СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

Айдинова А.Т., Черепухин Т.Ю. (СГАУ, г.Ставрополь, РФ)

 

The basis of the growth of the economic competability and passing ahead development of Stavropolsky region is a correctly drawn and economically based strategy of social-economic development.

 

В условиях, многократного усиления конкуренции территорий за привлечение экономических ресурсов и факторов производства и очевидном росте конкуренции в перспективе, принципиально важным обстоятельством является точное определение векторов региональной политики Ставропольского края, с тем, чтобы адекватно встроиться в систему межрегиональных и международных отношений.

В основе Стратегии заложена задача – развития человеческого потенциала, которая ставит человека в центр общественного прогресса и рассматривает экономический рост как средство реализации намеченной цели. Развитие человеческого потенциала есть расширение возможностей каждого жителя края, а конкретно – повышение профессиональной компетентности и мобильности, формирование инновационной культуры и продуктивной ментальности, развитие способностей к конструктивной самоорганизации и эффективной самореализации.

Основой роста конкурентоспособности экономики и опережающего долгосрочного развития Ставропольского края является ориентация на ведущий инновационный ресурс современного общества - человеческий потенциал, когда производство рассматривается уже не как конечная цель, а как средство повышения жизненного уровня людей. Это определяет необходимость формирования принципиально новой социальной политики – политики социального развития, главным приоритетом которой должен стать человек.

В условиях создания национальной инновационной системы необходимо понимание стимулирования опережающих вложений в человеческий капитал, основополагающим условием которого является доверительное партнерство и диалог между государственными органами, бизнесом и  гражданским обществом.

Политика социального развития базируется на реализации следующих принципов.

В области управления региональной социальной политикой:

Ø экономическое развитие Ставропольского края является производной от эффективности социального, духовного развития отдельной личности, взаимодействия государственной власти и институтов гражданского общества;

Ø человеческий потенциал – это главный ориентир развития общества, любых преобразований, проводимых в крае;

Ø социальная политика в регионе, направленная на развитие человеческого потенциала, рассматривается как долгосрочная перспектива, не ограниченная временными рамками;

  В области развития возможностей самореализации личности:

Ø максимальной автономности человека, расширения возможностей личности в решении жизненных проблем и проблем общества в целом;

Ø активизации человеческого потенциала, формирования у граждан установки на социальную активность и мобильность;

Ø альтернативных возможностей, предоставляемых гражданам в сферах профессиональной деятельности, образования, здравоохранения, культуры.

Экономика Ставропольского края объективно имеет несколько направлений хозяйственной специализации и в значительной степени диверсифицирована. Более того, конкурентные преимущества территории не позволяют однозначно определить приоритет, лидерство за каким-то одним сектором экономики, направлением развития или одной отраслью. Поэтому стратегические направления развития экономики будут опираться на систему выявления и формирования территориальных и отраслевых кластеров и определения их текущей и потенциальной конкурентоспособности, на уровне конкретных проектных решений на основе общего стратегического замысла, увязанного со стратегиями социально-экономического развития муниципальных образований.

Ставропольский край – житница Российской Федерации. Уникальные природно-климатические условия, наличие плодородных земель, богатый опыт и производственный потенциал предопределяют необходимость дальнейшего наращивания производства широкого ассортимента высококачественной конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.   Оплотом экономики края станет модернизированный агропромышленный комплекс мирового уровня производительности труда и доходности с развитой товаропроводящей системой.  Аграрный сектор  края  займет ведущие позиции по семеноводству  и селекционно-племенной работе, производству экологически чистой продукции, освоению ресурсосберегающих технологий, сохранению почвенного плодородия. Более 2/3 выращиваемой в крае сельскохозяйственной продукции будет перерабатываться в готовые высококачественные продукты по современным технологиям. Продуктовые бренды Ставрополья приобретут не только общероссийскую, но и мировую известность.

Ставропольский край – всероссийская здравница. Край позиционируется как территория здоровья, отдыха и бизнес - коммуникаций. Жемчужина Ставрополья – Кавказские Минеральные Воды – должна стать международным брендом, эталоном качества в сфере лечебно-санаторных услуг. Развитие новых рекреационных зон  и транспортных коммуникаций на территории края позволят усилить сформировавшийся современный мощный  туристко-рекреационный  кластер.

Ставропольский край – территория инновационных технологий. Дальнейшее укрепление фундамента инновационного потенциала – научной базы научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, конструкторских бюро позволит привлечь к развитию инновационной инфраструктуры ученых, специалистов, техническую интеллигенцию, имеющих высокий творческий потенциал, в том числе и из-за пределов Ставропольского края. Создание комплекса «образование – наука – инновации» обеспечит край квалифицированными трудовыми ресурсами, поддержит и разовьет высокий уровень инновационной активности в промышленности и сельском хозяйстве.

Стратегия экономического развития Ставропольского края базируется на реализации  следующих принципов.

В области региональной экономической политики:

Ø создание новой конкурентоспособной экономики;

Ø поддержка переориентации  малого и среднего бизнеса на промышленность и строительство в условиях доминирования торговых сетей;

В области управления развитием территорий:

Ø движение к «экономическому суверенитету» муниципальных образований, достижение баланса между объемом полномочий и возможностью их осуществления за счет максимального использования собственных ресурсов;

Ø использование инструментов стимулирования органов исполнительной власти  и местного самоуправления с целью активизации местных инициатив, повышения ответственности за  уровень экономического развития соответствующей территории;

Ø увязка регионального стратегического планирования со стратегиями муниципальных образований на основе общей методологии.

В области инновационной политики:

Ø стимулирование смены технологического уклада в промышленном производстве;

Ø приоритетная поддержка проектов, основанных на инновационных технологиях, в том числе с помощью инструментов  государственно-частного партнерства;

В области инвестиционной политики:

Ø создание благоприятных условий для привлечения на территорию края прямых стратегических инвесторов;

Ø развитие эффективной инвестиционной инфраструктуры, формирование региональной инвестпроводящей сети;

Прогнозная оценка достижений стратегических целей экономики Ставропольского края представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Показатели оценки достижения стратегических целей  экономики Ставропольского края

№ п/п

Наименование показателя

Значение показателя

2008 г.

2012 г.

2015 г.

2020 г.

I. Новое качество жизни

1.

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

69,5

70,0

72,0

75,0

2.

Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения)

11,5

12,5

13,5

15,0

3.

Темп роста числа мест в детских дошкольных учреждениях, процентов

99,4

112,0

123,2

141,6

4.

Снижение смертности населения в трудоспособном возрасте по отношению к уровню 2008 года, процентов

100,0

91,0

83,0

75,0

5.

Реальные доходы населения по отношению к уровню 2008 года, процентов

100,0

115,0

130,0

160,0

6.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, процентов (не более)

18,7

16,5

15,5

13,0

7.

Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий и прожиточного минимума пенсионера, раз

1,12

1,85

2,1

3,0

8.

Уровень безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год, процентов

7,8

7,5

6,5

5,0

9.

Удельный вес учащихся, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене, процентов

80,0

85,0

90,0

100,0

10.

Доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, процентов

12,9

15,0

18,0

24,0

11.

Уровень обеспеченности спортивными залами, тыс. кв. м на 10 тыс. населения

1,1

1,2

1,3

1,5

12.

Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями, тыс. кв. м на 10 тыс. населения

10,4

12,0

15,0

20,0

13.

Обеспеченность плавательными бассейнами, кв. м зеркала воды на 10 тыс. населения

44,6

50,0

52,0

60,0

14.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя  кв. м.

20,9

22,5

25,0

30,0

15.

Темпы роста, в процентах к 2008 году:

 

 

 

 

 

розничного товарооборота;

111,5

124,0

165,0

180,0

 

оборота общественного питания

117,9

120,0

157,0

200,0

16.

Обеспеченность бытовыми услугами, рабочих мест на 1000 жителей:

 

 

 

 

 

в сельской местности;

5

6

8

10

 

в городе

10

10

10

10

17.

Уровень газификации населенных пунктов, процентов

94,6

96,7

98,6

100,0

18.

Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, процентов

90,4

92,0

95,0

100,0

19.

Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, процентов

25,5

17,5

12,0

5,0

20.

Доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии, процентов

11,8

9,5

7,5

5,0

21.

Уровень износа коммунальной инфраструктуры, процентов

70,0

60,0

45,0

30,0

22.

Количество зарегистрированных преступлений, единиц

41 735

35 000

27 000

20 000

23.

Число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, единиц

1 727

1 200

700

200

II. Динамичная инновационная экономика

1.

Рост валового регионального продукта (в сопоставимых ценах), процентов (не менее)

109,9

114,6

140,0

200,0

2.

Валовой региональный продукт на душу населения, руб.

114 162

190 200

230 000

300 000

3.

Доля обрабатывающей промышленности в ВРП, процентов

14,0

15,8

16,7

20,0

4.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, процентов

110,2

146,5

208,5

375,0

5.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство, в процентах от предыдущего года

122,3

112,5

114,0

115,0

6.

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций промышленного производства, %

 

6,8

 

17,0

 

31,0

 

47,0

7.

Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни, процентов

94,1

95,5

97,0

100,0

6.

Рост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), процентов

115,7

120,3

135,8

151,7

8.

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю, процентов (не более)

116,3

116,3

114,0

110,0

9.

Доля продукции малых предприятий в ВРП, процентов (не менее)

15,9

30,0

40,0

60,0

 

Сайт управляется системой uCoz