ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В РОССИИ

 

Чегринцева Н.С. (филиал Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» в г. Георгиевске, РФ)

                           

Social responsiblity of the business - a line of the modern economy, expecting balancing interest many participant. They Are Discussed premiseses of the development, notion, problems, technologies and factors of the monitoring результативности relations state-quotient partnership.

 

Понятие социальной ответственности, а также ответственной конкурентоспособности, корпоративной ответственности, социального партнерства охватывает широкий круг вопросов повседневного взаимодействия собственников, членов трудового коллектива, деловых партнеров, государственных чиновников, представителей общественности, международных организаций. В научной литературе эти отношения обычно определяют как взаимодействие «бизнеса и власти» или «бизнеса и общества». Россия принимает на себя обязательства реализации требований стандарта 26000 на своей территории.

Противоречивость, а часто и конфликтность интересов субъектов социального партнерства, масштабность и значимость последствий социализации экономики определяют необходимость внутреннего и внешнего контроля, который может принимать различные формы: мониторинга, оценки бюджетной эффективности, оценки удовлетворенности потребителей, оценки удовлетворенности персонала, оценки удовлетворенности деловых партнеров, оценки рыночной стоимости компании, результативности природоохранной  деятельности или экологической экспертизы, оценки общественного мнения.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) рассматривается как интерактивная форма сотрудничества власти и бизнеса в предоставлении общественных благ, социальной защите и обеспечении экологической безопасности. Исторически в России часть социальных проблем решается через благотворительность и спонсорство предпринимательского класса. Организованное партнерство власти и бизнеса строится на принципах, которые гарантируют более прогнозируемые, долгосрочные и взаимовыгодные отношения. Оно, как правило, принимает формы распределительных и контролируемых отношений путем создания фондов целевого использования за счет частных, внебюджетных и бюджетных средств. Бизнес и общество хотят быть уверенными в том, что деньги и другие блага доходят до адресата, поэтому открытые и подотчетные отношения в рамках ГЧП создают наиболее благоприятные условия для социального партнерства.

Очевидно, что постановка проблемы социальной ответственности бизнеса базируется на разграничении интересов и соответствующих им экономических ресурсов. Для проведения системного анализа результатов и эффективности реализации социальных программ и проектов в целях обеспечения трудовой, демографической, научно-технической, природоохранной, финансово-экономической динамики необходима развернутая информационная база, основу которой должен составлять эффективный мониторинг результативности социальной ответственности бизнеса.

Конкретизируем взаимные ожидания участников ГЧП в отношении важнейших результатов государственно-частного партнерства :

1.                     Ожидания органов власти по отношению к бизнесу - обеспечение реального участия в реализации национальных и федеральных программ и снижение бюджетной нагрузки на их реализацию, экологическое улучшение ситуации и снятие социального напряжения, экологически социально ответственное поведение.

2.                     Ожидания бизнеса по отношению к органам власти города или региона состоят в получении бюджетной поддержки, формировании условий, мотивирующих социальные инвестиции (налоговые и кредитные льготы), протекционизм, государственный заказ, информационная поддержка (стимулы, доступ к рынкам, к инвестиционным ресурсам и т.п.).

3.                     Ожидания населения по отношению к органам власти - создание достойных и безопасных условий жизни, обеспечение занятости, индексации дохода, роста уровня благосостояния и качества жизнедеятельности.

4.                     Ожидания населения по отношению к бизнесу  - занятость, средства к существованию, возможность самореализации в процессе труда, в коллективе, безопасность труда, социально значимая заработная плата, помощь в критических ситуациях, выпуск качественной продукции, экологическая безопасность жизнедеятельности.

5.                     Ожидания бизнеса по отношению к населению - привлечение квалифицированной рабочей силы как фактора производства, спрос на товары и услуги предприятия, предложение инноваций, лояльность жителей, потребителей, работников.

6.                     Ожидания органов власти по отношению к населению  - поддержка государственных решений, участие в социальных проектах, предпочтение экологически лучшим товаропроизводителям.

7.                     Ожидания деловых партнеров по отношению к организации – соблюдение договорной дисциплины, законопослушание, страхование ответственности, прозрачность отношений.

Количественной мерой результатов, эффектов и эффективности отношений социального партнерства для инвестора является интегральный показатель – специальная статья бухгалтерского баланса -«godwile» (МСФО). Эта статья является отражением стоимостного измерения социальных технологий, т. всех видов непроизводственной деятельности организации по предоставлению дополнительных социальных и общественных благ трудовому коллективу и гражданскому обществу, осуществляемой как в рамках самостоятельной инициативы, так и в отношениях государственно-частного партнёрства. Выделяют 5 видов социальных технологий: 1)технологии создания механизма мотивирующего рост производительности труда; 2) технологии создания корпоративной культуры, 3) технологии брендинга; 4) технологии развития человеческого капитала; 5) технологии решения местных, региональных, национальных и глобальных проблем.

Социальная технология всегда направлена на достижение определённой цели и предполагает об обязательный контроль и оценку обратной связи.

В этой связи представляет интерес определить «систему мониторинга результативности социального партнерства», как специального структурно-информационного комплекса для проведения организованного наблюдения, сбора, оценки и анализа сведений о факторах влияния, состоянии, бюджетировании и тенденциях развития социальных бизнес-продуктов с целью обеспечения долгосрочного роста рыночной стоимости нематериальных активов организации, координации отношений государственно-частного партнёрства и поддержания конкурентоспособности.

Мониторинг рассматривают как непрерывную функцию управления, определяющую систематическую совокупность данных относительно значимых показателей (или индикаторов) развития. Важный этап - выбор оценочных показателей результативности социальных технологий, комплекса сопутствующих эффектов, общей эффективности механизма финансирования выполнения, ресурсного обеспечения и выполнения соответствующих программ; социально-экономические эффектов по уровням потребления.

Показатели должны в полной мере соответствовать утвержденной стратегии и социальной политике; методика расчета и формат отчета должны быть четкими и понятными потенциальным пользователям; исполнение системы показателей должно сопровождаться регулярным контролем и анализом и учетом обратной связи (гудвилла). Группы показателей отражают многообразные инновационно-инвестиционные, производственно-экономические; производственно-технические, технологические; финансовые; коммуникативные; социальные и экологические возможности субъекта хозяйствования. Согласно общепринятым подходам эффективные показатели отвечают ряду требований: обоснованность – показатель отражает максимально полно ту информацию, которую необходимо оценить и проанализировать, ясность – показатель имеет четкую формулировку, не содержит двусмысленности, не может быть подвержен различной интерпретации; однозначность – показатель имеет четкое, общепринятое определение, единицы измерения и привязанность к определенному отчетному периоду; измеримость - показатель поддается измерению в понятных и неизменных единицах; устойчивость – в ходе оценки доступны переменные (динамические) среды данных мониторинга по конкретному показателю; доступность – данные, необходимые для расчета показателя, доступны в традиционных источниках информации; достижимость – поставленное целевое значение показателя может быть достигнуто с использованием располагаемых ресурсов; конкретность – показатель относится к специфической области социальной политики, к определенному социальному продукту; сравнимость – возможность аналитической оценки разных объектов; достаточность – позволяют обосновать выводы и управленческие решения в соответствии с поставленными целями анализа.

Этапы построения сбалансированной системы показателей эффективности СОБ включают:

1.          Формулирование целей, задач, принципов социальной политики организации и требований к составу показателей ее реализации.

2.          Планирование бюджета конкретных социальных продуктов и интеграция его в общий операционный бюджет.

3.          Установление параметров контроля отклонений в реализации целей и исполнении бюджетов СОБ с учетом требований.

4.          Идентификация балансирующих составляющих системы показателей и методик их расчета с учетом стратегических целей организации.

5.          Построение и внедрение в практику управления рабочей сбалансированной системы показателей СОБ.

Технология мониторинга есть совокупность приемов, методов, способов, операций, с помощью которых оцениваются текущее состояние, ресурсные возможности и потенциальные позитивные результаты реализации социальных продуктов. Технологии мониторинга можно распределить по трем группам. Технологии первой группы включают в себя традиционные структурообразующие обязательные приемы и методы визуального наблюдения и измерения на рабочих местах (хронометраж, фотография, контрольные замеры), социологического опроса и анкетирования работников, потребителей, деловых партнеров, населения, элементы маркетинговых исследований и т.п. Технологии второй группы – это аналитические приемы работы с учетно-отчетными документами, бизнес-планами, локальными программами и др. Технологии третьей группы включают более сложные финансово-экономические аналитические процедуры, элементы ситуационного моделирования и координации с результатами анализа бухгалтерского баланса, оценки, условий безубыточности производственно-хозяйственной деятельности и запаса финансовой прочности, общего финансового состояния организации, динамики рыночной стоимости активов и т.п..

Результаты мониторинга могут быть: обосновывающими, т.е. позволяющими сформировать базу для принятия управленческих решений; подтверждающими - дающими возможность убедиться в правильности или, напротив, неправильности планов деятельности и развития социального партнерства, эффективности состава и структуры портфеля социальных продуктов; исключающими - позволяющими оценить целесообразность выбранной стратегии или тактики социального развития в целом.

Мониторинг всегда сопряжен с оценкой причинно-следственных связей в системе государственно-частного партнерства. Он должен не просто обеспечивать накопление сведений и подготовку отчётов, а предоставлять лицу, принимающему управленческое решение, такую информацию, которая помогала бы оптимизировать бизнес-деятельность и получать реальные конкурентные преимущества от социального партнерства в текущей, краткосрочной и долгосрочной перспективах. Посредством мониторинга обеспечивается своевременный сбор и накопление информации, идентификация происходящих негативных и позитивных изменений, последующий контроль и анализ, корректировка управленческих решений. Долгосрочная социализация бизнес-деятельности способствует стабилизации внешней рыночной ситуации, лояльности властных структур, росту доверия и отдачи трудового коллектива, вызывает прирост нематериальных активов, которые способствуют росту финансовых результатов и росту рыночной стоимости организации. В конечном итоге поддерживается или усиливается её конкурентоспособность. С учётом выявленных с помощью мониторинга причинно-следственных связей между ростом объёмов социальных продуктов и финансовых результатов принимаются управленческие решения.

Последующие процедуры контроля, аудита, анализа итогов производственно-хозяйственной деятельности базируются на результатах мониторинга эффективности социальных продуктов организации. Если ресурсные возможности организации балансируют с ожидаемыми общественными потребностями, организация получает дополнительный доход и наращивает нематериальные активы, то в долгосрочной перспективе обеспечивает рост рыночной стоимости имущества. На основе первичного частнособственнического интереса генерируются сопряженные денежные потоки в социальную сферу, в том числе и в интересах третьих лиц, чему способствуют мотивационные фискальные.

Конкретные виды деятельности и процедуры, характеризуемые назначением, целями и задачами, определяются как функции мониторинга. В условиях социально ориентированной  конкурентной экономики социальная политика и социальные продукты позиционируются как приоритетные, что расширяет и придает значимость функциям мониторинга. Характер взаимодействия социальной и производственно-экономической политики на микроуровне, задачи государственно-частного партнерства и представленные схемы помогают понять и сформулировать структурообразующие функции социальной ответственности бизнеса и функции мониторинга, проследить их взаимосвязь (таблица).

 

Таблица - Функции социальной ответственности бизнеса  и мониторинга

Функции социальной ответственности бизнеса

Функции мониторинга социальной ответственности бизнеса

1. Социальная защита и стабилизация

1. Информационная

2. Воспроизводство трудового капитала

2. Контрольная

3. Замещение бюджета (локальное)

3. Оценочно-диагностическая

4.Формирование имиджа

4. Прогнозная

5.Устойчивое развитие нации

5. Имиджевая

 

Обозначенные причинно-следственные связи позволяют проанализировать и спрогнозировать возможные причины отклонений значений расчетных показателей, незапланированные потери имущества и резервы их покрытия, а главное, - оперативно скоординировать производственно-хозяйственную, финансовую, инвестиционную, рекламную и другую деятельность, оптимизировать денежные потоки и приблизиться к целевым показателям, сохранить конкурентоустойчивость организации в целом.

Актуальность задачи организации мониторинга результативности социальной ответственности бизнеса обусловлена следующим:

·                        в методологическом плане широким спектром задач и использованием множества критериев и показателей, что позволяет сравнивать и комплексно характеризовать социальные и другие процессы, группировать результаты социализации бизнес-деятельности по уровням иерархии в соответствии с интересами как бизнеса, так и выгодополучателя, включая государство;

·                        в аналитическом плане возможностью одновременного рассмотрения и изучения стратегических позиций четырех заинтересованных сторон – бизнеса, общественных институтов, трудового коллектива и государства, а также сопоставление ожиданий интересов и выгод сторон с точки зрения их функциональной роли в процессе взаимодействия (например, проекты государственно-частного партнёрства, оценивание экономической целесообразности и эффективности, резервов и ресурсов информационной поддержки с целю балансирования частных и общественных  выгод).

·                        в организационно-техническом плане – широкая ориентация на применение передовых информационных технологий для предоставления и обсуждения результатов мониторинга, отслеживание общественного резонанса, осуществление конструктивного  взаимодействия между участниками процесса. Внешняя среда имеет существенные отраслевые и региональные особенности, что влияет на выбор социальных приоритетов.

·  в практическом плане – обозначается техника обоснования конкурентных преимуществ бизнес-деятельности и сохранения конкурентоспособности социально-ответственной организации, «не рекламного» воздействия на общественное мнение, деловых партнеров и потребителей, «попадания» в поле государственного протекционизма. Идеология государственно-частного партнёрства предполагает фискальную и информационную поддержку социальных инициатив бизнеса через мониторинг прежде всего их бюджетной и социальной эффективности.

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz