УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ

ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

 

Аликаева М.В., Кучукова З.Т, Солодовникова О.С.(КБГУ, г. Нальчик, РФ)

 

In the article role of anticrisis management in removing regional economy from crisis is shown: basic making anticrisis management, including preventing management, purpose of anticrisis management; features диверсификации; stages of achievement of the purposes of investment within the framework of procedures превентивного of management.

 

В настоящее время интеграционные процессы, как в российской, так и в региональной экономике осуществляются лишь в узком спектре областей, таких как: экспортно-ориентированные производства с конкурентоспособной продукцией; новые высокоэффективные производства по выпуску продукции, пользующейся повышенным и устойчивым спросом; сфера снабжения и сбыта – осуществление функций синдикатов в сочетании с параллельным объединением других инфраструктурных подразделений и финансовых ресурсов участников

Через крупные интегрированные структуры государству легче проводить специальную экономическую политику, защищать внутренний рынок от конкуренции со стороны иностранных фирм, регулировать в разумных рамках конкуренцию внутри страны на базе снижающихся издержек и роста капиталовложений.

Поэтому важное значение приобретает формирование межотраслевых корпораций, позволяющих российской экономике на равных конкурировать с мировыми ТНК. При формировании такого рода корпораций предприятия, входящие в их состав, располагаются на территории различных регионов. Взаимодействие региональных администраций и руководства корпораций (при их независимости друг от друга и федеральных властей) позволит рационально разместить существующие производства, что приведет к созданию условий для общеэкономического роста. Необходимо отметить, что хозяйственные контакты из вертикальной плоскости (регионы – центр; предприятия – министерства) будут переводиться в горизонтальную. Последнее позволит решать хозяйственные проблемы путем переговоров представителей территорий и корпораций, а в сложных случаях роль арбитра возьмут на себя федеральные власти. Таким образом будет создан элемент конкуренции (как между корпорациями, так и между регионами страны), который сможет определять многие структурные сдвиги в экономике.

Создание межотраслевых корпораций позволит решить одновременно целый ряд актуальных проблем: повысить управляемость экономики, стимулировать инвестиционную активность, увеличить экспортный потенциал России и т.д. В развитии с такой интеграции большое значение будет иметь расширение участия банков в акционерном капитале промышленности, то есть создание финансово-промышленных корпораций.

Таким образом, в реальном секторе появится недостающее на сегодняшний день среднее звено управления. Не менее важным является и то, что новые корпорации станут носителями новой идеологии реформ на территории страны, способствуя ее интеграции.

Развитие региональной экономики протекает в условиях глубочайшего кризиса всей экономической системы. Поэтому для выведения ее из кризиса необходимо, чтобы экономическая политика строилась в рамках антикризисного управления. Под антикризисным управлением понимается управление ходом текущего кризиса, либо управление с целью устранения последствий случившегося ранее кризиса[1]. В таких условиях реализация комплекса управленческих мер, имеющих, тактический характер является очевидной. Однако эти условия жестко ограничиваются промежутками времени между моментом принятия решения, моментом его реализации и проявлением отклика управляемой системы, поскольку само управление кризисом по определению предполагает использование наиболее активных, действенных, дающих наиболее быструю отдачу методов. Такой подход объективно предопределяет использование оперативных приемов (экспресс-методов) анализа для формирования исходной информативной базы принятия подобных решений.

Основными составляющими термина «антикризисное управление» являются 1) управление текущим кризисом и 2) управление его последствиями. Но существует и третья составляющая – превентивное антикризисное управление, под которым понимается способность прогнозировать причины и момент наступления кризиса, а в случае объективной невозможности избежать вхождения в кризисный период принять необходимые меры (разработать и реализовать комплекс управленческих действий), направленные в краткосрочном периоде на снижение потерь в отраслях экономики, в долгосрочном – на упразднении неэффективных и обновлении потенциала наиболее приоритетных отраслей.

Используемая в настоящее время политика антикризисного управления недостаточно использует элементы превентивного антикризисного управления. Его преимущество заключается в наличии более продолжительных, промежутков времени между моментами принятия, реализации и проявления соответствующих решений в управляемой системе. Поэтому, необходимо отметить, что превентивное антикризисное управление должно рассматриваться не только как эффективный инструмент преодоления кризиса, но и как инструмент квалифицированного стратегического управления. Положительным моментом в пользу такого подхода является то, что резкое увеличение количества факторов, влияющих на положение отрасли, и усложнение характера их взаимодействия значительно сокращают промежутки времени стабильного развития отрасли. Однако, при этом важным инструментом обеспечения динамичного и устойчивого развития любой отрасли является развитие инвестиционных процессов. Поэтому весьма актуальной становится задача разработки методологического аппарата органической связи целей инвестиционной политики и антикризисного управления. Основой такой связи должна стать разработка техники прогнозирования и анализа, которая могла бы использоваться и в инвестировании и в антикризисном управлении. Основу такой техники должна составлять достаточно развитая и понятная всем управленцам общая концепция анализа для целей инвестирования, которая, после соответствующей модификации могла быть использована для определения задач антикризисного управления.         

Целью инвестиционной политики в рамках антикризисного управления должны стать ресурсная достаточность и оптимальная (наименее затратная) и предельно гибкая структура ресурсов. Достижение этой цели возможно с использованием диверсификации.

Наиболее точно генеральную цель инвестирования в рамках процедур антикризисного (и, прежде всего, превентивного) управления можно определить, как обеспечение прогнозируемого, эволюционного, долгосрочного развития отраслей региональной экономики в качестве цели поддержки на основе[2]:

1.    Выбора наиболее эффективных и перспективных отраслей в зависимости от фазы протекания кризиса. Переход к практике сокращения средневзвешенного инвестиционного периода по мере приближения к пику кризиса и переход к практике увеличения инвестиционного периода по мере удаления от него.

2. Выявления и отсечения взаимоисключающих инвестиционных направлений.

3. Выбора направлений долгосрочного, реального инвестирования как: во-первых, возможных направлений в рамках диверсификации деятельности отрасли; во-вторых, следствия стремления к максимизации прибыли.

4. Выбора инструментов для финансового инвестирования.

5. Формирования внутренне сбалансированного инвестиционного портфеля, который существовал бы на основе предельно возможного применения внутрипортфельного самофинансирования с учетом реальных возможностей притока внешних (по отношению к портфелю) средств. Доходные потоки от инвестиций в первую очередь направляются на поддержание направлений, обеспечивающих достижение максимальной прибыли.

6. Формирования инвестиционных портфелей финансовых инструментов таким образом, чтобы обеспечить генерацию внутри портфельных защитных конгломератов при стремлении к максимально возможному сокращению трансакционных издержек дополнительных финансовых операций.

7. Обеспечения: 1) максимально возможного уровня диверсификации инвестиционного портфеля с приоритетом в пользу направлений инструментов-субститутов и 2) стремления к минимизации суммарных собственных рисков инвестиционного портфеля.

8. Вовлечения новых заинтересованных групп, в процедуры финансирования инвестиционной деятельности.

9. Обеспечения приоритетного направления внешних ресурсов в инвестиционные направления, обладающие более высокой внутренней нормой доходности по сравнению с нормой платежей за пользование ресурсами с учетом необходимости соблюдения сроков возврата ресурсов.

10. Переход к политике долгосрочного инвестирования при использовании финансовых инструментов, если направление бизнеса прибыльно и связано с низким риском, а имеющегося объема ресурсов управляемой системе недостаточно для перехода к данному направлению бизнеса.

Основываясь на принципе продолжения развития организации как конечной цели антикризисного управления, можно привести оценку Жан-Жака Ламбена, который отмечает, что в центре любой стратегии развития лежат цели расширения, диверсификации и инновации[3].

Задача диверсификации должна быть разделена на два самостоятельных направления: 1) оценка пригодности частных традиционных направлений деятель-ности для включения в портфель антикризисных мероприятий и 2) оценка пригодности частных нетрадиционных направлений деятельности для включения в портфель антикризисных мероприятий.

На наш взгляд, диверсификация деятельности предприятий представляет собой одну из форм концентрации собственного или заемного капитала в целях выполнения новых видов деятельности и проникновения на новые рынки работ (услуг, изделий, товаров), которые предприятие ранее не смогло бы осуществлять из-за отсутствия одного или нескольких необходимых компонентов (лицензий, основных средств, квалификационной рабочей силы и нематериальных активов и т.д.).

Диверсификация может быть естественной, либо вынужденной. Естественная представляет собой заранее запланированный бизнес-планом процесс расширения сферы деятельности предприятия или его перепрофилирование в целях увеличения нормы или массы прибыли.

Вынужденная – одна из форм избежания несостоятельности предприятия; сохранения экономического потенциала предприятия и прежде всего, квалифицированных работников; создания прежнего уровня занятости населения в небольших городах и населенных пунктах. При проведении вынужденной диверсификации важная роль отводится своевременной диагностике (предупреждению) несостоятельности предприятий. Проекты по осуществлению вынужденной диверсификации рекомендуется классифицировать на две группы:

Первая группа – диверсификационные проекты, не требующие значительных инвестиций. На их осуществление достаточно собственных средств (на проведение маркетинговых исследований и получение лицензий, приобретение инструмента, производственного инвентаря, приборов и т.п.). Сроки осуществления данных проектов от одного до трех месяцев.

Вторая группа – диверсификационные проекты, требующие значительных инвестиций, как правило, заемных. Для осуществления проектов необходимо, не только провести комплекс маркетинга, получить лицензии, приобрести инструмент и т.д., но и приобрести специальную технику, ноу-хау, переобучить производственный персонал и т.п. Сроки реализации свыше 3 месяцев.

Для включения в портфель антикризисных мероприятий частных нетрадиционных направлений деятельности необходимо правильно выбрать тип диверсификации, учитывая стадию развития предприятия либо направление деятельности, а также особенности различных видов диверсификации (табл. 1).

 

Таблица 1 – Особенности диверсификации

Виды диверсификации

Содержание

Достоинства

Недостатки

Реальная

Производство значительного количества модификаций одной и той продукции

Расширение ассортимента продукции; удовлетворение требований конкретных потребителей

Удорожание товаров, рост затрат

Мнимая

Качественные характеристики товаров неизменны, меняется только дизайн, упаковка, внешний вид

Удовлетворение интересов конкретных потребителей; нет необходимости в дополнительном производстве новых видов товаров; тесная связь с существующим производством

Удорожание товаров, рост затрат, создание иллюзии новизны

Концентрическая (центрированная)

Переход к новым видам деятельности, дополняющим существующие в технологическом или коммерческом плане

Соприкосновение в условиях производства и реализации новой и основной продукции.

Рост затрат

Конгломеративная (чистая)

Переход к новым видам деятельности, не связанным с традиционно существующими в технологическом и коммерческом плане

Максимальная концентрация усилий и средств на самом стабильном и перспективном направлении, уход от устаревших технологий

Рост затрат, увеличение степени риска, освоение нового рынка

Горизонтальная

Поиск новых возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии отличной от используемой. Новый продукт должен быть сопутствующим или связанным с основным

Ориентация на один тип потребителя

Рост затрат, разработка новых технологий

Любые диверсификационные решения не могут быть быстро реализованы. Поэтому в зависимости от глубины преобразования структуры деятельности их практическое применение может последовательно протекать через инновационную и инвестиционную стадии.

Таким образом, повысить управляемость региональной экономики, невозможно без учета антикризисных мероприятий, которые позволят остановить нарастание кризиса, затормозить рост цен, восстановить нормальное функционирование рыночных механизмов, стабилизировать положение в банковской системе, защитить большинство населения страны от последствий хаотической девальвации и инфляционного скачка.



[1] Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1994. – 525 с.

[2] Кирсанов К.А., Малявина А.В., Попов С.А. инвестиции и антикризисное управление. – М.: МАЭП;

ИИК Калита, 2000. – 184 с.

[3] Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: Пер. с фр. – СПб.: Наука,  1996. – 589 с.

 

Сайт управляется системой uCoz