ОБ ОСНОВАХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ДОХОДОВ МЕЖДУ УРОВНЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

Барашков О.А., Агутова А.Е. (МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск, РФ)

 

The present article is devoted the question of delimitation the incomes between the levels of the budget system in the Russian Federation

 

В настоящее время разграничение доходов между федеральным центром и регионами в целом соответствует современному этапу развития федеративных отношений в Российской Федерации. Основные критерии разграничения, нашедшие отражение в Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года:

- высокая степень зависимости налоговых поступлений от экономической конъюнктуры или устойчивый характер их налоговой базы;

- зависимость налоговой базы соответствующего дохода от экономической политики того или иного уровня власти;

- степень неравномерности или равномерность размещения налоговой  базы соответствующего налога).

Важным представляется также следующий принцип: при широкой распространенности  налоговой базы «крупных налогов» по территории страны такие налоги могут быть совместными, направляемыми в соответствующих долях в разные уровни бюджетной системы, как на постоянной основе, так и используемыми для межбюджетного регулирования, то есть на временной основе.

Бюджетным кодексом предоставлено право субъектам РФ устанавливать своими законами на неограниченный срок единые по типам муниципальных образований нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, подлежащих зачислению  в  бюджеты субъектов РФ.

Согласно п.4 ст. 137 БК РФ изменение дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты поселений и муниципальных районов (городских округов) не допускается только в течение одного финансового года. Поскольку целью замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от налогов и сборов является создание заинтересованности местных властей в принятии мер, направленных на увеличение налоговой базы, то закрепление их на один год будет недостаточно для достижения данной цели в следующих случаях:

- эффект от применения данного механизма межбюджетного регулирования может быть получен в последующих годах;

- рост налогового потенциала будет сопровождаться соответствующим уменьшением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В связи с этим предложения по установлению дополнительных                        (дифференцированных) нормативов отчислений целесообразно рассматривать на срок не менее трех лет, что в рамках среднесрочного бюджетного планирования приобретает особую актуальность.

Анализ сложившейся практики приводит к выводу о необходимости в стратегическом плане пересмотреть систему расщепления налогов между уровнями бюджетной системы.

Разграничение налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы является одним из трех ключевых блоков системы межбюджетных отношений. Федеральные и региональные налоги эффективно использовать при обложении объектов с мобильной налоговой базой – прибыли, заработной платы, потребления. В то же время немобильная налоговая база должна быть объектом обложения местными налогами. Использование такой практики предполагает дальнейшее перераспределение собранных налогов между уровнями бюджетной системы.

В последние годы в силу объективных причин произошло перераспределение совокупных налоговых поступлений в пользу федерального бюджета. Существенно сократилась доля территориальных бюджетов в консолидированном бюджете. Налоговые поступления не обеспечивают в должной мере финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов.

В Республике Мордовия система местного самоуправления в сочетании со стимулирующей моделью межбюджетных отношений действует уже 12 лет. С самого начала она уже предусматривала передачу максимально возможного числа доходных источников на местный уровень. По расчетам, только 2,5 % бюджетов местного самоуправления обеспечивают те полномочия, которые за ними закреплены.

 

Таблица 1 - Федеральные и региональные налоги, передаваемые в Республике Мордовия на местный уровень в 200-2002 и 2008 годах

 

2000-2002гг.

2008г.

Налог на прибыль организаций

+

 

Налог на добавленную стоимость

+

 

Налог на доходы физических лиц

+

+

Акцизы на вино

+

 

Акцизы на пиво

+

 

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25 %

+

 

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового от 9 до 25 %

+

 

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового до 9 %

+

 

Акцизы на табачную продукцию

+

 

Налог с продаж

+

 

Единый налог на вмененный доход

+

+

Единый сельскохозяйственный налог

+

+

Налог на имущество организаций

+

 

 

Безусловно, с одной стороны, более высокая доля доходов местных бюджетов существенно увеличивает предсказуемость доходов муниципалитетов в среднесрочный период и создает заинтересованность в повышении экономической активности, от результатов которой зависит объем финансовых ресурсов и, с другой стороны, приводит к минимизации объемов перераспределяемых финансовых ресурсов.

Совершенствование распределения налогов между уровнями бюджетной системы при реализации динамического подхода к формированию приоритетных направлений развитий межбюджетных отношений должно обеспечивать не только перераспределение налогов, но и увеличение доходных бюджетов всех уровней.

 

Рисунок 1 – Распределение налоговых и неналоговых доходов по уровням бюджетной системы Республики Мордовия в 2008 г.

 

В ближайшей перспективе предлагается продолжить практику передачи налогов через дотации. Но при существующей системе распределения налоговых платежей (одинаково для всех) решить задачу закрепления за местными бюджетами доходов в качестве собственных и приравненных к ним источников чрезвычайно сложно. В настоящее время столица Мордовии Саранск является донором. По закону и ему, и самому дальнему поселку положен один и тот же процент налога. Как в этих условиях сформировать доходную базу таких поселений?!

Необходимо дать регионам возможность дифференцировать налоги. Это позволяет разным по уровню муниципальным образованиям дать работать так, чтобы они видели свой  результат в виде получения  доходов в бюджет. Надо дать возможность определять нормативы отчислений не только региональным властям, но и на уровне Федерации, то же самое, сделав по отношению к регионам.

А для полноценного развития нужно, чтобы регионы имели возможность дифференцировать ставки и определять, кому дать 3%, а кому и 97%. Если не внести подобные изменения в Бюджетный Кодекс и не заложить эти механизмы на будущее, субъектам Федерации будет очень сложно самостоятельно решать свои проблемы.

Целесообразно применять расщепляющие налоги, рассчитываемые с единой налогооблагаемой базы и зачисляемые в установленных долях в бюджеты трех уровней. С теоретической точки зрения использование на практике принципа «один налог - один бюджет» не является эффективным. Оно означало бы введение федеральных, региональных и местных  налогов на одни и те же объекты обложения. Количество налогов выплачиваемых одним плательщиком в этих условиях, должно было возрасти. Соответственно увеличивались бы затраты хозяйствующих субъектов на ведение налогового учета. Это стало бы фактором снижения  конкурентоспособности отечественной экономики.

Существующая дифференциация регионов и муниципалитетов по уровню налогового потенциала не позволяет формировать доходы бюджетов каждого уровня за счет собственных налогов. Поэтому одной из главных задач развития межбюджетных отношений является совершенствование методических подходов к распределению финансовой помощи. Эти подходы должны основываться на  использовании групп показателей, характеризующих налоговый потенциал конкретного региона, достигнутый в нем уровень жизни населения, эффективность налогового администрирования. Следует увеличить оказание финансовой помощи из  федерального и регионального бюджетов  в форме целевых программ, реализуемых соответственно в регионах и муниципальных образованиях.

 По нашему мнению, разграничение доходных источников должно осуществляться параллельно с процессами  укрупнения регионов РФ и расширения круга социально-экономических задач, решаемых муниципальными образованиями. Сегодня следует применять более тонкие механизмы, для того чтобы система разграничения стала более совершенной с точки зрения всех её участников, объективно выражая их разнонаправленные интересы и эффективно стимулируя стремление всех к общей цели.

Сайт управляется системой uCoz