин и 0,6% женщин – общественное благо.

В то же время, к концу XX века в ведущих государствах стало нормой признание того, что главной политико-идеологической задачей общества и государства на нынешнем этапе глобализации, и основной целью их деятельности стал Человек, развитие его материальных, интеллектуальных и духовных возможностей. Именно человек, как экономическая ценность (особенно если он обладает высоким уровнем профессиональной подготовки) стал самостоятельной ценностью в развитых странах.

В ведущих государствах осознали, что экономическое развитие  и благополучие общества и страны, эффективность деятельности отдельной фирмы стали следствием, прежде всего, качества человеческой личности. И стали бережно относиться к этой личности (в т.ч. ее образованию, здоровью), как в свое время бережно относились к машинам и механизмам. Однако, образование и здоровье только часть духовного содержания человека.

Современные итальянские экономисты доказывают, что духовность оказывает прямое воздействие на экономику, а в долгосрочной перспективе, именно экономическая система и производственные отношения формируют культуру и нравственные качества самого общества.  

Очевидно, что в соревновании на лучшее общественное и государственное устройство победит то общество, которое добьется максимально эффективного процесса создания и внедрения не только знаний как таковых, а сумеет сохранить духовно и нравственно здорового Человека.

Особенно тревожным представляется снижение уровня духовности и нравственности у молодёжи. Так по данным опроса, проведенного социологами МГУ, в иерархии качеств, которым отдаётся предпочтение, быть «образованным, духовно богатым человеком» занимает у молодёжи 10-е место из 15, а у 24-х летних  - 12-е. По нашим собственным наблюдениям подавляющее большинство студентов вузов на вопрос «Для чего Вы поступили в ВУЗ?» отвечают «Получить диплом». Практически нет ответов «получить образование». В современном обществе идеализируется рынок, стремление к благосостоянию, возрастает цинизм, практически отсутствуют какие-либо ценности, кроме ценности собственного благополучия,  отсутствует чувство патриотизма. В то же время, именно современная молодёжь – это завтрашние трудовые ресурсы как отдельной фирмы. Так и общества в целом.

Потеря духовных ориентиров  усугубляет жизнь значительной массы людей, толкая многих на безнравственные дела и поступки, погружая их в бессмысленность. В то же время, тяжкий изнуряющий труд ради ежедневного пропитания, да и просто труд ради среднего дохода не является смыслом жизни для большинства людей. В результате растет безработица  среди молодёжи. Неразрешимость и острота этих проблем особенно актуальна для молодых людей и часто приводит к глубокому психологическому кризису личности.

Рассмотрим взаимосвязи духовного развития личности и экономики на примере такой смежной отрасли, как экономика знаний.

Качество человеческого потенциала во многом определяется высшим образованием, которое дает не только профессиональные знания, но и является способом социализации молодых граждан, своего рода социальным методом адаптации. Таким образом, ВУЗы - это инкубаторы человеческих личностей, задачей которых является воспроизводство человеческого потенциала, что   в свою очередь является выгодным и для экономики.

Наконец, экономика знаний породила еще один феномен - все большее число граждан, занятых, прежде всего в наукоемких отраслях и творческих профессиях, становятся "индивидуальными предпринимателями". Это ведет не только к смене работы, но часто и специальности. Что, в свою очередь, опять требует переподготовки, а нередко и создания новых профессий и специальностей.     

"Доходность" не только личности, но и государства резко возрастает с ростом образованности граждан. В итоге получается, что новая экономика - экономика знаний - неизбежно ведет к радикальной трансформации общественной структуры и качества личности.

Таким образом, очевидна взаимосвязь развития  экономики и интеллектуальных, социальных и духовных потребностей человека, потребностей его внутреннего мира. От духовности нации, от уровня культуры, от востребованности этих качеств обществом зависит и развитие экономики в целом, и отдельной фирмы, и то, какой будет наш город, наша область, наша страна.

Исследуя данную проблему, мы задались вопросом: как обстоят дела у студентов вузов г. Кургана, что понимает под духовностью современная молодежь в нашем ближайшем окружении, и провели пилотное исследование методом анкетирования. Были опрошены 100 студентов 1-го курса трёх вузов: КФ АТиСО, КГУ и  института Государственной службы.

Первый вопрос в анкете звучал так: «Что Вы понимаете под духовностью?» Незначительная часть студентов понимают под духовностью отношение к Богу. 24% опрошенных затруднились ответить. 33% считают, что духовность – это внутренний мир человека. По мнению большинства студентов (39%) духовность – это человеческие качества: доброта, честность, мудрость, гуманизм.

На второй вопрос «Существует ли зависимость духовного состояния человека от его материального положения?»   41 % опрошенных  подтвердили эту зависимость, но большинство (58%)  считают, что такой зависимости не существует.

Большинство студентов (63%) полагают, что развитие экономики страны зависит от духовного настроя человека. В то же время, значительная часть (35%) не видят взаимосвязи между этими явлениями.  

Следующий вопрос: «В чем, на Ваш взгляд, проявляется   зависимость духовности и экономики?» - 3 % полагают, что чем выше  уровень экономики,  тем ниже духовное состояние  человека, 10 % выражают эту зависимость в любви к Родине, 19 % ответили, что чем выше благосостояние человека, тем выше его духовное состояние и 26 % затруднились ответить.

Также было интересно узнать, как студент проводит свое свободное время, какие культурные заведения он посещает. Занимаются ли студенты формированием своего культурного уровня, который является одним из элементов духовности. По результатам анкетирования 19% опрошенных студентов не посещают культурные заведения из-за нехватки времени, 28% посещают ночные клубы. Примерно на одном уровне посещаемость музеев и филармонии (25%), и 38% любят ходить в театр.

Удивительно, что при этом современная молодежь больше всего ценит в человеке ум (76%), на втором месте оказалась красота (32%).

Среди качеств, через которые проявляется духовность в профессиональной деятельности человека,  13% выбрали - лидерство, 50% - гуманизм, 70%-творческую активность.

На вопрос, «Какие качества Вы считаете необходимыми в жизни?» студенты ответили следующим образом: 22 человека ответили, что это прагматизм, 33–карьерный рост, 53–милосердие, 97 – целеустремленность.

Таким образом, значительная часть молодёжи, получающей высшее образование (25%),  не имеет представления о том, что такое духовность.

Большинство студентов (63%) полагают, что развитие экономики страны зависит от духовного настроя человека, но  26 % из этого числа не могут объяснить, в чем проявляется такая  зависимость. Почти половина студентов - 47% либо не посещают культурных заведений, либо посещают ночные клубы. Другая половина студентов, хотя и посещает данные заведения, но происходит это по инициативе преподавателей и кураторов, а не по инициативе семьи и не по личной инициативе. Молодые люди осознают, что милосердие, гуманизм и творческая активность – это те качества, которыми должен обладать современный человек для успешной деятельности. При этом половина одновременно считают неотъемлемой частью успеха лидерство, прагматизм и карьерный рост.

Необходимо восстановить в сознании людей содержание понятия «духовность», актуализировать проблему формирования духовности в семье, так как без духовно здорового человека невозможно построить эффективное экономически развитое общество.   Молодёжь, человек в целом с высоким уровнем   духовности  - это одно из  условий эффективного функционирования организаций.

Сайт управляется системой uCoz