ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

Зайцева А.Е. (ОмЭИ, г. Омск, РФ)

 

Usage of different methods of control in process of company's management allows to create an effective system of administrative decision taking. This system helps to reduce costs and time spent to creation, taking and realization of administrative decisions. It all helps to rise quality and stability of company's development.

 

В современных рыночных условиях эффективное функционирование любого предприятия во многом зависит от использования систем и методов управления, способствующих современному достижению стратегических целей управления, предопределяющих стабильный успех в будущем.

Многочисленные эксперименты многих организаций в области структур, систем, стратегий и размещения ресурсов привели к формированию нового типа системного мышления управляющих, представляющего собой интеграцию научных концепций и хозяйственной практики.

Эта система получила название «контроллинг». Под контроллингом понимают частную функцию в рамках руководства предприятием и поддержку управления предприятием благодаря информации [1]. Это включает в себя процесс обработки данных (сбор, подготовка, переадресация производственной информации), планирование, ориентированное на общую цель, а также контроль достижения цели и производные управленческие мероприятия.

Другое определение подразумевает в контроллинге сбор информации и использование информации при планировании, финансировании, создании отчетов, оценке и консультировании. Контроллинг - это овладение ситуацией, управление и регулирование процессов [4].

В статье А.А.Кораблевой [5, с. 155] приведена таблица, которая «ставит точки» над вопросами разграничения функций и концепций контроллинга (табл.1).

«Выйти» на определение контроллинга можно из его функций, которые зависят от целей предприятия, и во многом от его насущных проблем. Часто говорят, что цель контроллинга – производная от целей предприятия [5, с 155], однако цели и задачи, устанавливаемые для системы контроллинга, можно считать вполне традиционными для менеджмента.

Пользователи контроллинга на предприятиях в основном подразумевают под ним то, что нужно исключительно им самим для решения конкретных задач. Поэтому существует мнение, что контроллинг – это набор инструментов.

Когда в экономической литературе заходит речь об инструментах контроллинга, их традиционно разбивают на инструменты оперативного и стратегического уровня [2, 3], главная цель которых совпадает и заключается в повышении качества принимаемых решений [6, с. 27]. В таблице 2 представлены основные характеристики стратегического и оперативного контроллинга.

 

Таблица 1 – Основные положения концепций контроллинга

 

Концепции контроллинга

Управленческий учёт

Информационная система

Координация

Планирование и контроль

Общеуправленческая система

Координация процесса принятия решений

80-е годы

Конец 80-х годов

90-е годы

Начало 90-х годов

Конец 90-х годов

2000-е годы

Контроллинг - это

Система управления затратами при информационном обеспечении

Сбор информации и её использование при планировании, финансировании, создании отчётов, консультировании

Новая функция менеджмента, обеспечивающая планирование, учёт и управление по обратной связи

Планирование и контроль

Метасистема управления

Метафункция, обеспечивающая управление координацией принятия решений

Основные функции контроллинга

Создание методов и инструментов для организации управленческого учёта

Информационное обеспечение менеджмента

Координирование различных процессов системы менеджмента для достижения определённой цели

Бюджетирован-ие, стратегическое и оперативное планирование

Планирование, бюджетирование, анализ отклонений, использование методологии ССА (системный структурный анализ) и CASE-технологий для описания бизнес-процессов

Рефлексия управленческих решений с целью их формализации

Информационная база

Данные бухгалтерского учёта

Данные всех функциональных областей

Данные управления по отклонениям

Данные планово-контрольных отчётов на базе внутреннего производственного учёта

Система знаний для СППР (система поддержки принятия решений)

Система управления знаниями

Авторы и составители

Дайле А.,

Манн Р.,

Майер Э,

Скоун Т.,

Фольмут Х.,

Глущенко В.В.,

Глущенко И.И.

И др.

Рейхман Т.,

Прайсслер П.,

Шеффер У.,

Броггемейер М.,

Берр Х. и др.

Кюппер Х.-Ю.,

Шмидт А.,

Вебер Й.,

Ценд А.,

Рор У.,

Долгов С. И др.

Хан Д.,

Хорват П.,

Шнайдер Д.,

Ивашкевич В.Б.,

Градов А.П.,

Кузин Б.И.,

Федотов А.А.,

Ващенко Ю.В. и др.

Штайнманн Х.,

Шрайогг И.,

Съюрц И.,

Ньюман В.,

Рассел К.А.,

Ананьина Е.А.,

Данилочкин С.В.,

Данилочкина Н.Г.,

Карминский А.М.,

Примак А.Г., Фалько С.Г.,

Левин Л.Ф.,

Малышева Л.А. и др.

Пич Г.,

Шерм Э.,

Штайнманн Х.,

Кустерман В.,

Ортман Г.,

Сидоу Д.,

Винделер А.,

Гидденс А.,

Беккер А. и др.

 

Цель стратегического контроллинга – обеспечение конкурентоспособности организации и «отслеживание» её движения к намеченной стратегической цели и функционирования и развития за счёт наилучшего управления организацией.

 

Таблица 2 – Характеристика стратегического и оперативного контроллинга

Признак

Контроллинг

стратегический

оперативный

Ориентация

Внешняя и внутренняя среда организации

Экономическая эффективность управления и рентабельность фирмы

Цель

Обеспечение выживаемости и конкурентоспособности. Проведение антикризисной политики.

Обеспечение прибыльности и ликвидности фирмы.

Уровень управления

Стратегический

Тактический и оперативный

Главные

задачи

1) Участие в установлении количественных и качественных целей организации на долгосрочный период.

1) Руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование)

 

2) Ответственность за стратегическое планирование

2) Определение слабых мест для тактического управления

3) Определение сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей в организации.

3) Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений

4) Определение критериев и показателей оценки эффективности управления организацией в соответствии с установленными стратегическими целями

4) Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов

5) Оценка повышения конкурентоспособности за счёт эффективного управления организации

5) Мотивация и создание информационных систем для принятия текущих управленческих решений

6) Анализ долгосрочных резервов повышения социальной и экономической эффективности организации

6) Анализ краткосрочных резервов социальной и экономической эффективности управления организацией

Цель оперативного контроллинга – координация системы управления для достижения текущих целей организации, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения «затраты на управление организацией – прибыль».

Использование методологии стратегического и оперативного контроллинга в качестве инструмента поддержки деятельности менеджеров организаций может существенно повысить эффективность функционирования системы управления предприятием.

Таким образом, контроллинг представляет собой систему поддержки управления в тех областях, в которых это необходимо предприятию, и поэтому соотношение составляющих элементов контроллинга – планирование, учёт, контроль, анализ – в каждом случае различно. В основе выбора концепции контроллинга лежит цель предприятия, его проблемы (задачи), а также возможности (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1 – Элементы системы контроллинга на предприятиях

 

Этот блок равнозначных по важности составляющих позволяет принять решение по поводу набора функций контроллинга. Инструменты оперативного и стратегического уровня обычно разбиваются на соответствующие группы, но некоторые из них используются на обеих уровнях контроллинга.

Многие исследователи полагают, что институционализация службы контроллинга эффективна и целесообразна только в очень крупных организациях, а в полной мере контроллинг реализуем лишь в виде самоконтроллинга самими менеджерами [5, с 157], поэтому на рис. 1 этот элемент обозначен знаком вопроса.

В России на многих предприятиях организация контроллинга пока еще не сильно развита в связи с нехваткой опытных управленцев и экспертов. При этом становление в России модели рыночной экономики, усиление конкуренции и темпов научно-технического прогресса, усложнение промышленного производства и технологий оказания услуг увеличивают в несколько раз количество проблем, стоящих перед отечественными предприятиями. Не все руководители предприятий еще научились мыслить рыночными категориями, что повышает актуальность изучения методов контроллинга для принятия на предприятиях эффективных управленческих решений.

Организация контроллинга на предприятиях позволяет:

1.    создать систему управления преобразованиями, включающую в себя технологии мониторинга существующего и планирования желаемого состояния, а также путей достижения последнего;

2.    разработать методики оценки состояния системы в рамках моделей бизнес-системы, организационной и информационной структуры;

3.    внедрить методики управления состоянием системы в рамках структурных моделей.

Таким образом, контроллинг предлагает согласованную систему методик управления изменениями, применимых для любой предметной области.

Использование различных методов контроллинга при управлении текущей деятельностью предприятия позволяет ему сформировать эффективную систему принятия управленческих решений, предназначенную для сокращения расходов и времени, затрачиваемых на процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений, что в свою очередь позволит повысить качество и устойчивость развития предприятия на рынке. Дополнительным преимуществом системы может стать сокращение административных работ и ускорение передачи информации.

Основной принцип контроллинга - "Уже сегодня делай то, о чем другие завтра будут только думать" - позволяет использовать самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов. Работа службы контроллинга помогает принять правильные решения в складывающихся нестабильных экономических условиях, повысить эффективность работы и если необходимо обеспечить выживание фирм в условиях возрастающей сложности и динамичности рынков.

Служба контроллинга стремиться управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем. Сопоставление плановых и фактических показателей является сердцевиной системы контроллинга.

Литература

1.Башкатова Ю.И. Контроллинг в управленческом консультировании: Автореферат канд.экон.наук: 08.00.05/ Ю.И Башкатова, 2007 – с. 9-13.

2.Дайле А. Практика контроллинга:Пер. с нем./Под ред. и с предисл. М.Л.Лукашевича, Е.Н.Тихоненковой. – М.:Финансы и статистика, 2001. – 336 с.

3.Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях/А.М.Карминский, Н.И.Оленев, А.Г.Примак, С.Г.Фалько. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 256 с.

4.Контроллинг: учебник/А.М.Карминский, С.Г.Фалько, А.А.Жевага, Н.Ю.Иванова; под ред. А.М.Карминского, С.Г.Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с.: ил.

5.Кораблёва А.А. Контроллинг на понятийном уровне: почему мы употребляем те или иные понятия и как определить что такое контроллинг//Омский научный вестник. – 2004. - № 2 (27). – с. 154-157.

6.Малышева Л.А. Контроллинг на предприятии //Открытие системы – 2000. – 1-2. – С.26-32.

Сайт управляется системой uCoz