КАЧЕСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ – КАК ОСНОВА ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ*

 

Белова Ю.А. (ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск, РФ)

 

In this article are substantiated necessity of good quality maintenance of foodstuff on the basis of the international standards for the purpose of increase of competitiveness of domestic food production.

 

Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия уже давно имеет первостепенное значение в экономически развитых странах, а в отечественной науке и практике она приобрела актуальность в период развития рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта и покупателя.

В современной экономической литературе рассматривают конкурентоспособность не просто отдельного субъекта или объекта, а всего того, что вступает в конкурентные отношения: конкурентоспособность товара, предприятия, региона, отрасли, страны. Данный факт подчеркивает сложность, многогранность и неоднозначность определения конкурентоспособности как экономической категории.

Большинством автором рассматриваемое понятие определяется как: «совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающих удовлетворение потребности покупателя» (С.И, Долгов, В.В. Васильев, В.А. Курский, П.Завьялов, Н.К. Моисеева, Ю.Г. Анискин, М.А. Татьянченко, А.Н. Литвиненко).

Важнейшей составляющей конкурентоспособности любой продукции, в том числе и продовольственных товаров, является ее качество.

Качество – достаточно емкая и сложная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов, среди которых учеными выделяется: философский, социальный, технический, экономический и правовой. С философской позиции качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. В рамках социального аспекта качество рассматривается как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависящая от уровня культуры, доходов потребителей и т.п. Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительной стоимости исследуемого объекта. Правовой аспект качества относится к выработке нормативно-технической документации, порядка ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также учета.

Качество товаров и услуг в России регламентируется национальными стандартами, техническими регламентами. Но, учитывая современные процессы глобализации, в том числе и предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию, возникает необходимость соответствия товаров, а также технологий их производства международным стандартам.

На сегодняшний день признанной во всем мире и наиболее эффективной является система обеспечения безопасности пищевых продуктов – ХАССП.

Система ХАССП является в настоящее время основной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах мира и защищает поставщиков от опасной пищевой продукции. Первоначально эта система применялась в космической индустрии: с ее помощью контролировали качество и безопасность продуктов питания для астронавтов. Впоследствии система получила широкое распространение в мире, была одобрена специализированными организациями ООН и ЕС и включена в законодательства ряда стран.

ХАССП применяется на протяжении всей пищевой цепочки, ее объектами являются: первичное сельскохозяйственное производство (животноводство и растениеводство); производство кормов для животных; первичная переработка сырья; изготовление продуктов; транспортирование и доставка продуктов; хранение продуктов; производство упаковочных материалов; производство химических и биологических добавок; предприятия общественного питания; оптовая и розничная торговля.

Госстандартом в 2001 году в нашей стране ведены в действие Система добровольной сертификации ХАССП и государственный стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 «Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования». 1 сентября 2005 года Международная организация по стандартизации (ISO) опубликовала стандарт ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции». Этот стандарт обеспечил сближение требований к системам ХАССП на международном уровне. Стандарт был создан на основе ISO 9001:2000 и предназначен для применения производителями, переработчиками и предприятиями, поставляющими пищевую продукцию. Приказом руководителя Федерального агентства «Ростехрегулирование» стандарт ISO 22000 введен в качестве национального стандарта ГОСТ Р ИСО 22000-2007 и наши предприятия могут выбирать вариант разработки системы ХАССП по ГОСТ Р 51705.1-2001 или по ГОСТ ИСО 22000-2007.

Следует отметить, что в экономически развитых странах вопросам качества продовольствия, непосредственно связанным со здоровьем населения как важного фактора национального развития, уделяется приоритетное внимание и роль государства в решении проблем качества продуктов питания все более возрастает. Усиление контроля за качеством и безопасностью продовольствия, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов питания должны являться первоочередными задачами в рамках государственной политики здорового питания.

Качество продовольственных товаров в значительной степени влияет на уровень потребления этих товаров. Говоря о качестве продуктов питания следует помнить, что одной из особенностей продовольственных товаров является то, что их качество во многом зависит от уровня развития сельского хозяйства, которое, в свою очередь, подвергается воздействию различных факторов (природных, географических, экономических и т.д.). Таким образом, можно говорить о том, что качество продовольствия, поступающего на российский рынок, подвержено колебаниям по годам, сезонам, регионам.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно регистрируется три — четыре млн. случаев заболеваний различными кишечными инфекциями и тяжелых отравлений, вызванных недоброкачественными продуктами питания. Реальное число пострадавших значительно превышает указанные цифры, так как не все обращаются за квалифицированной медицинской помощью. В России, где фальсифицированных продуктов питания на порядок выше, чем в других европейских странах, ежегодно регистрируется 556–580 тыс. заболеваний острыми кишечными инфекциями различной этиологии, в том числе связанных с употреблением алиментарных пищевых продуктов.

Анализируя данные таблицы 1, можно говорить о том, что в последние годы улучшается качество консервов, макаронных изделий и круп. Ухудшается ситуация в отношении качества таких товаров, как колбасные изделия, цельномолочная продукция, сыры и кондитерские изделия.

 

Таблица 1 – Качество товаров, поступивших на потребительский рынок (в процентах от количества отобранных образцов товаров по каждой товарной позиции)

 

Установлено ненадлежащее качество товаров

2005

2006

2007

отечественных

импортных

отечественных

импортных

отечественных

импортных

Мясо и птица

14

9

17

6

11

9

Мясо птицы

11

5

12

8

7

10

Продукция рыбная пищевая

товарная (без рыбных консервов)

4

44

35

21

10

13

Колбасные изделия

6

4

18

8

8

8

Консервы мясные и

мясорастительные

9

3

2

14

1

0,1

Цельномолочная продукция

4

5

6

11

11

14

Макаронные изделия

13

3

5

5

6

12

Крупа

17

54

5

66

10

17

Мука

7

6

4

1

9

1

Кондитерские изделия

7

14

14

6

11

19

Растительные масла

9

4

10

9

8

6

Сыры

2

6

7

9

7

9

 

Показатели качества производимой продукции являются важнейшими при обеспечении конкурентоспособности товаров на рынке. Соответственно, высокое качество продукции является гарантией поддержания высокой доли этой продукции на рынке. Исследователями установлена корреляционная связь между качеством и успехом бизнеса. Возврат (окупаемость) вложенных средств у предприятия с более высоким качеством выпускаемой продукции по сравнению с предприятиями с низким качеством продукции выше в 2,7 раза, а прибыль в 2,4 раза. Но при этом, все-таки следует учитывать, что выбор потребителем конкретного товара часто зависит не только от качества, но и от организационно-коммерческих условий (более выгодных условий поставки, хорошего сервисного обслуживания, наличия гарантий и т.д.). Одним из таких условий является покупательная способность населения.

Переход к рыночным отношениям привел к изменениям в структуре потребления продовольственных товаров, что во многом было связано с низкой покупательной способностью населения. Темпы роста уровня доходов населения ниже темпов роста цен на продовольственные товары.

Проблема физической доступности продовольствия постепенно решается. Так, с 2002 года отмечается тенденция роста среднедушевого потребления продовольствия населением нашей страны (например, мяса и мясопродуктов на 16%, молока и молочных продуктов и яиц – на 5%), но его уровень по наиболее ценным продуктам еще не достиг рациональных норм потребления (таблица 2). Так, в 2006 г. в целом по России ощущался недостаток в потреблении, рыбы и рыбопродуктов (52% от нормы), молока (61% от нормы), мяса (72 % от нормы).

 

Таблица 2 – Среднедушевое  потребление основных продуктов питания в Российской Федерации, килограмм на человека

 

Наименование

продуктов

Год

Рациональная норма потребления

1990

1995

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Мясо и мясопродукты

 

75

 

55

 

47

 

50

 

52

 

52

 

53

 

58

 

81

Молоко и молокопродукты

 

386

 

253

 

219

 

227

 

231

 

226

 

225

 

239

 

392

Рыба и рыбопродукты

 

20

 

9

 

11

 

11

 

11

 

12

 

13

 

13

 

25

Хлеб и хлебопродукты

 

119

 

121

 

120

 

121

 

120

 

122

 

121

 

121

 

110

Яйца, шт.

297

214

235

243

245

245

247

256

292

Картофель

106

124

122

121

125

120

125

132

118

Овощи и бахчевые

89

76

88

90

94

99

103

106

139

Фрукты и ягоды

35

29

37

40

41

45

48

51

113

Сахар и кондитерские изделия

 

47

 

32

 

35

 

36

 

36

 

34

 

35

 

39

 

41

Масло растительное

10,2

7,4

10,4

10,5

11,0

11,3

12,0

12,6

16

 

Таким образом, все вышеперечисленное подтверждает необходимость совершенствования существующей системы обеспечения конкурентоспособности и, в первую очередь, надлежащего качества продукции, поскольку указанные проблемы не могут быть решены современным рынком сами по себе.

 

*Публикуется при финансовой поддержке гранта Президента РФ № МК-2009.2009.6

1) Чайников, В.Н. Формирование конкурентоспособности продукции: учеб. Пособие / В.Н. Чайников. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2007. – 228 с. 56-58

Сайт управляется системой uCoz