ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Арутюнова А.Е.

(АНО «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента», г.Краснодар, РФ)

 

Сфера образовательных услуг относится к пространству социальной экономики; ее инфраструктура, ресурсы и факторы производства нацелены на обучение и воспитание людей, относящихся к различным социальным группам.

Слово «образование» определяет механизм и одновременно среду, в которой происходит становление и развитие отдельного человека и человечества в целом. Могущество любой страны определяется, прежде всего, системой образования. Как было сказано выше, образование — это капитальные вложения, позволяющие обеспечить более высокую производительность в сфере экономики, культурное и социальное благосостояние.

Развивающиеся рыночные отношения затрагивают все сферы, в том числе высшее образование. Семьи выпускников практически вне зависимости от уровня своих доходов готовы к весьма значительным затратам на повышение уровня образования, поскольку эти затраты рассматриваются в качестве инвестиций в будущее детей (рис. 1).

Рисунок 1- Рост числа вузов в современной России

 

Одним из важнейших показателей, характеризующих современное состояние образования, является увеличивающееся число негосударственных учебных заведений и возрастающая между ними конкуренция.

В эту конкурентную борьбу включены государственные вузы, которые ориентируются на коммерческий прием студентов. Такая ситуация диктует необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности высших учебных заведений, тем более, что интенсивность конкуренции постоянно растет и усиливается степенью территориальной близости образовательных организаций.

Значимость высшего образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства.

В настоящее время образование выдвигается на первое место среди факторов развития человечества. Роль знаний в экономическом развитии стран мира стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный - 20%, а человеческий капитал - 64%.

В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80% -90% национального богатства, а в России 70%. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, то есть применения знаний на практике. Экономическое процветание все более зависит от способности добывать новые знания и применять их в жизни.

На наш взгляд, особое внимание следует уделить экономическим функциям высшей образовательной системы. К ним можно отнести следующие:

1. Формирование и совершенствование производительных сил общества.
Производительные силы общества — это система субъективных (люди) и объективных (средства производства) факторов, необходимых для преобразования веществ природы в готовые продукты с целью удовлетворения человеческих потребностей. Характер отношений между человеком и искусственной средой отражается в соотношении и роли субъективных и объективных факторов в составе производительных сил той или иной эпохи, прежде всего человека и средств производства, составляющих технологический способ производства.

В развитии производительных сил выделяют три прогрессивные формы: естественные производительные силы, общественные производительные силы и всеобщие производительные силы.

Господство естественных производительных сил, лежащих в основе ручного технологического способа производства, соответствует периоду первобытнообщинного строя, когда человек взаимодействовал с естественной природой с целью добычи необходимого продукта, обеспечивающего минимальный набор средств существования.

В результате промышленной революции естественные производительные силы подчиняются общественным производительным силам, лежащим в основе машинного технологического способа производства, соответствующего индустриальному обществу, когда человек взаимодействовал с искусственной природой с целью обеспечения массового производства материальных благ.

Всеобщие производительные силы формируются на этапе становления  постиндустриального общества. К ним относятся результаты всеобщего труда, которые принадлежат всем и получены частично за счет кооперации современников, а частично за счет использования труда предшественников. Прежде всего, это результаты труда ученых, интеллектуальная информация, научные открытия, изобретения, которые при внедрении в практику и составляют основу научно-технической революции. В системе производительных сил на протяжении всего исторического развития приоритетное значение имеет субъективный фактор — люди, обладающие знаниями, профессиональными навыками, опытом, трудолюбием. Человек развивается в процессе производства: углубляются его знания, совершенствуются навыки, приобретается полезный опыт. Эти субъективные изменения затем объединяются в совершенствовании средств труда, прогрессе науки, техники, технологии и организации производства.

2. Обеспечение качества экономического роста.

Не вызывает сомнения тот факт, что экономический рост необходим как база для обеспечения качества жизни человека, однако без развития образования нельзя обеспечить прогресс экономический. В настоящее время в мире существует значительный разрыв между отдельными странами и регионами, как в темпах, так и в качестве экономического роста. В истории цивилизации еще не было примера, чтобы страна становилась богаче при одновременном оскудении образования, науки, культуры.

Как отмечает ректор МГУ В. Садовничий, в настоящее время распространена заведомо неверная властная установка, согласно которой образование станет богаче, когда богатым станет государство, когда его экономика окрепнет и разовьется. Мы согласны с данным автором, что такая трактовка справедлива для страны уже богатой, но ошибочна — для бедной, какой сейчас является Россия. Ошибочность же толкования заключается в том, что сознательно поменяли местами причину и следствие.

3. Обеспечение непрерывности процесса экономического развития и возможности его ускорения. В традиционном экономическом обществе большинство людей движимо утилитарными мотивами и стимулами, базирующимися на необходимости удовлетворения материальных потребностей. Значение этой констатации трудно переоценить. Благодаря именно такому характеру мотивации успешно функционировали производственные системы, поддерживалось равновесие между социальными классами и группами, обеспечивался возрастающий хозяйственный динамизм.

4. Адаптации человека к изменяющемуся экономическому и технологическому пространству.

Увеличение продолжительности жизни в целом по всему миру до 65 лет порождает необходимость обучения на протяжении всей жизни в связи с тем, что за такой временной отрезок происходит заметное изменение предметной сферы жизнедеятельности человека.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что основными функциями
высшего образования в современном мире являются:

1)      воспроизводство человеческого потенциала национальной экономики;

2)      создание информационной базы для развития человеческого потенциала, обеспечение этого развития и на этой основе — ускорение социально-экономического развития общества и личностного развития индивидуума;

3)      создание условий и предпосылок для развития творчества в расширенном понимании (социальное, интеллектуальное, техническое, культурное и т.п.) как основы перехода к постиндустриальному обществу.

Соответственно образовательные потребности общества формируют перечисленные функции, координируя последовательность и взаимодействие этапов их удовлетворения с учетом сбалансированности стратегических целей социально-экономического развития общества, текущих социально-экономических и политических задач общества и личностных устремлений индивидуума.

 

Сайт управляется системой uCoz