Проблема прогнозирования стратегической конкурентоспособности региона и пути ее решения

 

Чайникова Л.Н. (ТГТУ, г. Тамбов, РФ)

 

The urgency of a problem of search of methods of forecasting which would allow to predict indicators of strategic competitiveness of region with the minimum error of numerical calculations is proved. The method of forecasting of strategic competitiveness of region is offered.

 

Проблема прогнозирования стратегической конкурентоспособности  ещё более актуализируется в настоящее время в связи с наступлением и охватившим всю мировую экономику финансовым кризисом, следствием которого становится усиление конкуренции, как на отечественном, так и зарубежных рынках. При этом под стратегической конкурентоспособностью понимаются стратегические нормативы конкурентоспособности объекта для планового периода, формируемые на выходе системы [1].

В настоящее время на всех уровнях управления общепризнанным подходом считается признание первичности прогнозов по отношению к применяемым стратегическим решениям. Согласно этому логическому подходу именно прогнозные оценки будущей конкретной ситуации должны служить основанием для выработки современных мер государственной политики, задавать ориентиры перспективных программ социально-экономического развития страны и регионов. В современных условиях прогнозы являются инструментами перспективного видения целей и путей социально-экономического развития субъектов РФ.

Правовые основания, регламентирующие принципиальные аспекты прогнозов (цели, содержание и порядок применения) установлены специальным федеральным законом [2]. Так, прогнозы и программы введены Федеральным Законом № 115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. Кроме того, нормы, касающиеся названных инструментов, содержатся в ряде  других законодательных актах.

Анализируя качество социально-экономических прогнозов и методические подходы к их составлению, как на федеральном, так и на региональном уровнях, имеют, как отмечает автор работы [3] недостаточно высокий уровень. Среди соответствующих причин одной из основных называется недостаточная развитость методико-теоретического и методологического инструментария, а также организационно-правовое обеспечение разработки прогнозов. В целом прогнозная деятельность не вышла за рамки этапа, для которого характерно применение инерционных моделей, формирующих представление о перспективе на основе экстраполяции прошлого и учета наибольшего количества параметров, способных отклонить развитие событий от привычной траектории.

Нынешнее качество социально-экономического прогнозирования, испытывающего сильное деформирующее влияние со стороны власти, руководствующейся, преимущественно соображениями политической целесообразности, а не из реальных экономических условий, категорически не удовлетворяет практическим интересам бизнеса.

Говоря о недостатках регионального прогнозирования, автор [3] обращает внимание и на слабость информационного обеспечения. По своим объемам, составу и достоверности исходные данные, необходимые для составления надежных региональных прогнозов,  явно не удовлетворяют современным требованиям. Так, часть этих данных формирует официальная статистика, а она не полна, противоречива и становится доступной с серьезными временными лагами; состав и методики расчета индикаторов часто меняется, из-за чего ретроспективные динамические ряды становятся несопоставимыми [3].

В настоящее время региональные прогнозы, имеющие официальный статус, разрабатываются в соответствии с утвержденными Минэкономразвития России, Методическими рекомендациями к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В данном документе рекомендуется региональным властям сосредоточиться при разработке сценарных вариантов развития регионов на следующих вопросах:

- развития реального сектора экономики;

- повышения жизненного уровня населения;

- стимулирования инвестиционной деятельности;

- развития малого и среднего предпринимательства;

- стабилизации финансового положения предприятий;

- стабилизации финансового положения бюджетов;

- реформирования жилищно-коммунального хозяйства;

- реализации социальных программ;

- оценки мировых и российских рынков сбыта продукции отраслей  специализации региона.

На наш взгляд, в Методических рекомендациях к разработке социально-экономических прогнозов при постановке задачи развертывания регионального прогнозирования и систематического методического обеспечения ее решения отсутствует составляющая региональной стратегической конкурентоспособности.

При практическом решении задачи прогнозирования показателей-индикаторов стратегической конкурентоспособности региона, естественно, возникает задача выбора метода прогнозирования. Выбор данного метода является ключевым решением, которое с одной стороны должно удовлетворить функциональной полноте и достоверности прогноза, а с другой – уменьшить затраты времени и средств на ее разработку. Кроме того, метод прогнозирования определяет возможность получения объективной количественной оценки, которая находится в основе разработки концепции развития стратегической конкурентоспособности региона. На выбор метода влияют:

- сущность практической проблемы, подлежащей решению;

- динамические характеристики объекта прогнозирования и рыночной среды;

- вид и характер располагаемой информации, типовое представление объекта прогнозирования;

- требование к результатам прогнозирования.

Все названные факторы должны рассматриваться в системном единстве. В этой  связи становится актуальной задача анализа существующих методов прогнозирования с целью изыскания таких, которые бы в дальнейшем позволили спрогнозировать показатели стратегической конкурентоспособности региона с минимальной погрешностью численных расчетов.

В настоящее время существует большое количество разработанных методов прогнозирования, под которыми понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерения в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта [4-7]. В этой связи необходим их анализ с целью выбора такого метода, который будет адекватным поставленной задаче прогнозирования. Анализ методов прогнозирования дает достаточно полное представление не только об их разнообразии, но и о возможностях формализованных подходов к обоснованию принимаемых решений о предпочтительном использовании того или иного метода. Кроме того, выбор метода может служить ориентиром при выборе математического аппарата, адекватного поставленной задаче.

Предсказать конечную величину стратегической конкурентоспособности в определенном интервале, на наш взгляд, можно путем использования различных подходов прогнозирования. Объективная необходимость использования приема комбинирования различных методов возникает при разработке прогнозов развития процессов, характеризующихся наличием сложных взаимосвязей, которые характерны для региональной стратегической конкурентоспособности.

По нашему мнению в моделях стратегического прогнозирования важны не только количественные параметры существующего положения региона и прогноза его развития, но и качественные характеристики протекающих в регионе процессов и условий их изменения для улучшения социально-экономической ситуации. В тоже время на выбор модели оказывают сильное влияние условия их информационного обеспечения, как правило, ухудшающегося по мере увеличения горизонта прогнозных расчетов [8].

Таким образом, в связи с многофакторностью сущности стратегической конкурентоспособности региона описываемой большим количеством факторов-показателей (8÷10) использование какого-либо одного из рассматриваемых выше методов для решения задачи их прогнозирования не представляется возможным.

Концепция нашего подхода к прогнозированию показателей-нормативов стратегической конкурентоспособности заключается в том, что первоначально необходимо изыскать общую математическую зависимость, которая в достаточно точной мере описывала ход развития уровня региональной стратегической конкурентоспособности как обобщающего (интегрального) показателя из настоящего в будущее на некотором временном интервале. Затем, используя метод интерполяции из будущего в настоящее, определить конкретные численные значения уровня стратегической конкурентоспособности в конкретные промежуточные моменты времени.

Далее решением обратной задачи на основе используемой зависимости найти количественные значения конкретных частных нормативов-показателей стратегической конкурентоспособности региона.

Таким образом, для решения проблемы прогнозирования стратегической конкурентоспособности региона наиболее приемлемым методом определения норматива (показателя) уровня данного показателя является нормативный метод,  сущность которого заключается в установлении норматива от конечного требуемого результата, который необходимо достичь в будущем.

 

Литература

1.    Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. -С.176.

2.    О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.071995 № 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. № 30. – С.2871.

3.    Шевцов А. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения // Всероссийский экономический журнал. - № 1-2.- 2009.- С.49-60.

4.    Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И.Борисевич, Г.А.Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред Г.А. Кандауровой. -Мн.: БГЭУ, 2005 (Система дистанционного обучения).

5.    Прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь: вопросы  теории и методики / Под общ. ред. В.И.Шилова, Я.М.Александровича, А.В.Богдановича, С.П.Ткачева.- Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2001.

6.    Прогнозирование и планирование в условиях рынка/ Под ред. Т.Г.Морозовой и А.В.Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7.    Настенко, А.Д. Прогнозирование отраслевого и регионального развития/ А.Д.Настенко. – М.: Гелиос АРВ, 2002.

8.    Сусницин С.А. «Концент – модели стратегического прогнозирования и индикативного планирования регионального развития // Всероссийский журнал «Регион: экономика и социология». -№ 1.- 2009. – С.41-62.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz