ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ДЛЯ  ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Зенкина И.В. (РГЭУ «РИНХ», г. Ростов-на-Дону, РФ)

 

The article considers the urgency of strategic management efficiency growth formation under the conditions of current business aimed at strategy. It is well founded by the author that practical aspect of this problem is directly connected with the creation of formalized monitoring diagnostics and basic performance indicators estimation system. The author formulates and substantiates the idea of construction principles system of economic entity indicator system within the strategic management framework.

 

В современных условиях долгосрочное развитие и достижение стратегической финансовой устойчивости компании требуют грамотного стратегического управления. Стратегия становится важной как никогда вне зависимости от сферы и масштабов бизнеса фирмы. Наличие стратегии компании характеризует понимание ее топ-менеджментом направления, интенсивности, главной цели развития организации, ресурсов, необходимых для ее достижения, а также проблем и ограничений, требующих преодоления.

Сделать стратегическое управление по-настоящему действенным и эффективным для многих экономических субъектов на сегодняшний день – важнейшая задача, практическое решение которой, по мнению автора, непосредственно связано с созданием формализованной системы мониторинга, диагностики и оценки основных показателей деятельности, позволяющей на базе этой информации влиять на реализацию корпоративной стратегии, управлять результатами на основе ключевых индикаторов. Это обусловливает необходимость качественной организации информационно-аналитического обеспечения управления компании, разработки и применения адекватной специфике организации и уровню решаемых задач системы показателей.

Исходным моментом для построения системы индикаторов организации в контуре ее стратегического развития является то, что с помощью показателей, с одной стороны, формулируются цели компании (целевые показатели), а с другой стороны, анализируется их реализация (оценочные показатели).

Стратегические цели (objectives) – конкретные параметры деятельности организации, достижение которых за определенный долгосрочный промежуток времени признано реальным и необходимым собственниками и топ-менеджментом организации.

Цели определяют основное направление  развития организации и декомпозируются от общекорпоративных ориентиров до задач, распределяемых между сотрудниками компании, конкретных нормативов и действий.

Установление целевых показателей  дополняется  идентификацией критических факторов успеха (critical success factors, CSFs), то есть лимитированного перечня областей, успех в каждой из которых обеспечивает большую часть успеха бизнеса. Критические факторы успеха характеризуют процессы, приводящие к достижению компанией соответствующей стратегической цели.

В свою очередь, в оценочных показателях отражаются и обобщаются результаты действий, предпринятых для реализации поставленных целей.

Ввиду сложности бизнес-процессов и многогранности деятельности современного экономического субъекта очевидно, что цель компании не может быть выражена одним универсальным показателем. Стратегические цели и соответствующие показатели взаимосвязаны и предполагают системный подход к оценке. Система индикаторов всегда более значима по сравнению с отдельными показателями или некоторым их набором. Совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она ни была, без учета их взаимосвязи и соподчиненности не может дать полного представления о состоянии и потенциале развития экономического субъекта. В силу этого необходимо,  чтобы конкретные данные о различных сторонах деятельности организации были органично увязаны между собой   в единой системе индикаторов.

Показатели деятельности позволяют количественно интерпретировать стратегические цели компании, обеспечить мониторинг реализации поставленных целей, обоснованно распределять ресурсы, делегировать ответственность и создавать эффективную систему мотивации.

При этом для наиболее полной реализации потенциальных возможностей системы показателей организации она должна соответствовать необходимым требованиям. Основными принципами построения системы показателей стратегического анализа и управления, по мнению автора, являются следующие.

1.          Необходимая широта охвата показателями системы всех сфер стратегического управления и сторон деятельности организации.

2.          Взаимосвязь показателей системы. Это требование предусматривает наличие содержательной, внутренней взаимосвязи компонентов системы. Для того, чтобы признать совокупность показателей системой, она должна иметь организующее начало, то есть нечто общее, объединяющее показатели. В стратегическом управлении эту функцию выполняет стратегия компании.

3.          Показатели должны характеризовать стратегические цели, ключевые факторы успеха и конкретные действия.

4.          Показатели должны быть измеримы и чувствительны к изменению состояния характеризуемых целей, факторов, действий.

5.          Обозримость системы показателей предполагает формирование лаконичного набора существенных показателей, оптимального для данного экономического субъекта и охватывающего важнейшие параметры его деятельности. Считается, что количество ключевых индикаторов не должно превышать двух-трех десятков, что дает возможность контролировать их взаимосвязи.

6.          Показатели должны иметь четкую методику расчета, а также понятную процедуру интерпретации и оценки.

7.          Система показателей должна включать индикаторы внешней бизнес-среды и внутреннего экономического потенциала компании.

8.          В системе показателей должны сочетаться финансовые и нефинансовые индикаторы.

9.     Система показателей должна быть основана на сочетании целевых значений и показателей эффективности. Целевые значения представляют собой желаемые численные показатели деятельности, а также сроки, к которым эти значения должны быть достигнуты. Показатели эффективности используются для мониторинга достижения поставленных целей и характеризуют соотношение целевых значений и фактических результатов.

10.     Возможность декомпозиции показателей по сегментам бизнеса, подразделениям, центрам ответственности.

11.     Сбалансированность показателей.

12.     Приоритетное значение одного из целевых индикаторов. Это важно ввиду взаимосвязи и противоречия отдельных стратегических целей и возможного конфликта отражающих их показателей.

13.     Система показателей должна включать предупреждающие индикаторы и исторические показатели. Предупреждающие индикаторы характеризуют состояние и результаты деятельности организации в будущем, позволяют руководству предпринимать превентивные меры по предотвращению потенциальных проблем, укреплению позиций и развитию позитивных тенденций. К историческим индикаторам относятся показатели совершенных в предшествующих периодах времени хозяйственных операций. Эти показатели необходимы для ретроспективной оценки деятельности компании.

14.     Система показателей должна обеспечивать адекватность информационно-аналитического обеспечения стратегического управления  реальной  ситуации. Данные, используемые для определения показателей, должны быть достоверными и нейтральными по отношению к отдельным категориям пользователей.

15.     Индикаторы системы должны иметь неформальный характер, то есть обеспечивать возможность оценки текущего состояния компании и перспектив ее развития, выступать основой обоснования стратегических управленческих решений. При этом диагностика системы показателей экономического субъекта  должна проводиться на регулярной основе.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что разработка системы показателей экономического субъекта  должна основываться на положениях фундаментальных концепций управления, но при этом сохранять креативный, творческий характер, учитывать особенности функционирования каждой конкретной компании.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz