ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

Бечелова Т.Р., Гурфова Р.В., Кучукова З.Т. (КБГУ, г. Нальчик, РФ)

 

In the article are reflected a role and importance of economic-producing systems in steady development of regional economy: economic essence economic-producing systems; the basic properties of productive and economic systems; the factors determining a role and importance EPS in development of regional economy

 

В современных условиях устойчивое развитие экономики регионов России и повышение конкурентоспособности региональных хозяйствующих субъектов невозможно без формирования мощных интегрированных структур. Это обусловлено тем, что интегрированные структуры позволяют преодолевать факторы нестабильной ситуации, способствовать усилению конкурентных позиций на рынке, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития, входить на равных в мирохозяйственные процессы. Возможности данных структур подтверждает и мировая практика

В условиях прямой конкуренции с крупнейшими товаропроизводителями мира предприятия регионов России стали искать новые формы хозяйствования, чтобы повысить свою эффективность и конкурентоспособность. Одной из таких форм объединения научно-технического потенциала, капитала и производства являются комплексные производственно-экономические системы (ПЭС), которые становятся важнейшим орудием конкуренции развитых государств в XXI веке.

При формировании такого рода хозяйственных структур важное значение имеет то обстоятельство, что предприятия, входящие в их состав, располагаются на территории различных регионов. Взаимодействие региональных администраций и руководства корпораций (при их независимости друг от друга и федеральных властей) позволит рационально разместить существующие производства, что позволит создать условия для общеэкономического роста. Необходимо отметить, что хозяйственные контакты из вертикальной плоскости (регионы – центр; предприятия – министерства) будут переводиться в горизонтальную. Последнее позволит решать хозяйственные проблемы путем переговоров представителей территорий и ПЭС, а в сложных случаях роль арбитра возьмут на себя федеральные власти. Таким образом, будет создан элемент конкуренции (как между корпорациями, так и между регионами страны), который сможет определять многие структурные сдвиги в экономике.

Создание комплексных ПЭС позволит решить одновременно целый ряд актуальных проблем: повысить управляемость экономики, стимулировать инвестиционную активность, увеличить экспортный потенциал России и т.д. В развитии с такой интеграции большое значение будет иметь расширение участия банков в акционерном капитале промышленности, то есть создание финансово-промышленных корпораций.

Как известно ПЭС представляют собой преимущественно крупные самостоятельные хозяйственные единицы – объединения, корпорации, концерны и т.д., базирующиеся на современных прогрессивных технологиях, обладающих инновационным типом развития и опирающиеся на собственный научно-исследовательский, производственный, кадровый и финансовый потенциал.

Однако данное определение ПЭС невозможно признать исчерпывающим, так как оно охватывает лишь внутренние ресурсы и структуры, определяющие возможность обеспечения устойчивой и эффективной работы. В современных условиях не меньшее значение имеют и внутренние факторы, а именно экономическая конъюнктура в стране, устойчивость законодательной базы, процесс государственного регулирования, конкурентоспособность, гарантированные рынки сбыта и т.д. С учетом этих факторов ПЭС свойственны следующие черты: 1) реальная возможность обеспечения всего воспроизводственного цикла по производству определенных видов товаров и услуг; 2) обладать потенциалом развития; 3) наличие постоянных и устойчивых производственных связей; 4) обеспеченность устойчивыми источниками финансирования своей деятельности.

С позиций рассмотрения ПЭС как компонента региональной экономики и субъекта хозяйствования выделяются следующие подходы:

- производственно-хозяйственный подход, при котором ПЭС региона рассматривается преимущественно как целостный субъект экономики, осуществляющий товаропроизводительную и хозяйственную деятельность;

- интеграционный подход, при котором ПЭС рассматривается как совокупность интегрированных объектов, функционирующих как единое целое во внешней среде. Цель функционирования – добиться получения эффекта синергии и получить конкурентное преимущество;

- функционально-специализированный подход, сущность которого заключается в том, что деятельность ПЭС представлена как совокупность предприятий, осуществляющих ряд взаимообусловленных функций; р

- ресурсный подход рассматривает ПЭС как последовательный процесс превращения ресурсов в готовую продукцию.

- процессно-технологический подход, при котором ПЭС рассматривается с позиции логики осуществления технологических процессов, направленных на изготовление продукции.

Выделим особенные свойства ПЭС региона:

основой деятельности ПЭС является регион, в котором он дислоцируется, осуществляет деятельность и производит необходимые платежи;

ПЭС является динамической подсистемой экономики региона;

состав имеет нечеткие границы: один и тот же экономический субъект системы может одновременно принимать участие в различных видах деятельности в рамках региональной, межрегиональной и национальной экономики;

самоорганизация ПЭС возникает из кооперации не только экономических субъектов друг с другом, но и с экономическими институтами, а также взаимодействия институтов между собой;

структура ПЭС нередко скрыта за рамками административных отношений в регионе;

ПЭС может быть как открытой, так и закрытой экономической системой.

Предприятия-участники ПЭС региона обладают заметными преимуществами по сравнению с индивидуальными существующими предприятиями. Прежде всего, эти преимущества связаны с применением в рамках ПЭС более крупных капиталов. Это находит отражение в больших масштабах производства и в возникновении преимуществ крупномасштабного производства, включая те, что связаны с внутрипроизводственной кооперацией. Крупный капитал позволяет обеспечивать более быстрое расширение производства в ответ на рост спроса на продукцию предприятия ПЭС. К тому же подобные предприятия вызывают к себе большее доверие со стороны других фирм и банков.

На предприятиях ПЭС региона возникает также эффект взаимодополнения партнеров, который обеспечивается тем, что участники комплекса распределяют между собой производственно-хозяйственные функции с учетом индивидуальных особенностей предприятий: размера, профиля деятельности и номенклатуры продукции, состава оборудования и т.д. При этом на таких предприятиях сохраняется достаточно высокая мотивация к эффективной деятельности партнеров, так как распределение доходов отражает не только их пай, но и вклад в виде личного участия в работе ПЭС региона.

Исследование ПЭС требует также изучения ее среды, которая, играя немаловажную роль в его развитии, является неоднородной и сложной. Можно выделить следующие типы сред ПЭС:

экономическая среда – экономика региона и всей страны;

общественная среда – регион, государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы;

природная среда – состояние природной среды региона;

регион и государство в той мере, в какой они прибегают к административному регулированию, законодательному оформлению экономики, выступающие как силы, действующие над экономическими субъектами;

В процессе функционирования и развития ПЭС, которые осуществляются посредством деятельности, происходит интернализация и изменение ее среды. Интернализация происходит путем присвоения ПЭС ресурсов на входах, а экстернализация – путем присвоения средой конечных продуктов ПЭС на ее выходах. Связи ПЭС со средой зависят от типа среды и могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер.

Среда ПЭС региона жестко задана, что подчеркивает большую зависимость ее поведения от среды, которая выполняет по отношению к ПЭС немаловажные функции. Во-первых, все типы среды могут генерировать энтропийные флуктуации. Например, внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию региональным производителям, в результате чего экономика региона будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты. Государственная политика, если она проводится без учета интересов региональной экономики, может негативно повлиять на состояние предприятий.

Флуктуации, порождаемые внешней средой ПЭС региона, можно назвать стимулами развития:

Роль и значимость ПЭС в экономике региона определяется множеством факторов. Во-первых, производство выступает как один из важнейших составляющих общественного развития, поскольку именно оно решает насущные, жизненно важные социально-экономические проблемы.

Во-вторых, ПЭС выступает структурообразующим фактором экономики по следующим признакам:

она обеспечивает значительную долю потребностей народного хозяйства и населения в разнообразных продуктах и услугах;

предприятия выступают как важнейшие потребители продукции (работ, услуг) других отраслей и сфер народного хозяйства и региона, способствуя их развитию;

сами участники ПЭС являются основными поставщиками продукции для предприятий многих других отраслей, регионов и на экспорт.

В-третьих, ПЭС выступает как наиболее прогрессивная форма организации деятельности, что во многом способствует росту производительности труда всего общества, т.е. он прямо или косвенно выступает как фактор роста эффективности и повышения конкурентоспособности в других областях общественного производства.

В-четвертых, предприятия ПЭС решают региональные проблемы социального характера: создают новые рабочие места, выплачивают налоги и т.д.

Таким образом, ПЭС выступают не только в качестве товаропроизводящего образования, но также представляют собой особую социальную ячейку региона, участники которой формируют особый образ жизни всего общества.

Сайт управляется системой uCoz