РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

Бусалова С.Г., Милаева Е.М. (МГУ им.Н.П.Огарева, г.Саранск, РФ)

 

 In this section was discussed the development of the last part of budget process, such as budget implementation of Republic Mordovia’s Treasury by giving extra functions in this matter to Republic’s Ministry of Finance.

 

Процесс развития казначейской системы в настоящее время остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной сферы.

Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета субъекта РФ организуется соответствующим финансовым органом. При этом часть функций по исполнению бюджета может быть передана другому органу или Федеральному казначейству высшим исполнительным органом власти субъекта на основании соглашения и исключительно на добровольной основе при наличии у такого органа или Федерального казначейства соответствующей технической возможности.

Одной из обязательных функций организации исполнения бюджета является расчетно-кассовое обслуживание главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, в том числе ведение их лицевых счетов.

На современном этапе существует несколько схем кассового обслуживания исполнения региональных бюджетов органами Федерального казначейства. Среди них схема с кассовым обслуживанием исполнения бюджетов субъектов территориальными органами Федерального казначейства, схема с предварительным санкционированием платежей, а также схема, реализующая технологию единого счета бюджета.

До июля 2008 г. в Республике Мордовия реализовывалось кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета территориальными органами Федерального казначейства. Данный способ обеспечивал:

- ведение единообразного учета по средствам собственного бюджета и по целевым средствам, выделяемым региональным и местным бюджетам из федерального бюджета;

- ведение лицевого счета финансового органа и лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в органах Федерального казначейства.

Кроме перечисленного, можно выделить недостатки данной системы кассового обслуживания. Прежде всего, данная схема не позволяет концентрировать все средства на едином счете бюджета. Средства собственного бюджета при поступлении в доход распределяются по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств в полном объеме независимо от фактического возникновения потребностей. Операция финансирования осуществляется в плановом порядке. Плановое финансирование приводит к возникновению остатков на лицевых счетах и к несовпадению объемов кассовых выплат и финансирования. При этом происходит существенное снижение эффективности использования имеющихся в наличии бюджетных средств с точки зрения возможности их использования на другие, более насущные цели. Эта проблема становится наиболее актуальной при дефицитном бюджете и кассовых разрывах, когда финансовому органу приходится организовывать трудоемкий процесс переброски финансирования с одного лицевого счета на другой.

В июле 2008 года Министерство финансов Республики Мордовия завершило внедрение безостаточной схемы финансирования бюджетополучателей республиканского бюджета и перешло на вариант кассового обслуживания, реализующего технологию единого счета бюджета.

В соответствии с редакцией Бюджетного кодекса, вступившей в силу с 1 января 2008 года, были внесены изменения в порядок исполнения бюджетов. Согласно статье 219 Бюджетного кодекса санкционирование оплаты денежных обязательств является одним их этапов исполнения бюджета по расходам и должно осуществляться в форме совершения акцепта после проверки наличия документов, предусмотренных соответствующим порядком, установленным финансовым органом. По действовавшему до 1 января 2009 года порядку кассового обслуживания исполнения бюджетов предварительная проверка представляемых бюджетополучателями платежных документов могла осуществляться органами Федерального казначейства по соглашению с ними либо самим финансовым органом. С целью осуществления более качественного управления средствами республиканского бюджета в конце первого квартала 2008 года Правительство Республики Мордовия приняло решение о переходе на вариант кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета с санкционированием оплаты денежных обязательств Минфином РМ. В Минфине Республики были открыты лицевые счета бюджетополучателей. Принятое решение подтверждает стремление республиканских органов власти к большей самостоятельности, о готовности принять на себя ответственность за проведение бюджетной политики и ее результаты.

Для реализации поставленных задач было необходимо решить вопросы организационной структуры новой казначейской системы, выбора программного продукта, позволяющего автоматизировать процесс казначейского исполнения республиканского бюджета. В соответствии с Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов (не позднее чем за три месяца до даты смены порядка кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета) 28 марта 2008 года Правительство Республики Мордовия обратилось в региональное УФК с предложением о смене варианта кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета.

Минфином Республики совместно с УФК по РМ была проведена необходимая организационная работа: разработаны план-график мероприятий, обеспечивающих переход на новый вариант кассового обслуживания исполнения бюджета, Регламент о порядке и  условиях обмена информацией между УФК по Республике Мордовия и Минфином Мордовии в условиях открытия лицевого счета Минфину Мордовии, а также проект Соглашения между Правительством Республики Мордовия и УФК по Республике Мордовия о частичном прекращении действия Соглашения об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению республиканского бюджета.

В период с 1 по 4 июля 2008 года в соответствии с утвержденным Планом-графиком в УФК по РМ был открыт единый лицевой счет республиканского бюджета, лицевые счета распорядителей и получателей средств республиканского бюджета были закрыты в органах Федерального казначейства и открыты в Минфине республики. Таким образом, переход на новый вариант кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета был успешно завершен 7 июля 2008 года.

Реализация перехода на новый вариант кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета потребовала создания новой информационной системы, которая должна обеспечивать решение следующих задач:

- обеспечение единого информационного пространства на территории республики;

- содержание в системе актуально информации;

- возможность доступа к бюджетным данным через Интернет;

- обеспечение централизованного хранения и обработки оперативной информации;

- наличие в комплексе единой транспортной системы;

- включение в единый электронный документооборот главных распорядителей и получателей средств республиканского бюджета, в том числе удаленных бюджетополучателей, находящихся на территории муниципальных образований республики.

Данные задачи необходимо решать в условиях полнофункционального защищенного документооборота с применением электронно-цифровых подписей. В настоящее время все бюджетополучатели города Саранска, районов республики подключены к единой системе защищенного документооборота. Защита информации обеспечивается на основе криптографии, которая является специальным, лицензируемым ФСБ видом работы. Применение электронно-цифровых подписей реализовано с помощью проведения работ по установке средств защиты в каждого получателя бюджетных средств и предоставления электронного ключа в индивидуальном порядке.

В результате при переходе на новый вариант кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета в Минфине Мордовии были открыты 13 лицевых счетов главных распорядителей и 271 лицевой счет получателя средств республиканского бюджета. В ходе дальнейшего развития казначейской системы исполнения республиканского бюджета количество главных распорядителей, обслуживаемых в Минфине Мордовии было увеличено до 14, количество бюджетополучателей – до 303.

Совершенствование системы  казначейского исполнения республиканского бюджета было определено в качестве одного из направлений реформы бюджетного процесса и управления расходами, осуществляемой в рамках Программы реформирования региональных финансов Республики Мордовия в 2006-2007 годах. Достигнутые в ходе реализации данной Программы результаты способствовали переходу к исполнению республиканского бюджета в условиях открытия и ведения лицевых счетов бюджетополучателей в Минфине Мордовии.

Таким образом, самостоятельное казначейское исполнение республиканского бюджета позволило создать четко отлаженную совокупность внутренних организационных процедур, которая максимально исключила сбои при составлении и исполнении бюджета. Под контроль поставлены расходы всех получателей средств республиканского бюджета. Наряду с осуществлением контроля за использованием бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств и соблюдением процедур формирования расходных обязательств все этапы исполнения республиканского бюджета по расходам стали полностью прозрачными, подконтрольными специалистами Минфина Мордовии, начиная с момента принятия бюджетного обязательства, санкционирования оплаты и до подтверждения реализуемых при исполнении республиканского бюджета, улучшен контроль за целевой направленностью бюджетных расходов, повышена оперативность представления бюджетной отчетности и ее достоверность.

Сайт управляется системой uCoz