ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ  И КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ СЕТЕВОМ ПРИНЦИПЕ МЕЖФИРМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Альхимович И.Н. (Поморский государственный педагогический университет, Коряжемский филиал, Архангельская область, г. Коряжма, РФ)

 

The article has information about cooperation between small and large enterprisers. This cooperation is based on using of network fundamental.

There are some facts from experience of countries which use network fundamental and a few  other  exemplas from Russian.

 

Крупное производство как любой объект  системного анализа предполагает  наличие внешней и внутренней среды. Внешняя среда последние годы претерпела существенные изменения. В западной литературе фиксируются следующие направления этих изменений: а) обострение конкуренции в глобальном масштабе в результате развития транспорта, информатики и средств коммуникаций, б) повышение степени неопределенности внешней среды вследствие существенного замедления темпов роста во всех индустриально развитых странах, в) усиление тенденции к фрагментации рынков по причине дифференциации потребительского спроса. Отмечается, что происходящие внешние изменения не могли вызвать соответствующей реакции корпораций, приспосабливающихся к новым условиям, и что глобализация конкуренции ведет к росту их специализации (т.е. сосредоточения усилий на основных сферах бизнеса). Неопределенность и фрагментация рынков заставляют компании усиливать гибкость хозяйствования и интенсифицировать поиск новых путей дифференциации выпускаемой продукции.

Противоречие между тенденцией к специализации, предполагающей концентрацию однородного производства и усилением дифференциации, т.е. расширением спектра производимых товаров, очевидно. Тем не менее, итоги  развития крупных хозяйственных структур за последние два десятилетия позволяют сделать вывод: формой разрешения вышеназванного противоречия становится гибкое (дифференцированное) массовое производство. Высокая эффективность последнего достигается на основе углубления специализации производства унифицированных и стандартизированных узлов и деталей, вследствие чего конструирование, создание и тиражирование новых образцов продукции уже не требует разработки соответствующего количества принципиально отличных друг от друга технико-технологических схем. В результате отмеченных технико-технологических процессов становится возможным перейти  к широкому использованию метода агрегирования и блочно-модульному способу производства, помогающим многократно задействовать ограниченное число узлов и деталей, обеспечить их низкую себестоимость, высокое качество и надежность в условиях крупносерийного и массового производства.

В развитии массового крупносерийного производства обнаружилась новая  закономерность – оно становится все более индивидуализированным; выпуск продукции может осуществляться небольшими партиями в соответствии с требованиями потребителей, например, автоиндустрия развитых стран. Гибкое массовое производство, будучи порождением глобальных сдвигов во внешней среде крупных предприятий, требует принципиально иной архитектоники внешних связей, адекватных его внутренней структуре. Если гибкая специализация является главным источником повышения эффективности современного крупного производства, то система его внешних  связей призвана обеспечить максимальную устойчивость корпоративного бизнеса. В качестве существенного элемента этой системы выступают предпринимательские сети, являющиеся особой формой организации совместной деятельности многих фирм по распределению и использованию разнообразных ресурсов.

Существуют различные виды предпринимательских сетей: профессиональные сети, объединяющие на неформальной основе специалистов, занимающихся разработкой схожих проблем «квазифирм», отличительной чертой которых является постоянство контрактов между одними и теми же фирмами (к примеру, в строительстве); сети мелких и средних фирм в традиционных отраслях промышленности, стратегические соглашения и партнерства (например, в сфере дорогостоящих научных разработок),  сетевые  формы кооперации между крупными и мелкими фирмами, наиболее существенные в контексте рассматриваемой темы. Предпринимательские сети, как специфическая форма межфирменного взаимодействия независимо от их конкретного вида, обладают рядом устойчивых признаков и сводились в три основные группы. Это, во-первых, особая совокупность организационно-управленческих взаимодействий. Во-вторых, особая совокупность организационно-управленческих  взаимодействий. В-третьих, комплекс преимуществ, обеспечиваемых сетями и делающих последние во многих случаях более привлекательными, чем другие формы взаимодействия. В первую очередь в указанную группу входят: особая атмосфера взаимного доверия, являющаяся необходимым условием стабильности сети и значительно облегчающая процедуры межфирменного взаимодействия; система взаимных обязательств (как закрепленных контрактами и договорами, так и неформальная, основанная на специфических для каждой данной сети нормах и стереотипах поведения); обстановка взаимной поддержки; взаимное согласие участников сети отказаться от преследования узкоэгоистических целей в ущерб интересам партнеров.

Что касается организационно-управленческого аспекта сетевых соглашений, то роль руководящего звена, как необходимого элемента любой структуры, здесь существенно отличается от роли руководящего органа иерархической организации. В сетевой модели руководящее звено выделяется в самом процессе взаимодействия всех структурных элементов. Выдвижение в лидеры происходит на основе консенсуса, причем ответственность распределяется между всеми звеньями (пусть и в неодинаковой мере). При сетевом принципе организации межфирменного взаимодействия централизованное управление  производственной деятельностью отсутствует. В тоже время фирма – лидер осуществляет здесь определенную координацию планов и текущей деятельности, а также организует обмен ключевым ресурсом – информацией. Таким образом, в рамках сети в определенной степени удается соединить два противоположных принципа – конкуренцию и кооперацию. Сеть остается достаточно гибкой для того, чтобы позволить фирмам – участникам свободно конкурировать между  собой за расширение своей доли в общем объеме продаж, привлекать в случае надобности новых членов со стороны, и в тоже время возникает возможность организовать, координировать деятельность всех входящих в соглашение компаний таким образом, чтобы повысить их общую конкурентоспособность по сравнению с «внешними», негруппированными фирмами.

Рассматривая сети как особую структуру, следует помнить о том, что в условиях сетевых соглашений границы между структурными элементами не являются столь жесткими при других формах взаимодействия. Ключевой элемент, объединяющий группу компаний в единую сеть, - совместное использование информации. Именно информационная инфрастуктура, информационные сети, появившиеся благодаря развитию новейших технологий, становится во многих случаях базой, на которой постепенно формируются индустриальные сети. К числу стратегических преимуществ сетевых соглашений относятся сокращение издержек, связанных с заключением сделок (и обусловленное в основном наличием факторов первой рассмотренной группы – особой атмосферы доверия), снижение производственных издержек на основе специализации и разделения труда, а также возможности для каждого члена сети концентрироваться на ключевых для него видах операций; расширение доступа к передовым технологиям и информации, а также совместное генерирование совокупностей; ускорение внедрения нововведений и выход на новые рынки; распределение риска между членами сети пропорционально их вкладу в общие усилия по поддержанию высокой эффективности сетевого соглашения. Из всего вышеизложенного следует ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Первый из них: формирование во многих сферах производства предпринимательских сетей – закономерный итог эволюции системы рыночного хозяйствования, обусловленный развитием научно-технического прогресса, появлением новой техники и технологий, облегчающих коммуникацию между  отдельными членами сети; ростом интегрированности экономической среды и доступности самых разнообразных ресурсов; глубокими изменениями социально-технологического климата в обществе (развитием предпринимательской культуры, повышением роли деловой этики, формированием отношений доверия и взаимных обязательств); неспособностью крупных организационных структур самостоятельно справиться с задачами оптимального распределения и использования ресурсов.

Рассматривая предпринимательские сети, не следует считать их какой-то идеальной моделью, приходящей на смену старым механизмам распределения ресурсов, прежним организационным формам. Создается новое качество рынка и организационных структур, качественная трансформация этих форм. Сети, формирование которых началось во многом спонтанно, стихийно все более превращаются в инструмент целенаправленной координации усилий участников процесса воспроизводства. А значит, возникает настоятельная необходимость, как в изучении теоретических принципов формирования и функционирования сетей, так и в выявлении совокупности соответствующих конкретных предпринимательских навыков.

Что касается главного в рассматриваемом контексте вопроса о сетевых формах кооперации между крупными и малыми фирмами, то следует констатировать: совокупность данных форм является особым сегментом в системе внешних связей крупных корпораций. Так, организационная структура экономики США включает две подсистемы, различающиеся по степени интеграции элементов: «атомистическую, образованную совокупностью независимых компаний мелкого бизнеса (индивидуальные партнерские фирмы и корпорации) и подсистему крупных многоотраслевых хозяйственных блоков, объединяющих в единое целое значительные части хозяйства. Эти блоки «паутиной» различных отношений связаны между собой – контрактные отношения, совместные проекты, переплетающиеся директораты, взаимное владение акциями, слияния, кредитные отношения и др. По некоторым оценкам около 3 / 4 американской экономики охвачены такими блоками и примерно 1 / 4 приходится на сферу мелкого бизнеса. В условия рыночных отношений основными формами интеграции крупных и мелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование и лизинг. Применение лизинга диктуется острейшим противоречием современной российской экономики, наличие значительного неиспользованного потенциала при острой нехватке оборудования в сфере малого предпринимательства. Данное обстоятельство и  дает основания говорить о необходимости широкого применения интеграционного лизинга, связывающего, к примеры, предприятия ВПК и мелких производителей. Содержанием перечисленных форм является интеграция, переплетение функциональных областей крупных и малых предприятий: производственных (субподряд), производственно-сбытовых (франчайзинг), инновационных (венчурное финансирование), производственно-финансовых (лизинг). Важно подчеркнуть, что все перечисленные формы соответствуют сущностным критериям поддержки малого предпринимательства, так как в результате их использования, во-первых, возрастает стабильность, предсказуемость внешней среды малого предприятия. Во-вторых, происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов. Важно, что значительная роль в становлении этих форм принадлежит подсистеме государственной поддержки малого предпринимательства, инфрастуктура которой – существенный фактор взаимодействия крупных и мелких субъектов хозяйствования.

 

Сайт управляется системой uCoz