ПУТИ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

 

Дедова А.А.  (КБГУ, г. Нальчик, РФ)

 

The current situation in Russian Federation’s system interaction of federal and regional government has several disadvantages. This article analyzes the existing problems and finding solutions to them with the influence of the financial crisis of 2008. Also draws attention to the actions of the state in this area, particularly given the provisions of a renewed vision.

 

Проблема реформирования межбюджетных отношений остро стоит на повестке дня с самого момента появления на политической карте мира такого государства как Российская Федерация. Как показал анализ экономической литературы, в настоящее время существует две наиболее признанные концепции бюджетного федерализма: принятые в Германии и США. Основные отличия данных концепций заключаются в отношениях между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов по вопросу разграничения бюджетных полномочий.

Американская концепция провозглашает принцип «один налог – один бюджет» и независимость бюджетов штатов от федерального. Немецкая же наоборот гласит о единстве общегосударственных интересов, интересов населения, проживающего в регионах и входящих в них муниципальных образований. В РФ было решено строить систему, в идеале совмещающую самостоятельность бюджетов каждого субъекта РФ, высокую степень автономности местных бюджетов с одной стороны и сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении ключевых вопросов финансового обеспечения деятельности государства. Однако реально сложившиеся межбюджетные отношения не отвечали заявленным стандартам.

В условиях роста доходов за счет высоких цен на нефть государство могло безболезненно и беспрепятственно «латать» дыры в региональных бюджетах, а те в свою очередь – в местных. Но в условиях дефицита государственного бюджета, когда повышение цен на энергоносители носит не долговременный, а спекулятивный характер, пришло время всерьез заняться вопросом регулирования межбюджетных отношений. Необходимо обозначить круг нерешенных проблем, стоящих перед нашей отечественной бюджетной системой, найти пути их решения

В первую очередь выделим недостатки существующей схемы взаимоотношений между различными уровнями власти.

Во-первых, отсутствуют эффективные стимулы повышения доходности территориальных бюджетов, что приводит к проявлению хронически дотационных регионов. У региональных властей создаются иждивенческие настроения. Практикующееся в нашей стране плановое выравнивание не развивает хозяйственную инициативу.

Во-вторых, не стоит забывать, что субъектам РФ предоставляется все больше расходных полномочий в социальной сфере. И в том случае, если они не будут исполняться, то это приведет к росту социальной напряженности в регионах, усилению противоречий между региональными и федеральными властями. Это опасно для федеративного государства.

В-третьих, о декларируемой самостоятельности региональных бюджетов всерьез говорить не приходится, так как в последнее время в бюджетах некоторых субъектов РФ доля средств бюджетного регулирования достигала  70 процентов.

В-четвертых, основным критерием, по которому определяются субъекты, нуждающиеся в поддержке из федерального центра, признано отставание среднедушевого дохода по региону от среднероссийского. И это является, на наш взгляд, основным недостатком существующей системы. Данный критерий не учитывает территориальной специфики того или иного субъекта, демографической ситуации, природно-климатических условий. Таким образом, финансовая поддержка регионов не увязывается с долгосрочными задачами региональной политики. Не обеспечен механизм персонифицированной ответственности за результаты.

При этом необходимо отметить положительные итоги и успехи предыдущих лет. Была создана необходимая законодательная база разграничения расходных полномочий. Установлены доходы, закрепленные за соответствующим уровнями бюджетов на постоянной  основе, что способствует устойчивости их поступления. В соответствии с принятым среднесрочным бюджетным планированием большинство межбюджетных средств распределено между субъектами РФ на три года, что создает условия для повышения качества планирования и в регионах.

Уже существующие проблемы были обострены финансовым кризисом 2008 года. Наиболее подвержены ему оказались именно те отрасли, в которых были сосредоточены самые крупные налогоплательщики, например нефтедобывающая. Вследствие чего сократились налоговые поступления в  федеральный бюджет, что привело к его дефицитности. Таким образом, реформирование межбюджетных отношений стало неминуемым. На наш взгляд, для решения данных проблем необходимо уменьшить круг субъектов РФ, пользующихся финансовой помощью из центра. При этом данная помощь должна иметь не столько характер поддержки отстающих регионов, сколько поддержки приоритетных территорий, обладающих экономико-географическими предпосылками для ускоренного развития. Такой подход позволит соединить территориальное финансирование с отраслевым, которое может осуществляться из фондов регионального развития, создания проектов, частично финансируемых за счет государства. Заинтересованными субъектами РФ могут создаваться специализированные фонды для реализации особо важных проектов. Для регионов, находящихся в кризисном состоянии, необходимо определить соответствующие программы поэтапного выхода из этого состояния. Для чего можно использовать особые бюджетные режимы с жестким контролем над направлением расходования поступивших финансовых средств. Может применяться и такая мера, как направление в регионы специально подготовленных внешних управляющих, имеющих подобный практический опыт, которые смогут объективно проанализировать сложившиеся в том или ином субъекте проблемы. Их решения должны быть независимы от мнения региональных элит.

В связи с этим 8 августа 2009 года Правительством РФ была одобрена новая Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса до 2013 года, в которой обозначен комплекс мер, направленных на адаптацию бюджетов субъектов РФ к сложившейся ситуации:

1. Подготовка прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;

2. Оперативная корректировка бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;

3. Анализ обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;

4. Обеспечение увеличения поступлений по налогам в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;

5. Поддержка значимых для региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе меры по использованию гарантийных механизмов, осуществление субсидирования процентных ставок;

6. Взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует обеспечить адекватную экономической ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:

1. Инвентаризация и оптимизация расходов субъектов Российской Федерации, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

2. Обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов государственных и муниципальных услуг;

3. Сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;

4. Финансирование капитальных вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;

5. Обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых государственных и муниципальных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;

6. Недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам.

Концепция прописывает рецепты борьбы с кризисными явлениями. В частности, регионам рекомендуется сократить капитальные расходы, финансировать только капитальные вложения с высокой степенью готовности и не допускать кредиторской задолженности. Моноотраслевые регионы должны будут формировать фонды финансовых резервов. Субъектам может быть дано право покупать за счет средств этих фондов федеральные государственные бумаги. Также Министерство финансов рекомендует губернаторам увольнять руководителей региональных финансовых ведомств, если качество бюджетного процесса будет неудовлетворительным.

Таким образом, на государственном уровне было принято решение подвергнуть перестройке межбюджетные отношения. В том случае, если положения Концепции будут претворены в жизнь, если будут взяты во внимание меры, в том числе предложенные независимыми специалистами, и отмеченные проблемы будут решены, то взаимодействие регионов и центра перейдет на новый, более высокий уровень. Это позволит активно развивать экономику не только центральных районов РФ, но и отдаленных округов, что в свою очередь сгладит различия и в уровне социальной защищенности жителей этих регионов. Следовательно, можно прийти к выводу, что решение  вопросов, касающихся межбюджетных отношений, станет главной предпосылкой всего дальнейшего комплекса реформ в стране.

Сайт управляется системой uCoz